Найти в Дзене
Объектив времени.

Дмитров в воспоминаниях. Часть 3.

Праздники. Их было много, разных, с разными обычаями. Утром в праздники ходили в церковь. Это было большой радостью, очень интересно и умилительно. По особо большим праздникам в деревне бывал крестный ход: в деревню приносили из церкви иконы и хоругви, носили из дома в дом и служили в домах молебны. Бывало с волнением ждали, когда крестный ход с того конца деревни дойдет до нашего дома. Перед иконами зажигали лампадки. На стол стелили чистую белую скатерть. Иногда на улицу выносили столик, легкий, резной, красивый. Покрывали его темно красной с золотым шитьем скатертью, и молебен служили перед домом. Позже были застолицы с водкой и закуской, как полагается. А потом по деревне ходили, взявшись под ручку, человек по шесть и больше, взад на зад парни и девки с песнями под гармонь, с плясками. А потом начинались драки, особенно, если приходили парни из другой деревни. Особенно драчливые были Кузнецовские. Бабы и ребятишки бегали за своими мужьями, отцами, сыновьями, братьями старались уве

Праздники.

Их было много, разных, с разными обычаями. Утром в праздники ходили в церковь. Это было большой радостью, очень интересно и умилительно. По особо большим праздникам в деревне бывал крестный ход: в деревню приносили из церкви иконы и хоругви, носили из дома в дом и служили в домах молебны. Бывало с волнением ждали, когда крестный ход с того конца деревни дойдет до нашего дома. Перед иконами зажигали лампадки. На стол стелили чистую белую скатерть. Иногда на улицу выносили столик, легкий, резной, красивый. Покрывали его темно красной с золотым шитьем скатертью, и молебен служили перед домом. Позже были застолицы с водкой и закуской, как полагается. А потом по деревне ходили, взявшись под ручку, человек по шесть и больше, взад на зад парни и девки с песнями под гармонь, с плясками. А потом начинались драки, особенно, если приходили парни из другой деревни. Особенно драчливые были Кузнецовские. Бабы и ребятишки бегали за своими мужьями, отцами, сыновьями, братьями старались увести их, пьяных, домой. И там бывали пьяные скандалы. Помню один крестный ход, который был по полям, из-за того, что была засуха. Было страшно жарко, хотелось пить, толпа шла за иконами и хоругвями вокруг всех полей нашей деревни. Мы, ребятишки, бегали тут же.

Кроме общепринятых праздников часто бабы или мужики «гуляли»: устраивали складчину. Собирали деньги на вино, а закуска своя: картошка, огурцы, яйца и т.д.

Часто ездили к родственникам в гости в другие деревни. Помню, как зимой ездили в гости в Прудцы: на возочке, сидели на душистом сене, укутанные в платки и тулупы. Лошадь весело бежала по заснеженной дороге. Комки снега из-под копыт били в передок возка; доставалось и сидящим в возке. Дорога шла лесом. Деревья в снегу. Красота неописуемая.

Один из самых веселых и радостных зимних праздников это масляница. «Масляная неделя» предшествует Великому посту, который длится семь недель до Пасхи. Обычно это уже конец зимы и самое начало весны. И взрослые, и дети принимают самое активное участие в различных обрядах и играх этой недели. Прежде всего в каждом доме делают «Масляницу» - куклу из снопа соломы, наряжают ее в женскую одежду, украшают лентами, сажают на шест, который втыкают в сугроб перед домом. Всю масляную неделю Масляница здесь и находится. А в это время хозяйки пекут блины. Блины были, как правило, «кислые», т.е. не на соде пресные, а на закваске, на которой пекли хлебы в каждом доме, или на дрожжах. Блины были разные: и ржаные, и пшеничные, и из дорогой муки крупчатки. Блины ели с русским маслом, со сметаной, с жаренными шкварками, с патокой. Пекли блины и «с припеком» - с добавлением лука, яиц и т.д. Ходили друг к другу в гости «на блины»; хозяйки угощали соседей победнее. Для детей посереди деревни вмораживали в снег столб, на который надевали колесо с прикрепленными к нему оглоблями. К концам оглобель привязывали санки. Ребята крутили это колесо и четверо санок бежали по кругу. А колею, чтобы лучше бежали санки, поливали водой, получались ледяные дорожки. Смех и веселье здесь были весь день и вечер. Очень любили кататься на лошадях. Каждый хозяин считал делом чести показать в лучшем виде свою лошадь, сбрую, возок. Все металлические части на сбруе начищались до блеска. Дугу брали праздничную, расписную, с колокольчиками. И вся сбруя украшалась кистями, колокольчиками и бубенчиками. Запрягали в легкие расписные зелеными и красными цветами возочки. Ездили в другие деревни к родственникам в гости. Молодежь устраивала лихие катания вдоль деревни. Самый главный день на маслянице – прощеное воскресенье. Это последнее воскресенье на масляной недели. В этот день, в очень серьезной и торжественной обстановке, все просили друг у друга прощения: дети у родителей, родители у детей. Отец с матерью стояли в «красном углу» под иконами, все должны были подходить к ним, кланяться в ноги и просить прощения. И они в свою очередь просили прощения у детей, и все друг у друга. В этот же день было принято, чтобы зять приезжал к тестю и теще и привозил судака. А к вечеру соломенные масляницы собирали, везли на ближнее поле и сжигали в костре с песнями, плясками, шутками. На этом кончалась веселая масляница и начинался Великий пост.

Окончанием Великого поста была Пасха, которую ждали с большим нетерпением. Помню одну Пасху, которая была, очевидно, ранней или весна была поздней, но снег еще не совсем растаял, было много воды, ночью подмораживало, под ногами хрустел ледок. С вечера, в темноте, со смоляными факелами мы шли в церковь. В чуть синеющей черноте весенней ночи тут и там мелькали факелы, все двигались в одном направлении – в Даниловское, в церковь. У церкви народу много, много огней, факелов. Сдержанный шум, говор, радостное настроение, ожидание чего-то необычного. В церкви тесно. Отец пробирается с нами вперед, к клиросу. Он пел в церковном хоре. Служба долгая; душно, ярко, громкое пение, все необычное, быстро утомляет. Хочется спать. Пристраиваемся где-то у стены на холодном полу, сидя дремлем. Но вот оживление, в народе движение – 12 часов! Громко возглашается: «Христос Воскресе!». Пение становится светлым, радостным. Начинается крестный ход вокруг церкви с иконами, хоругвями, факелами. Громко хлопает и рассыпается разноцветными огнями фейерверк. Все христосуются: целуются, обмениваются крашеными яйцами. Дома ранний завтрак: «разговление». Много мяса, молока, творогу, сметаны, сладкий кулич, творожная пасха. И весь день после бессонной ночи как в каком-то светлом тумане. Но спать нельзя: жаль пропустить хоть час в этот чудесный день. На дворе качаемся на качелях, громко распевая: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ»… А в дерене шумит праздник. Считалось, что на Пасху при любой погоде, хоть ненадолго, но проглянет солнце, и оно «играет» - как-то особенно ярко и радостно сияют и переливаются его лучи. Вообще с Пасхой связано особенно умилительное чувство. Перед Пасхой всю избу – и стены, и потолок, и полы – мыли щетками и мочалками со щелоком; бревна становились желтые, медовые; печку белили; на окна вешали свежие занавески. Голос в избе после такой уборки раздавался, как в лесу, звонко.

Первая часть воспоминаний находится тут - https://dzen.ru/a/aPcpJbMqPHUSc71o

Вторая часть воспоминаний находится тут - https://dzen.ru/a/aPsc4bJqOAqAG4tk