Найти в Дзене
Альтернативная история

Бой с тенью. Взгляд с запада на советскую воздушную мощь середины 1970-х годов. Часть 1

Все части статьи Начало интересной винтажной статьи Чарльза Гилсона и Билла Свитмана из выпуска журнала «Flight International» от 5 июня 1976 года, которая, думаю, заинтересует коллег. Предисловие редакции: С начала этого десятилетия ВВС СССР и стран Варшавского договора приняли на вооружение четыре новых типа боевых самолетов. Одним из них является стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Tupolev Backfire (Ту-22М), предназначенный для нанесения ядерных ударов. Ожидается, что эти самолеты будут выполнять задачи по уничтожению надводных целей в составе авиации советского флота. Три других типа находятся на вооружении советской фронтовой авиации: созданные в ОКБ Микояна MiG-23 (МиГ-23) и MiG-25 (МиГ-25) и детище ОКБ Сухого Su-19 (Су-24). Вместе с усовершенствованными вариантами более ранних типов машины новых типов покидают авиазаводы с темпом 800 самолетов в год. Оборонительная концепция, которая доминировала в русской военной мысли от сражения при Бородино до С

Все части статьи

Начало интересной винтажной статьи Чарльза Гилсона и Билла Свитмана из выпуска журнала «Flight International» от 5 июня 1976 года, которая, думаю, заинтересует коллег.

Авиация реальная и альтернативная | Альтернативная история | Дзен

Предисловие редакции: С начала этого десятилетия ВВС СССР и стран Варшавского договора приняли на вооружение четыре новых типа боевых самолетов. Одним из них является стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Tupolev Backfire (Ту-22М), предназначенный для нанесения ядерных ударов. Ожидается, что эти самолеты будут выполнять задачи по уничтожению надводных целей в составе авиации советского флота. Три других типа находятся на вооружении советской фронтовой авиации: созданные в ОКБ Микояна MiG-23 (МиГ-23) и MiG-25 (МиГ-25) и детище ОКБ Сухого Su-19 (Су-24). Вместе с усовершенствованными вариантами более ранних типов машины новых типов покидают авиазаводы с темпом 800 самолетов в год. Оборонительная концепция, которая доминировала в русской военной мысли от сражения при Бородино до Сталинградской битвы и которую царь Николай I называл «генералы Январь и Февраль», была отброшена. За последние пять лет советские военно-воздушные силы получили перспективные боевые самолеты, которые соответствуют новой концепции. Чарльз Гилсон и Билл Свитман анализируют последние тенденции и новейшие разработки.

Вероятно, с 1940-х годов военно-воздушные силы Советского Союза и других стран Варшавского договора не видели такого роста боевой мощи, который наблюдается в последние пять-десять лет. Многочисленные заявления правительств западных стран, спецслужб, руководителей служб и независимых аналитиков свидетельствуют о беспокойстве, которое ощущается не только в росте численных показателей, но и в темпах технического совершенствования, демонстрируемых новейшими типами русских боевых самолетов.

Хотя некоторые из непрофессиональных анализов и прогнозов относительно воздушной мощи стран Варшавского договора можно рассматривать как довольно бесстыдное нагнетание страха, технический прогресс неразрывно связан с потраченными финансовыми средствами, и Соединенные Штаты, и Великобритания только что опубликовали подробности исследований, посвященных советским расходам на оборону. По оценкам Министерства обороны Великобритании в 1975 году они составили более 50000 миллионов рублей, в реальном выражении в течение многих лет они росли в среднем на 4 процента и доля советского валового национального продукта (ВНП), выделяемого на военные цели, за последнее десятилетие составляла в среднем от 11 до 12 процентов.

Эти последние данные, в значительной степени подтвержденные в отчете Центрального разведывательного управления США, вытекают из комплексной переоценки расходов в рублевом выражении, которая показывает, что прежние оценки 7% ВНП, направляемых на военные цели, были существенно занижены. По словам британского Минобороны эту более низкую величину было трудно согласовать с наблюдаемым в последние годы заметным увеличением советского военного потенциал. Новый показатель был получен путем тщательной переоценки затрат, в частности, на поставку и обслуживание обширного ассортимента нового современного вооружения и техники, которые

«в настоящее время непрерывно поступают в части и подразделения советских вооруженных сил.»

Общие показатели впечатляют – в год производится 1800 боевых самолетов (по словам начальника штаба Королевских ВВС главного маршала авиации [генерал-полковника авиации] сэра Эндрю Хамфри [Sir Andrew Humphrey] этого количества достаточно, чтобы переоснастить части первой линии британской авиации за шесть месяцев), из которых более половины являются высокоэффективными боевыми самолетами и более 800 из них являются новейшими типами. За последние пять лет изготовлено более 4600 самолетов тактической авиации, что свидетельствует о наращивании темпов. В общей сложности 2600 тактических самолетов советской фронтовой авиации и стран Варшавского договора противостоят западноевропейским государствам в Центральном регионе НАТО. Недавно сэр Эндрю Хамфри озвучил еще одно предупреждение:

«Россия тратит на военные исследования и разработки больше, чем все страны Западного мира вместе взятые. Поэтому мы должны ожидать, что в будущем мы столкнемся не только с воздушными силами, отличающимися всевозрастающими мощью и потенциалом, но и, скорее всего, с некоторыми тревожными технологическими достижениями».

Например, стоит вспомнить двух русских ученых Николая Басова и Александра Прохорова, которые в 1964 году разделили с американцем Чарльзом Таунсом нобелевскую премию за работы по разработке лазера.

Развитие советских военно-воздушных сил

В рамки этого краткого анализа не входят ни оценка вероятности вторжения Варшавского договора в Западную Европу, ни предположения о том, какую форму может принять такой шаг. Тем не менее масштабы совершенствования военно-воздушных сил стран Восточной Европы заставляют задуматься о том, какие силы противостоят НАТО, а также изучить индивидуальные возможности новейших боевых самолетов. От 30 до 40 заводов, связанных с производством (по общему признанию не все они загружены созданием серийной продукции), ежегодно поставляют подразделениям первой линии около 1000 новых самолетов и около 700 вертолетов. Значительная часть самолетов является либо специализированными штурмовиками, либо машинами, способными выполнять ударные задачи. Разумеется, очень хорошо известен тот факт, что значительный процент поступающих на вооружение самолетов (как с фиксированным крылом, так и с крылом с изменяемой стреловидностью) способен выполнять полеты средней дальности и рассчитан на выполнение задач по нанесению ударов по наземным целям, а не на выполнение более традиционных задач, которые связаны с такими самолетами, как MiG-21 (МиГ-21) и Su-7 (Су-7) и которые требовали полетов малой с средней дальности. В то же время улучшения, вносимые в эти самолеты более раннего поколения, означают, что во многих случаях в расчетах эти машины следует рассматриваться равноценными самолетам новых типов.

-2

ударные самолеты Sukhoi Su-19 Fencer (Су-24) в полете («Flight International» 29 July 1978)

Боевыми элементами советских ВВС, представляющими наибольший интерес для европейских стран НАТО, являются так называемая фронтовая авиация, дальняя авиация и авиация ВМФ, поскольку они представляют основную угрозу наступательного характера. В состав дальней авиации, которая базируется исключительно в пределах Советского Союза, входят стратегические бомбардировщики. Однако аэродромы дальней авиации в основном находятся на окраинах Советского Союза, чтобы наилучшим образом использовать наименее защищенные маршруты полетов к потенциальным целям. Хотя бомбардировщики Backfire совершенно справедливо считаются стратегической угрозой даже для континентальной части США, первый полк, оснащенный самолетами данного типа, базируется на юге недалеко от Крыма, что позволяет предположить о целях этих машин не в Америке, а в Европе.

-3

ударные самолеты Sukhoi Su-19 Fencer (Су-24) в полете. Изображение сгенерировано сайтом lmarena.ai

Морская авиация – это по большей части береговые силы, осуществляющие поддержку трем советским флотам, представляющим особый интерес для европейских стран НАТО: Балтийского, Северного и Черноморского флотов. Советская морская авиация представляет наибольшую угрозу для Великобритании, поскольку одними из ее главных задач в возможной войне станут уничтожение в Восточной Атлантике флотов стран НАТО, перерезание линий коммуникации с Америкой и прекращение снабжения из США. Такие самолеты, как Backfire, с их оружием, применяемым вне зоны поражения средств ПВО, которые либо поступают на вооружение морской авиации, либо поступят в ближайшее время, становятся по меньшей мере такой же большой угрозой для надводного судоходства, как и подводные лодки. Кроме того, с появлением таких стратегических грузовых самолетов как C-5A трансатлантические авиалинии стали столь же важными, что и морские коммуникации, и в военное время Королевские ВВС будут отвечать за защиту самолетов и кораблей в восточной части Атлантического океана.

-4

дальний бомбардировщик Tupolev Backfire (Ту-22М) в полете («Flight International», 17 December 1977)

Наращивание британских сил противовоздушной обороны является отражением того, что рассматривается как растущая угроза, равно как и небольшое увеличение ПВО Королевского флота в фирме запланированной поставки истребителей Sea Harrier. Остается вопрос: не будут ли «харриеры» приняты на вооружение достаточно рано, поскольку существует большая вероятность того, что зависимость России от самолетов дальней разведки и целеуказания таких как Bear D (Ту-95РЦ) будет преодолена техническими достижениями в области оружия, применяемым вне зоны поражения средств ПВО, по крайней мере в начале 1980-х годов. В этом случае палубные истребители Sea Harrier столкнутся со сверхзвуковыми бомбардировщиками Backfire или с перехватчиками MiG-25 в варианте дальнего истребителя сопровождения. Хотя не ожидается, что в ближайшее время скорости выполнения атак на малых высотах не возрастут, существует большая вероятность того, что для бомбардировщиков Backfire будут разработаны ракеты сверхзвуковые большой дальности. На этом фоне представитель министерства обороны США недавно заявил, что сегодня флот НАТО может контролировать североатлантические морские пути в Европу

«но только после серьезных потерь в тоннаже грузового флота».

Картина вполне может измениться в ближайшие пять-десять лет – в восточной части Атлантического океана потенциальный противник уже превосходит НАТО в численности боевых самолетов в соотношении 1,5:1.

-5

дальний бомбардировщик Tupolev Backfire(Ту-22М) в полете. Изображение сгенерировано сайтом lmarena.ai

Как будет показано во второй половине этой статьи именно фронтовая авиация – тактические силы противовоздушной обороны и изоляции поля боя – за последние пять лет была наиболее усилена. Фронтовая авиация является наиважнейшим приоритетом для стран Варшавского договора, у которых, вероятно, находится около 5000 боевых самолетов в частях первой линии и еще по меньшей мере вдвое меньшее количество машин находится в резервах, часть из которых находит свое применение, а часть нет. Значительная часть этих соединений базируется в странах-союзниках Советского Союза и объединены с военно-воздушными силами этих стран. Так, например, около 800 тактических самолетов советской фронтовой авиации объединены с самолетами Восточной Германии, что позволяет выставить против северной части Западной Германии около 1300 боевых самолетов. Далее на восток, в Польше, имеется около 1200 самолетов для поддержки находящихся в Восточной Германии частей первой линии. На юге – в Чехословакии и Венгрии – еще около 1200 боевых самолетов базируются в пределах легкой доступности южной части Западной Германии и относительно «мягких» австрийских границ. В целом в численности тактических самолетов на центральном участке Варшавский договор превосходит НАТО в соотношении 2,3:1.

К северу от центрального региона НАТО в Белоруссии (в тексте White Russia [Белая Россия] — byakin), Литве, Латвии и Эстонии базируются еще примерно 500 тактических самолетов или около того. Еще дальше к северу, на Кольском полуострове, обращенном к нейтральной Финляндии и к самому северному члену НАТО Норвегии, базируются в общей сложности около 300 тактических и разведывательных самолетов из состава фронтовой и морской авиации. На другом конце 3000-мильной границы Варшавского договора с НАТО – месте соединения территорий Турции и Советского Союза – в районе Кавказа между Черным и Каспийским морями базируются около 300 тактических самолетов.

Таков состав военно-воздушных сил, получающих новую технику, которая будет оценена ниже. Основным тактическим подразделением фронтовой авиации является авиаполк, в состав которого входят три эскадрильи численностью по 12-16 машин. Большинство авиаполков имеют места постоянного базирования, но большинство из них периодически передислоцируются на «передовые» аэродромы, которых в Восточной Европе гораздо больше, чем в Западной. Варшавский договор считается настолько хорошо подготовленным в отношении военных аэродромов, что передовые площадки должны будут использоваться только в случае, когда сухопутные войска продвинутся на запад до линии Рейн – Рур, которая находится примерно в 150 милях (240 км) от ближайшей части Восточной Германии. На линию Рейн – Рур сухопутные силы Варшавского договора смогут выйти через трое суток после начала боевых действий, поскольку предполагается, что они встретят лишь незначительное сопротивление со стороны НАТО. Тем не менее, угроза использования авиацией стран Варшавского договора передовых баз, достаточна для того, чтобы НАТО тратило значительные усилия на разработку т.н. систем вооружения для блокирования районов, которые должны воспрепятствовать продвижению сухопутных сил противника. В качестве примера подобных систем вооружения можно привести систему минирования Strebo и кассетные боеприпасы типа BL755.

Введение в эксплуатацию нового оружия всегда имеет последствия в области подготовки кадров, и есть все признаки того, что Варшавский договор вполне может испытывать подобные проблемы. Методики обучения в СССР всегда имели тенденцию быть более регламентированными и менее гибкими, чем на Западе, что было подтверждено в прошлом году пилотом, которого русские обучали полетам на MiG-21 (см. «Flight» 25 сентября 1975 года, стр. 443). Советские пилоты из боевых частей также традиционно имеют меньший налет, чем их западные коллеги; в среднем 10-15 летных часов в месяц против 20-25 летных часов в месяц у пилотов стран НАТО. С другой стороны, считается, что пилоты в странах Варшавского договора, как правило, служат в одних и тех же подразделениях и, следовательно, в течение очень большой части их летной карьеры связаны с определенными типами самолетов. Таким образом, можно утверждать, что знакомство с типом и способом боевого применения уравновешивает дополнительную летную подготовку.

Одна из оценок, недавно приведенных в журнале «Flight», гласит, что советские методы обучения отстают на целых десять лет от технических достижений в области авиационной техники. Поэтому на Западе благодаря превосходству своих пилотов в летном мастерстве склонны чувствовать себя относительно комфортно, но в то же время считают, что данный дисбаланс продлится не позднее 1985 года. Безусловно, любое сокращение летных часов, вызванное необходимостью экономии топлива, способствовало бы снижению летного мастерства и уничтожению морального преимущества экипажей самолетов стран НАТО.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Билл Свитман. Шпионаж за Советским Союзом с помощью миллиметровой бумаги и калькулятора - Альтернативная История
Бой с тенью. Взгляд из Италии на советскую авиацию и авиационную промышленность 1950-х годов - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/boj-s-tenyu-vzglyad-s-zapada-na-sovetskuyu-vozdushnuyu-moshh-serediny-1970-h-godov-chast-1/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉