Найти в Дзене
История живописи

Еще один позабытый передвижник и некоторые факты из его жизни

"Мостик", С.Н. Аммосов, вторая половина XIX в. Чувашский художественный музей. Давненько я не писал о передвижниках, дорогие друзья, поэтому сегодня решил обратиться к этой теме, ранее гораздо чаще воспроизводимой на канале. А помните те времена, когда мы вместе с вами зачитывались выдержками известного произведения Якова Минченкова и другими публикациями на тему Товарищества передвижников? А если еще немного "отмотать" назад и вспомнить как часто о них писали в советское время, сколько было исследований, монографий, художественных произведений о мастерах-бунтарях?.. А затем, как это часто бывает в истории, маятник качнулся в другую сторону, и сейчас нас посетило забвение данного феномена российской живописи. Конечно, если речь не идет о самых знаменитых мастерах Товарищества, популярных во все времена. Любопытно, качнется ли однажды маятник к возрождению подлинного интереса к деятельности художественного объединения? "Лесная поляна", С.Н. Аммосов, 1869. Третьяковская галерея, Мос
"Мостик", С.Н. Аммосов, вторая половина XIX в. Чувашский художественный музей.
"Мостик", С.Н. Аммосов, вторая половина XIX в. Чувашский художественный музей.

Давненько я не писал о передвижниках, дорогие друзья, поэтому сегодня решил обратиться к этой теме, ранее гораздо чаще воспроизводимой на канале. А помните те времена, когда мы вместе с вами зачитывались выдержками известного произведения Якова Минченкова и другими публикациями на тему Товарищества передвижников?

А если еще немного "отмотать" назад и вспомнить как часто о них писали в советское время, сколько было исследований, монографий, художественных произведений о мастерах-бунтарях?.. А затем, как это часто бывает в истории, маятник качнулся в другую сторону, и сейчас нас посетило забвение данного феномена российской живописи. Конечно, если речь не идет о самых знаменитых мастерах Товарищества, популярных во все времена. Любопытно, качнется ли однажды маятник к возрождению подлинного интереса к деятельности художественного объединения?

"Лесная поляна", С.Н. Аммосов, 1869. Третьяковская галерея, Москва.
"Лесная поляна", С.Н. Аммосов, 1869. Третьяковская галерея, Москва.

Но довольно пространных рассуждений - рассказ мой будет о не особо известном живописце, однако же бывшим одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, чья подпись, в числе прочих, стоит под уставом объединения 1871-го года. Речь пойдет о Сергее Николаевиче Аммосове, фамилию которого часто воспроизводят как "Амосов". А известный дореволюционный искусствовед Федор Булгаков, к собранию которого я частенько обращаюсь в своих изысканиях, и вовсе ошибся с отчеством живописца, обозначив его "Сергеем Сергеевичем". Хотя, как вы узнаете в ходе дальнейшего повествования, это не было случайной ошибкой искусствоведа.

Рожденный в Москве в 1837-м году, Аммосов был сыном надворного советника, что соответствует воинскому званию подполковника в табели о рангах. Относился он к мещанскому сословию, и вся жизнь его была связана с Москвой, ведь кроме, собственно, рождения, там же он получил свое образование: сначала в Московском Андриановском училище, а затем в Строгановском училище технического рисования. А далее, конечно же, было главное художественное образовательное учреждение Первопрестольной - Московское училище живописи и ваяния, где он обучался у известного лирика русского пейзажа Алексея Саврасова.

Но Аммосов не просто обучался у знаменитого автора картины "Грачи прилетели", а стал одним из лучших в классе. Однако же еще советские исследователи отмечали, что творческое наследие Аммосова "недостаточно выявлено и изучено" и предполагали, что живописец (как и другой позабытый передвижник тех времен, с созвучной фамилией Аммон) был дружен со своим учителем и выезжал вместе с ним на этюды. Правда, признаки эти были косвенные - "совпадение названий и дат некоторых работ". В любом случае, на мой взгляд (да и не только на мой, естественно), влияние Саврасова на своего ученика бесспорно, вопрос только в определении границ этого влияния.

Приведу цитату советской исследовательницы Фриды Рогинской, с сожалением отмечавшей недостаточность фактического материала для исследования творчества Аммосова:

То же умение связать жизнь природы с жизнью человека, тот же интерес к пейзажу с изображением селений, чаще всего крестьянского жилья или с изображением ненавязчивых, органически связанных с общим замыслом жанровых мотивов присуще и названным [Аммосову и Аммону - прим. автора] художникам.
"Барки на реке", С.Н. Аммосов, 1868. Таганрогская картинная галерея.
"Барки на реке", С.Н. Аммосов, 1868. Таганрогская картинная галерея.

Публика принимала картины вполне благосклонно - так, по мнению одного из рецензентов, пейзажи художника нашли отклик у посетителей выставки потому, что в них природа была показана «просто, знакомо, понятно».

По окончании Училища, Аммосов со второй половины 1860-х годов неустанно работает и совершенствует свое мастерство: постепенно и последовательно он продвигается в художественных званиях - художник 3-й, 2-й и, наконец, 1-й степени, полученной в 1872-м году. После создания Товарищества, Аммосов активно участвует в его деятельности, регулярно выставляя картины на его экспозициях. Был он дружен и с другими передвижниками - так, известно, что в 1873-м году он вместе с Василием Перовым ездил на этюды в российские города Самару, Оренбург, Уральск, Гурьев, Астрахань и другие...

"Перед грозой", С.Н. Аммосов, 1874. Государственный музей искусств Узбекистана.
"Перед грозой", С.Н. Аммосов, 1874. Государственный музей искусств Узбекистана.

По-видимому с Перовым герой сегодняшней публикации был действительно близок - ведь автор знаменитых "Охотников на привале" был крестным отцом дочери Аммосова. Той самой, что впоследствии стала женой другого подзабытого передвижника, о котором я вам уже как-то рассказывал - Алексея Корина:

Именно дочь Корина и, соответственно, внучка героя сегодняшней статьи и пролила свет на путаницу с отчествами Аммосова. Оказывается, при рождении он был записан на другого отца, так как он был незаконнорожденным сыном Н.Д. Аммосова от его крепостной, ставшей впоследствии законной женой. Нередкая история в те времена, но что поделать, "тяжелое наследие царского режима", как говорилось в известном произведении.

"Деревня на берегу реки", С.Н. Аммосов, не позднее 1874. Частное собрание.
"Деревня на берегу реки", С.Н. Аммосов, не позднее 1874. Частное собрание.

Кроме масляной живописи Аммосов был экспертом по акварели, поэтому неудивительно, что с 1879-го года он преподавал именно эту технику живописи в своем родном Училище. Правда, что удивило лично меня - ни одного примера акварельной живописи художника я не смог обнаружить. Впрочем, и в целом творческое наследие Аммосова (вернее то, что дошло до нас) нельзя назвать обширным, поэтому, увы, не могу порадовать читателя большим количеством работ живописца.

Как и обширными биографическими или иными (рассказами современников, которые я так люблю "откапывать" в старых изданиях) данными, раскрывающими характер живописца. В конце 1870-х годов, отзывы критиков на работы Аммосова становятся все более сдержанными, а затем активность художника на выставках снижается в виду серьезной болезни - оспы. С начала следующего десятилетия живописец вновь активно выставляется, и на его работы снова начинают обращать внимание критики и рецензенты... Однако потенциальный новый "взлет" карьеры Аммосова был прерван его смертью в ноябре 1886-го года. Похороны были проведены за счет Московского общества любителей художеств, активным членом которого являлся художник.

"Рыбак на берегу", С.Н. Аммосов, 1879. Частное собрание.
"Рыбак на берегу", С.Н. Аммосов, 1879. Частное собрание.

Закончить статью хотелось бы цитатой безымянного искусствоведа советского периода:

Этот живописец был, образно говоря, рядовым гвардии русского изобразительного искусства XIX века - коллектива художников-передвижников. Он не составил себе имени в истории, но пример его творчества воочию свидетельствует о том, что передвижники выражали общие прогрессивные идеи эпохи, являвшиеся не гениальным предвидением одиночек-первооткрывателей, а широким требованием времени.

Быть может, излишне обобщено и патетично изложено, но почему бы и нет, почему бы не вспомнить сей высокий стиль изложения, возвышенный и полный уважения к забытым именам прошлого?..

"Пейзаж", С.Н. Аммосов, 1885. Тотемское музейное объединение.
"Пейзаж", С.Н. Аммосов, 1885. Тотемское музейное объединение.

На этой ноте я бы и хотел закончить сегодняшний рассказ. Как всегда надеюсь, что сегодня вам было интересно, и вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым хотите поделиться - пишите в комментариях. И, конечно, до новых встреч на канале "История живописи".