Найти в Дзене
Альтернативная история

Дорогие мои старики. Часть 15. Эскадренный броненосец «Двенадцать Апостолов»

Очередная часть цикла, посвящённая альтернативной модернизации русских боевых кораблей на кануне Русско-Японской войны. Правда этот корабль находился на Черноморском флоте и шансов принять в войне с Японией у него было мало. Но перейдём собственно к кораблю. И в начале поговорим о его реальной версии. «Двенадцать Апостолов» – после ввода в строй в течение 11 лет (с 1895 по 1905 годы) из-за недостатка средств был в кампании только шесть раз. Дважды в течение этого периода службы использовался в качестве опытового корабля. По данным В.В.Арбузова в ноябре то ли 1893, то ли 1895 года (на двух соседних страницах у этого автора разные цифры) на броненосце испытывали ручной способ постановки мин заграждения с рельсовых путей системы лейтенанта А.П.Угрюмова. Также по всей видимости не ранее 1904 года (поскольку использовались торпеды образца 1898 и 1904 годов) на нем проверяли оптимальные размеры выстрелов для минных сетей.
В 1896, 1899, 1900 и 1901 годах корабль находился либо в вооруженных р
Оглавление

Очередная часть цикла, посвящённая альтернативной модернизации русских боевых кораблей на кануне Русско-Японской войны. Правда этот корабль находился на Черноморском флоте и шансов принять в войне с Японией у него было мало. Но перейдём собственно к кораблю. И в начале поговорим о его реальной версии.

Альтернативное кораблестроение | Альтернативная история | Дзен
Цикл - "Дорогие мои старики" | Альтернативная история | Дзен

В реальности:

«Двенадцать Апостолов» – после ввода в строй в течение 11 лет (с 1895 по 1905 годы) из-за недостатка средств был в кампании только шесть раз.

-2

Дважды в течение этого периода службы использовался в качестве опытового корабля. По данным В.В.Арбузова в ноябре то ли 1893, то ли 1895 года (на двух соседних страницах у этого автора разные цифры) на броненосце испытывали ручной способ постановки мин заграждения с рельсовых путей системы лейтенанта А.П.Угрюмова. Также по всей видимости не ранее 1904 года (поскольку использовались торпеды образца 1898 и 1904 годов) на нем проверяли оптимальные размеры выстрелов для минных сетей.
В 1896, 1899, 1900 и 1901 годах корабль находился либо в вооруженных резервах, либо в ремонтах. В период с 1902 по 1906 год «Двенадцать Апостолов» ежегодно вводили в кампанию.
С 25 февраля по 9 марта 1904 года – замена бакаутовых подшипников в доке.
По истечении десятилетнего срока службы «Двенадцати Апостолов» Севастопольский порт в 1904 году поднял вопрос о замене на нем котлов, затребовав на это 55000 рублей.
Через год МТК запланировал заказать для броненосца котлы Бельвиля, рассчитывая на их установку в 1907 году. Позже это решение отменили, так как для нужд «Двенадцати Апостолов» передали 16 из 18 котлов Бельвиля, изготовленных для выведенного из состава флота эскадренного броненосца «Чесма».
9 августа 1907 года полковником Кузнецовым, служившим на «Двенадцати Апостолах» старшим инженер-механиком, был предложен вариант модернизации корабля, предполагавший замену на нем старой брони «компаунд» броней Круппа вдвое меньшей толщины, увеличение площади бронирования (защита оконечностей и дымовых труб), установку на нем новой артиллерии – 4-254х45 в двух башнях (носовой и кормовой), 4-203х50 (в двух бортовых башнях) и 6-120х50 в «полуказемате», модификацию машин и установку котлов Ярроу для достижения предполагавшейся по изначальному проекту мощности при искусственной тяге в 11500 л.с. (при этой мощности и 95-100 оборотах в минуту Крылов рассчитывал получить скорость в «19 узлов с лишком»).
Вместе с тем данный проект был явно недостаточно проработан по ряду своих позиций. Так, масса новых двухорудийных башен орудий 203х50 принималась в нем равной 60 тоннам на башню, что было заведомо нереалистичным показателем – к примеру, аналогичные башни эскадренных броненосцев типа «Андрей Первозванный» с броней и без орудий весили 235-236 тонн (сами башенные механизмы без брони – около 90 тонн). Вызывала сомнения и возможность достижения кораблем 19-узловой скорости. Проект реализован не был.
В июне 1907 года МГШ предлагал перевооружить «Двенадцать Апостолов» на 4-254х45 и 4-120х45 (броня башен ГК – вертикальная 203 мм, крыша 63,5 мм, верхний ярус подачных труб 127 мм, нижний ярус подачных труб 102 мм; новые казематы 120-мм пушек – вероятно, как и на предлагавшихся одновременно к переделке «Синопе» и «Георгии Победоносце», борт 76,2 мм, тыл и траверсы 50,8 мм, крыша 38,1 мм). Стоимость переделки оценивалась в 1,275 миллиона рублей. Проект реализован не был.
По проекту от 28 апреля 1908 года предлагалось перевооружить «Двенадцать Апостолов» на 4-254х50 и 8-120х50 и полностью перебронировать корабль (в том числе бортовое бронирование 152-102 мм (два полных пояса), батарейная палуба 38,1 мм, броня башен ГК – вертикальная 203 мм, крыша 63,5 мм, подшивка 76,2 мм, подачные трубы 203 мм; казематы 120-мм пушек – борт 76,2 мм, задняя переборка и траверсы 50,8 мм, крыша 38,1 мм; в одном из вариантов проекта казематы не бронировались, но кожухи дымовых труб до высоты крыши боевой рубки защищались 25,4-мм броней). Стоимость переделки оценивалась в 5,177 миллиона рублей. Проект реализован не был.

28 мая 1909 года в МГШ пришли к выводу о том, что во избежание напрасных расходов на ремонт устаревших 305-мм установок броненосца их следует заменить двумя 203-мм орудиями со щитами, а 4-152х45 и все 47-мм пушки заменить на 8-152х45 и, насколько это будет возможно, разгрузить корабль.
На основе этих пожеланий к 3 августа 1909 года были разработаны два варианта переделки корабля.
По первому (ориентировочная стоимость с боекомплектом, но без работ по механической части 1,5 миллиона рублей) из прежнего вооружения оставались только 4-47 для салютов, снимались надстройки, мачты, мостики, боевая рубка и 127-мм броня каземата 152-мм пушек. Взамен устанавливались два палубных 203-мм орудия со щитами на местах 305-мм установок, а на батарейной палубе – 8-152х45. Броня новых казематов орудий 152х45 – борт 76,2 мм, траверсы и продольные переборки 25,4 мм, палуба над казематом 38,1 мм, кожухи дымовых труб 25,4 мм). Также устанавливались две ажурные мачты, легкие мостики и боевая рубка нового образца.

-4

По второму варианту (ориентировочная стоимость с боекомплектом 1,1 миллиона рублей) число пушек 152х45 увеличивалось до 10 (4 на батарейной палубе и 6 на верхней). Изменение бронирования не предусматривалось, иные переделки корабля (включая снятие дерева с внутренней отделки) предполагались минимальными и были направлены на его максимально возможное облегчение.

-5

5 ноября 1909 года МГШ был избран для переделки «Двенадцати Апостолов» второй вариант. Однако в ведомости утвержденных и намеченных на 1911-1912 годы работ по перевооружению речь шла об установке уже не 10, а 8-152х45. Также не исключалась замена котлов с использованием 16 из 18 котлов, изготовленных для эскадренного броненосца «Чесма».
К 1910 году с броненосца были сняты артиллерия, одна труба, ряд дельных вещей, фактически он использовался в качестве блокшива, продолжая при этом числиться линейным кораблем.
27 ноября 1910 года Морской министр С.А.Воеводский распорядился «отложить заказы по перевооружению «Двенадцати Апостолов», намеченные программою по судостроению и внесенные в смету», с целью экономии средств до окончательного решения вопроса о постройке новых линкоров-дредноутов для Черного моря.
4 апреля 1911 года «Двенадцать Апостолов» исключен из списков флота.
В 1925 году использован в качестве декораций для съемок фильма «Броненосец «Потемкин».
К середине 1930-х годов разобран на металл.

В альтернативе:

А вот в альтернативе хотелось бы предложить тоже не вполне однозначный вариант, хотя и сообразующийся с общей логикой предлагаемых в данном цикле заметок модернизаций.
В этом варианте на корабле сохранялись бы его старые установки ГК – как и перенесенная в данной альтернативе с «Императора Николая I» на «Петр Великий», а также «родная» на «Императоре Александре II». Цель их сохранения прежняя – обучение комендоров хотя бы базовым навыкам работы с башенными орудиями. При этом, что немаловажно, все эти три типа установок – родственные по конструкции, авторства Металлического завода, бывшего в то время основным «генератором проектных решений» в русской башенной морской артиллерии. То есть и в рамках обучения сразу на двух основных флотах соблюдалась бы определенная преемственность.
Одновременно на корабле предлагается, не трогая его старую броню, снять всю малокалиберную артиллерию, кроме 4-47 на надстройках, и торпедные аппараты, заменить огнетрубные котлы котлами Бельвиля (вместо аналогичных работ на «Чесме»), ликвидировать часть его обширных мостиков, заменить мачты облегченными и провести иные работы, направленные на облегчение корабля, после чего установить на нем 8-152х45 (4 на батарейной палубе на местах прежних 152х35 и 4 над ними в надстройке спардека на местах 4-47) и 4 пулемета. Если позволит выигрыш по массе – также прикрыть хотя бы 50,8-мм бортовой броней и 25,4-мм крышей новый верхний каземат СК (на это потребуется около 100 тонн).
Провести все эти работы предполагалось бы в 1905-1907 годах.
В таком виде данный броненосец мог бы выполнять функции как учебного корабля для подготовки артиллеристов и машинных команд, так и брандвахты для охраны Севастопольской бухты (в реальности такая роль была возложена на «Георгия Победоносца», в этой «модернизационной» альтернативе предлагаемого к полноценному перевооружению, включая орудия ГК, и частичному перебронированию).

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Дорогие мои старики. Часть 10. Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» - Альтернативная История
Дорогие мои старики. Часть 5. «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/dorogie-moi-stariki-chast-15-eskadrennyj-bronenosecz-dvenadczat-apostolov/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉