Ещё две недели назад, то есть, 1 ноября этого года в силу должны были вступить новые правила расчёта утилизационного сбора. Но их сдвинули на месяц, чтобы российский автомобильный бизнес адаптировался.
Или попытался адаптироваться. Потому что кто-то это уже сделал, а кто-то попросту физически не сможет. Как представители тех самых китайских «УАЗов», о которых я упомянул в заголовке.
Но давайте обо всём по порядку.
Как вообще изменится утилизационный сбор с 1 декабря?
Раньше так называемый «утиль» всегда «танцевал» от объёма двигателя. Например, для машин с моторам от 1,0 до 2,0 литров были одни коэффициенты, а для автомобилей с движками на 2,0-3,0 литра совсем другие.
Но довольно внезапно это правило изменилось. Впервые в российской истории утилизационный сбор будет привязан к непосредственной мощности мотора. Если быть точным, то с 1 декабря ставки существенно вырастут для всех ввозимых машин с двигателем мощнее 160 сил.
Более того, если раньше физические лица могли ввозить себе машины с любой мощностью по льготной ставке (в 3400 рублей), то теперь они тоже ограничены порогом в 160 лошадок. Если автомобиль слабее, то ставка в 3400 рублей сохраняется.
Если мощнее, то придётся платить коммерческий размер «утиля» в сотни тысяч рублей. А может быть и больше миллиона придётся отдать.
Интересно, что электрокары и гибриды стороной тоже не обошли. У них льготная ставка ограничивается порогом в 80 лошадиных сил. Но если речь идёт о непоследовательных гибридах, то для них будет учитываться мощность всех агрегатов в силовой установке суммарно.
И льготы здесь тоже заканчиваются на отметке в 160 лошадок.
В конце концов, не будем забывать о том, что с 1 января 2026-го утилизационный сбор снова вырастет. Получается, что буквально 2 раза за месяц. Потому что ещё в 2024-ом была принята программа индексации «утиля» ежегодно вплоть до 2030-го.
А если учесть, как быстро развиваются события, то даже не удивляюсь, если в середине следующего года порог льготной ставки снизят со 160 до 120 или даже 100 сил. А может быть льготный тариф отменят вовсе.
Или оставят только для отдельных категорий граждан. Для учителей или медиков, скажем.
Насколько сильно подорожают ввозимые иномарки с 1 декабря?
Давайте посмотрим на примере внедорожника BAW-212. Его действительно можно назвать потомком ульяновского джипа УАЗ-469. Потому что проектировали свою машину китайцы не без оглядки на советскую разработку.
Тогда у нас вообще были очень тесные автомобильные связи. К примеру, сотрудники завода ЗИЛ помогали возводить предприятие FAW в Китае. У них даже проходные были одинаковые.
Можно сказать, что сейчас с китайским автопромом у нас связи не менее тесные. Вот только мы поменялись местами.
Теперь они помогают нам возродить «Волгу» или «Москвич», а не мы им начать что-то своё.
В принципе, про современный BAW-212 можно сказать, что вот таким мог бы быть УАЗ-469 или Хантер сегодня. Если бы история пошла по совсем другому пути. С 8-ступенчатым автоматом, мотором на 238 сил, климатической системой, кожаным салоном и прочими плодами технического прогресса.
Но мы имеем тот УАЗ, который у нас есть.
Однако давайте вернёмся к расчётам ставок утилизационного сбора. Сейчас за BAW-212 просят от 2,9 и до 3,7 миллиона рублей. А буквально через пару недель начнут от 3,8 и до 4,65 миллиона.
То есть, разница в цене составляет одну Ладу Гранту в почти минимальной комплектации, но уже с подушкой безопасности. В самой дешевой Гранте и той нет.
А если переводить в реальные деньги, то прибавка составит около 850-900 тысяч рублей. То есть, почти тот самый миллион, как я и говорил чуть ранее. Кроме того, BAW-212 не самое мощное, что можно найти на отечественном рынке.
Значит, кто-нибудь сможет «похвалиться» и ещё большими надбавками.
Вам нравится контент на моём канале? Теперь у вас есть возможность поблагодарить автора и отправить немного монет на чай. 50 рублей, 100 рублей или любую другую сумму. Спасибо!
Что будет с рынком после введения новой системы расчёта утилизационного сбора?
Для тех, кто может позволить себе новый BMW или Lexus с доставкой за 10-15 миллионов практически ничего. Одним миллионом больше, одним меньше.
А вот рынок привозных иномарок в сегменте от 2 до примерно 5 миллионов зачищается от так называемого «параллельного импорта». Потому что в этом ценовом сегменте каждая сотня тысяч рублей (не говоря уже о миллионе) играет существенную роль.
Для чего это делается? Для того, чтобы россияне покупали те машины, которые выпускаются внутри России. Это не обязательно продукция АвтоВАЗа. Это продукция всех заводов, которые получают компенсацию утилизационного сбора.
Например, можно купить Chery под калужской маркой Tenet. Или оригинальный Haval из Тулы.
Вот только у многих экспертов и простых автолюбителей возникает вопрос. А не скажется ли рост «утиля» на стоимость тех самых автомобилей, что выпускаются внутри страны? Их производителям ведь станет сильно легче жить.
Без конкуренции с привозными иномарками. Во-первых, можно чуть-чуть расслабиться в плане качества. Во-вторых, можно и поднять цены. Всё равно же «параллельная» иномарка выйдет дороже.
Почему именно 160 сил? Скорее всего, чтобы смягчить удар по Дальнему Востоку. Большинство компактных машинок с правым рулём, которые закупают себе местные в соседней Японии, довольно маломощные.
Советую посмотреть:
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.