Это запоздалая новость. Проект такого корабля был представлен ещё в 2023 году на проходящей в Шанхае выставке Marintec China 2023. Понятно, что большими кораблями, тем более контейнеровозами сейчас никого не удивишь. Но вот силовая установка на ней нужно остановиться поподробней.
Главное, что нужно знать – сегодня промышленного ториевого реактора нет ни где в мире, в Китае существует опытная установка. Не торопятся ли китайцы. Однако по не об этом речь. Что же собой представляет эта инновационная техника?
Хотя такие реакторы и называют «ториевыми», в действительности сам торий в реакторах не делится: вместо этого торий-232 захватывает один нейтрон от другого изотопа и становится ураном-233, а уже тот делится, поэтому может работать как ядерное топливо.
Причины, по которым Китай начал огород городить с торием простые. В стране нет ни урана, ни, естественно, урановой промышленности. Китай вынужден закупать уран за границей, в том числе, и в России.
Сегодня в Китае, с помощью России, строят быстрые натриевые реакторы, однако закрыть ими потребности в плутонии китайцы не могут и быстро они эту проблему не решат. А вот с торием в Китае всё на много веселей, месторождения этого металла есть и их более-менее достаточно.
Это плюсы ториевых реакторов, но есть и существенные минусы. Если уран-235 до загрузки в реактор радиационно безопасен, то про уран-233, такого не скажешь, это высокорадиоактивное вещество. На сегодняшний день полноценного ториевого цикла нет ни в одной стране, а экспериментальный ториевый реактор, сравнительно небольшой мощности, как и положено для опытной техники пока только один в мире и сколько займёт времени доработка и устранение всех детских болезней на полноценном промышленном реакторе одному богу известно.
При выборе реактора для своего корабля китайские судостроители делают упор на то, что установка будет жидкосолевым — то есть, несмотря на высокие температуру и КПД, в его корпусе будет низкое давление, что повышает безопасность. Даже в случае серьезного инцидента реактор просто самозаглушится (соль стечет в ловушку), после чего ториесодержащая соль застынет, став безопасной.
Понятно, что всё что связано с атомом во всём мире строго засекречено. И раз китайцы начали проектировать корабль с ториевым реактором то вероятно работы по этой технологии или на финишной прямой или уже завершены. Конечно, по-хорошему, нужно было построить на суше опытную электростанцию, уже с промышленной установкой, где всё протестировать. Но кто знает, может она в Китае уже есть, просто они это не афишируют.
Что касается, собственно, корабля. Для начала о производителе.
Речь идет о верфи, входящей в состав Китайской государственной судостроительной корпорации. Поскольку Китай в настоящее время является безоговорочным мировым лидером в судостроении, оставив далеко позади Японию, данный проект реализуется под эгидой ключевого участника отрасли.
Предполагается, что судно сможет развивать скорость свыше 20 узлов, а его длина составит около 400 метров. Его грузоподъемность оценивается примерно в 24 тысячи TEU (двадцатифутовый эквивалент контейнера).
Наиболее вероятно, что в качестве прототипа судового реактора будет использована технология, разрабатываемая в китайском экспериментальном реакторе TMSR-LF1, лицензию на эксплуатацию которого выдали летом 2023 года. В этом реакторе применяется солевой расплав на основе фторидов лития-7, бериллия и фтора, в котором растворены фториды урана и, возможно, тория (пока не известно, используется ли он уже, или это запланировано на перспективу).
Постройка атомного контейнеровоза укладывается в общемировую тенденцию к снижению углеродного воздействия. Ранее сообщалось о планах по созданию в Европе контейнеровозов, работающих на аммиаке. На этом фоне, атомный проект выглядит более перспективным: аммиачные суда ограничены в дальности плавания, а стоимость топлива для них существенно превышает стоимость дизельного топлива, используемого в современном судоходстве, и к тому же, они усугубляют парниковый эффект. Напротив, атомные суда имеют практически неограниченную дальность плавания и относительно невысокие удельные затраты на топливо (при условии постоянной эксплуатации).
Правда остаются вопросы по страховкам, которые являются инструментом Запада в контроле над судоходством кораблей из третьих стран. Однако, Китай решает эту проблему путём страховки кораблей в своих компаниях, которых у них ни одна и не две. Так и тут проблем не предвидится.
Единственный инструмент, чтобы как-то нагадить Китаю, это запретить вход кораблям с атомной силовой установкой в порты под предлогом экологии. В этом случае проблему с китайской стороны не решить и данные корабль просто в такие порты ходить не будет. Однако остаётся огромное количество портов в третьих странах где никаких проблем не предвидится.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉