Мелодрама «Ольга и Константин» (1984) — фильм из числа забытых. Тут нет ничего захватывающего, это
будничная история двух случайно встретившихся одиночек, которые, как выясняется, могут составить счастливую пару, хотя общего у них не так уж и много.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий «Ольга и Константин» написал Артур Макаров. Тему неожиданной любви он использовал уже не раз: она прозвучала и в «Приезжей» (1977), и в «Близкой дали» (1978). Здесь сюжет вышел во многом похожий: пассажир поезда, горячий эмоциональный кавказец Константин, увидев на перроне эффектную женщину, выскакивает из вагона, начинает беседу и увязывается за этой дамой, которую зовут Ольга.
Ольга резка, скора на решения и остра на язык, поэтому кавалера тут же отшивает. Но в дело вступает случай:
разыгравшаяся непогода заставляет Ольгу приютить Константина. На одну ночь, как она думает. Но жизнь «подумала» иначе.
Ставить фильм поручили Евгению Мезенцеву, ленинградскому режиссёру. Как и многие коллеги, Мезенцев начинал кинокарьеру как оператор, а потом решился занять режиссёрское кресло. У него было уже две самостоятельных работы,
«Ольга и Константин» стал его третьим (и последним) фильмом. После Евгений Мезенцев киносъёмками не занимался, переключившись на руководство кино- и телекомпаниями.
Роль Ольги Евгений Мезенцев сразу отдал Светлане Крючковой, тогда уже актрисе знаменитой и любимой. Они уже были знакомы: Светлана сыграла одну из главных ролей в режиссёрском дебюте Мезенцева «Товарищ Иннокентий» (1981). Характер бойкой доярки Ольги вполне соответствовал темпераменту энергичной и харизматичной Крючковой, так что режиссёр не раздумывал над кандидатурами.
Роль Константина предложили Вахтангу Кикабидзе. Он тоже оказался тут на своём месте:
беззлобный, задумчивый, деловитый и не бросающий слов не ветер, к тому же очень интересный мужчина с броской внешностью — именно таким и был его герой.
История разворачивается в деревне в среднерусской полосе, где гости с Кавказа были не таким уж частым явлением, поэтому Константин, едва появившись, моментально становится объектом интереса местных одиноких дам.
Кстати, почти параллельно Кикабидзе снимался в легендарном политическом детективе «ТАСС уполномочен заявить» (1984), где играл элегантного шпиона-интеллектуала из ЦРУ. А в «Ольге и Константине» он предстал обычным рабочим, шофёром, который знает каждый винтик в моторе и без колебаний возьмётся помочь с деревенским работами соседям. А ещё здесь Вахтанг Кикабидзе сам озвучил персонажа (в отличие от «ТАСС уполномочен заявить») и его акцент здесь очень к месту.
Подруг, соседок и потенциальных (но неудачливых) соперниц Ольги за внимание Константина сыграли Ольга Волкова, Светлана Тормахова, Нина Усатова, Татьяна Бедова. В роли директора колхоза — Михаил Глузский, а в образе бывшего скаредного супруга Ольги, который пропав на несколько лет, вдруг приезжает, чтобы поделить дом, — Виктор Павлов.
Натуру для фильма нашли в Калининской области. Съёмочная группа на пару летних месяцев переселилась в деревню Шелемиха под Вышним Волочком. Как это часто бывало, местные жители с восторгом встретили кинематографистов и всячески им помогали.
Особой популярностью пользовался, конечно же, Вахтанг Кикабидзе: каждому хотелось пообщаться с самим Мимино. А ещё отдельно стоит отметить операторскую работу:
естественная гармоничная просторная красота русской природы присутствует на экране постоянно, местами, возможно, избыточно, но всё равно её нельзя не залюбоваться.
Мелодрама «Ольга и Константин» прошла более чем скромно и не стала выдающейся и заметной ни для Светланы Крючковой, ни для Вахтанга Кикабидзе.
Критики говорили о вторичности сюжета (и здесь был явный упрёк Артуру Макарову), банальности поведения героев, отсутствии продуманной драматургии. Не спасали картину ни выверенный операторский взгляд режиссёра, ни музыка Исаака Шварца, ни громкие имена актёров.
От себя добавлю, что фильм в целом любопытен и просмотра, однократного, по крайне мере, заслуживает. Не только из-за Светланы Крючковой и Вахтанга Кикабидзе, но из-за кокетливой Ольги Волковой (как тут не вспомнить уроки соблазнения мужчин из искромётной «Летучей мыши» (1978)!) и сцены приезда многочисленных грузинских родственников Константина и прояснения тёмной истории с его невест(к)ой.
В ленте «Ольга и Константин» много закадрового текста — мыслей и рассуждений Константина. И когда внезапный летний ливень застал его в начале истории на вокзале после первой встречи с Ольгой, он подумал:
«У нас похищают женщин, а здесь женщина похитила мужчину. Интересный момент…. Хотя разве я не имею права на такое маленькое приключение?».
В общем, смотрите историю о том, как советская доярка похитила советского же шофёра.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой: