«Отряд особого назначения» в 1980 году замкнул список десяти самых успешных картин года: его посмотрело 36 миллионов зрителей.
Но сейчас об этой приключенческой ленте мало кто помнит, хотя сюжет в ней довольно динамичный и нетривиальный.
Есть данные, что сценаристы описали реальный случай, произошедший во время войны, но, думается, это скорей обобщение, история, в которой слились несколько подобных. Речь в фильме идёт о спасении «Катюши» от немцев (и где вы ещё увидите, как в фашистов метко стреляет лучник?).
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Василий Решетников, один из авторов сценария, сам застал войну, хотя активно п поучаствовать в ней не смог в силу юного возраста. Зато уже после Победы отправился на восток, где застал окончание войны с Японией. Их тех сражений он и вынес воспоминания, которые позже использовал в сценариях, в том числе в сценарии «Отряда особого назначения». Соавтором Василия Решетникова стал Рудольф Отколенко, редактор Одесской киностудии. А постановкой занялся ещё один сотрудник сотрудник Одесской киностудии Вадим Лысенко, уже довольно опытный режиссёр с почти уж десятком работ.
Сюжет начинается с того, что в разгар боя в реке тонет советский грузовик. Но это не просто перевозившая груз машина, это платформа с «Катюшей», новейшей разработкой советских инженеров. Если немцам (а затонул грузовик в районе, который находится в их руках) удастся поднять грузовик, то они получат уникальную техническую новинку. Немецкое командование уже готовит операцию по подъёму, и нужно срочно что-то предпринять. Массированная бомбардировка — это не выход: нет гарантий, что установку, лежащую на дне реки, действительно удастся повредить.
И тогда советский штаб принимает решение отправить в район не военную группу, а спортсменов и циркачей. Правда, они не совсем новички:
бригаду сформировали ещё в первые дни войны, ей доверяют самые необычные задание, и сейчас как раз такой момент. В составе отряда, который доставляет на место планер (!), — акробат, пловцы, стрелок, есть даже инженер-химик.
А единственная девушка, входящая в отряд, — чемпионка Москвы по плаванию Мария Стрельникова, которой по стечению обстоятельств и предстоит выполнить самую сложную часть задания.
Интересно, что герои «Отряда особого назначения» были очень разными людьми по роду занятий, а режиссёр фильма Вадим Лысенко собрал настоящий интернациональный актёрский ансамбль, где объединились российские, украинские, прибалтийские актёры и артист из Грузии. В роли командира отряда — эстонский актёр Леонхард Мерзин (голос ему дал мастер озвучки Игорь Ефимов), в роли химика-подрывника — латвиец Улдис Пуцитис,
их товарищей по отряду сыграли Павел Ремезов, Элгуджа Бурдули, Сергей Иванов, Леонид Шумский.
Кстати,
для эстрадного артиста Леонида Шумского эта роль осталась единственной, но заметной: именно он предстал тут стрелком-лучником, словно перенёсшимся в середину двадцатого века из Средневековья.
А вот для Сергея Иванова роль в «Отряде особого назначения» стала в каком-то смысле проходной: его герою, спортсмену-пловцу, на экране досталось слишком мало времени, поэтому выглядел он блекловато, не имея возможности развернуться в роли. А некоторые критики позже сочли, что для актёра образ пловца Саши Мудрякова стал неким самоповтором: такого же трогательного, поэтичного, немного нелепого, но невероятно обаятельного парня он уже сыграл в драме «В бой идут одни “старики”» (1974).
В единственной женской роли, пловчики Марины, — выпускница Щукинского училища Марина Трошина, которая хоть и появилась уже несколько раз в кино, но центральную роль сыграла впервые. Эта работа, строго говоря, так и останется самой заметной в фильмографии актрисы, более активно у неё будет складываться карьера в театре.
В ролях немцев — традиционно исполнители из Прибалтики, в числе которых Улдис Лиелдиджс и Ольгерт Кродерс.
Ну и, конечно, над фильмом с трюками трудилась группа каскадёров, в составе который были такие мастера, как Олег Федулов и Владимир Жариков.
Приключенческий фильм «Отряд особого назначения» вышел в прокат в самом начале 1980 года и быстро завоевал симпатии зрителей. Журнал «Спутник кинозрителя» отмечал:
«Было время, когда к таким сюжетам относились очень сурово. Война — это всенародное бедствие, а в фильме такого жанра она оказывается лишь условием игры. В каких мрачных тонах ни снимай, какое эмоциональное напряжение не нагнетай, всё будет работать не на историческое ощущение войны, а на дополнительное осложнение данной интриги, отчего она станет только интересней. <...> Военные подвиги, которые сразу стали называть легендарными, дали толчок к созданию новых легенд, а такой и бывает всегда память народа о великих событиях своего прошлого».
Серьёзным минусом фильма я бы назвала его краткость, из-за которой главным героям практически не удалось раскрыться по-настоящему, да и вообще познакомиться с каждым из них хоть сколько-нибудь внятно не получилось. А жаль. В целом же лента достаточно увлекательная и смотрится неплохо, хотя её и поругивают сегодня за многочисленные ляпы и сюжетные недоработки.
А как вы считаете, стоит ли снимать фильмы о войне в развлекательном ключе?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: