В 1990-е годы прошлого века Горьковский автозавод стал самым инициативным автомобильным предприятием страны. И чувствовал себя относительно неплохо. Наверное, большую роль в этом сыграла коммерческая «Газель», ставшая локомотивом продаж и производства.
У многих других, например, у того же «Москвича», такого локомотива не было. Так в чём же заключалась инициативность работников ГАЗа? Буквально за какие-то десять лет инженеры и конструкторы завода создали целое семейство внедорожников «Атаман», а так же целых четыре прогрессивных «Волги».
Правда, мало что из всего этого добралось до конвейера, но сам факт впечатляет, не правда ли? Меня очень.
Среди более чем десятка проектов завода в то время, особняком стоит «Комбат». Ещё один внедорожник, прямой родственник «Атаманов», но всё-таки самостоятельный проект. И не просто проект, а прямой наследник легендарного внедорожника ГАЗ-69.
Вот как раз его и предлагаю сегодня вспомнить. Тем более, что появился повод. Я недавно побывал в музее завода ГАЗ. И по сравнению со многими другими заводскими музеями могу сказать, что он прекрасен.
Два этажа экспозиции, очень много виртуального, архивные документы и предметы, воссоздан даже кабинет одного из ранних директоров предприятия.
Разумеется, внушительное количество автомобилей. Начиная с первых перелицованных автомобилей Ford и заканчивая максимально современными «Газелями». Есть там и тот самый «Комбат», герой нашего сегодняшнего материала.
Готовы начинать? Отлично, тогда поехали!
Вам нравится контент на моём канале? Теперь у вас есть возможность поблагодарить автора и отправить немного монет на чай. 50 рублей, 100 рублей или любую другую сумму. Спасибо!
ГАЗ-3120 «Комбат» - как и зачем он появился?
Я не нашёл информацию о том, кто стал инициатором возрождения ГАЗ-69 в новом прочтении. Известно лишь, что премьера машины состоялась в 2000 году.
Кстати, первый индекс у «Комбата» был совсем другим — ГАЗ-2169. В плане размеров второе поколение «козлика» вышло заметно крупнее оригинала. Длина автомобиля составила 4300 мм.
Конструкция рамная, полный привод в наличии. В общем, всё, как полагается. Кузов выполнили из лёгкого и дешевого стеклопластика. Это хорошо видно. А самое интересное заключается в том, что из этого материала собирались выполнять не только прототипы.
Кузов серийных «Комбатов» тоже должен был быть из стеклопластика. Наверное, это на корню решало проблему с коррозией. Но что было бы с безопасностью? Сегодня нам остаётся только гадать.
Но поскольку подушек безопасности у машины не было, то навряд ли она получила бы 5 звёзд на краш-тесте. С другой стороны, а какой тогдашний отечественный автомобиль их бы получил? Правильно, никакой.
Как и полагается подобным автомобилям, силовой каркас у «Комбата» состоял из стальных труб.
В первой версии он получил открытый кузов, который при желании можно было затянуть тентом. То есть, эдакий пляжный вариант. Такие машины в своём время иностранцы делали из отечественной «Нивы», которая поставлялась на экспорт.
Очень многое во внешности этого автомобиля отсылает нас к оригинальному ГАЗ-69. Формы передних крыльев, круглые фары, массивная и вертикальная решетка радиатора. С другой стороны, перед нами был чистейший продукт своей эпохи.
Чего стоит один только вычурный бампер со стильными противотуманными фарами, которые издалека напоминают динамики. И возникает вопрос, что они там делают?
Да, для 2025-го года «Комбат» был бы откровенно аляповатым. Но для 1990-х дизайн вполне себе нормальный. Вписывался в эпоху.
Под капот поставили турбированный дизельный мотор ГАЗ-560. При рабочем объёме в 2,1 литра он мог выдавать от 95 до 114 лошадиных сил. Кстати, если кто-то не знал, то этот мотор устанавливался не только на «Газели» и «Соболи», но и на «Волги» с индексом 3110.
Правда, встречаются такие редко.
Конкретно «Комбата» этот движок разгонял до 130 километров в час. А больше ему навряд ли и требовалось. Коробка передач механическая, естественно.
Салон — сборная солянка от разных моделей ГАЗа того времени. Например, руль от «Газели». Да и не только руль, скорее всего.
Собирались ли его выпускать серийно?
Да, но малыми партиями. Особого коммерческого потенциала и массовости в этой машине заводчане не видели. Рассчитывали на тех, кто испытывал ностальгию по настоящему ГАЗ-69. А так же на тех, кто хотел доступный и неприхотливый, но стильный отечественный внедорожник.
«Комбат» мог бы спокойно навязать конкуренцию внедорожнику УАЗ-469, например, который тогда ещё не успел стать «Хантером».
Куда он делся?
В 2001 году «Комбат» оснастили жёстким верхом. Именно тогда он сменил индекс на ГАЗ-3120. Но до конвейера дойти так и не сумел.
Примерно в это же время завод стал частью холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Новые управленцы провели ревизию и решили снизить расходы. Поэтому от каких-то проектов нужно было отказаться.
Одним из них как раз и стал «Комбат». Его сочли экономически нецелесообразным. И сосредоточили все силы на «Газелях» с «Газонами». А так же на «Волгах». Только не на новых, а на вполне уже старых.
Я про тот самый ГАЗ-3110 и компанию.
Советую посмотреть:
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.