Давненько я не писал о передвижниках, дорогие друзья, поэтому сегодня решил обратиться к этой теме, ранее гораздо чаще воспроизводимой на канале. А помните те времена, когда мы вместе с вами зачитывались выдержками известного произведения Якова Минченкова и другими публикациями на тему Товарищества передвижников?
А если еще немного "отмотать" назад и вспомнить как часто о них писали в советское время, сколько было исследований, монографий, художественных произведений о мастерах-бунтарях?.. А затем, как это часто бывает в истории, маятник качнулся в другую сторону, и сейчас нас посетило забвение данного феномена российской живописи. Конечно, если речь не идет о самых знаменитых мастерах Товарищества, популярных во все времена. Любопытно, качнется ли однажды маятник к возрождению подлинного интереса к деятельности художественного объединения?
Но довольно пространных рассуждений - рассказ мой будет о не особо известном живописце, однако же бывшим одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, чья подпись, в числе прочих, стоит под уставом объединения 1871-го года. Речь пойдет о Сергее Николаевиче Аммосове, фамилию которого часто воспроизводят как "Амосов". А известный дореволюционный искусствовед Федор Булгаков, к собранию которого я частенько обращаюсь в своих изысканиях, и вовсе ошибся с отчеством живописца, обозначив его "Сергеем Сергеевичем". Хотя, как вы узнаете в ходе дальнейшего повествования, это не было случайной ошибкой искусствоведа.
Рожденный в Москве в 1837-м году, Аммосов был сыном надворного советника, что соответствует воинскому званию подполковника в табели о рангах. Относился он к мещанскому сословию, и вся жизнь его была связана с Москвой, ведь кроме, собственно, рождения, там же он получил свое образование: сначала в Московском Андриановском училище, а затем в Строгановском училище технического рисования. А далее, конечно же, было главное художественное образовательное учреждение Первопрестольной - Московское училище живописи и ваяния, где он обучался у известного лирика русского пейзажа Алексея Саврасова.
Но Аммосов не просто обучался у знаменитого автора картины "Грачи прилетели", а стал одним из лучших в классе. Однако же еще советские исследователи отмечали, что творческое наследие Аммосова "недостаточно выявлено и изучено" и предполагали, что живописец (как и другой позабытый передвижник тех времен, с созвучной фамилией Аммон) был дружен со своим учителем и выезжал вместе с ним на этюды. Правда, признаки эти были косвенные - "совпадение названий и дат некоторых работ". В любом случае, на мой взгляд (да и не только на мой, естественно), влияние Саврасова на своего ученика бесспорно, вопрос только в определении границ этого влияния.
Приведу цитату советской исследовательницы Фриды Рогинской, с сожалением отмечавшей недостаточность фактического материала для исследования творчества Аммосова:
То же умение связать жизнь природы с жизнью человека, тот же интерес к пейзажу с изображением селений, чаще всего крестьянского жилья или с изображением ненавязчивых, органически связанных с общим замыслом жанровых мотивов присуще и названным [Аммосову и Аммону - прим. автора] художникам.
Публика принимала картины вполне благосклонно - так, по мнению одного из рецензентов, пейзажи художника нашли отклик у посетителей выставки потому, что в них природа была показана «просто, знакомо, понятно».
По окончании Училища, Аммосов со второй половины 1860-х годов неустанно работает и совершенствует свое мастерство: постепенно и последовательно он продвигается в художественных званиях - художник 3-й, 2-й и, наконец, 1-й степени, полученной в 1872-м году. После создания Товарищества, Аммосов активно участвует в его деятельности, регулярно выставляя картины на его экспозициях. Был он дружен и с другими передвижниками - так, известно, что в 1873-м году он вместе с Василием Перовым ездил на этюды в российские города Самару, Оренбург, Уральск, Гурьев, Астрахань и другие...
По-видимому с Перовым герой сегодняшней публикации был действительно близок - ведь автор знаменитых "Охотников на привале" был крестным отцом дочери Аммосова. Той самой, что впоследствии стала женой другого подзабытого передвижника, о котором я вам уже как-то рассказывал - Алексея Корина:
Именно дочь Корина и, соответственно, внучка героя сегодняшней статьи и пролила свет на путаницу с отчествами Аммосова. Оказывается, при рождении он был записан на другого отца, так как он был незаконнорожденным сыном Н.Д. Аммосова от его крепостной, ставшей впоследствии законной женой. Нередкая история в те времена, но что поделать, "тяжелое наследие царского режима", как говорилось в известном произведении.
Кроме масляной живописи Аммосов был экспертом по акварели, поэтому неудивительно, что с 1879-го года он преподавал именно эту технику живописи в своем родном Училище. Правда, что удивило лично меня - ни одного примера акварельной живописи художника я не смог обнаружить. Впрочем, и в целом творческое наследие Аммосова (вернее то, что дошло до нас) нельзя назвать обширным, поэтому, увы, не могу порадовать читателя большим количеством работ живописца.
Как и обширными биографическими или иными (рассказами современников, которые я так люблю "откапывать" в старых изданиях) данными, раскрывающими характер живописца. В конце 1870-х годов, отзывы критиков на работы Аммосова становятся все более сдержанными, а затем активность художника на выставках снижается в виду серьезной болезни - оспы. С начала следующего десятилетия живописец вновь активно выставляется, и на его работы снова начинают обращать внимание критики и рецензенты... Однако потенциальный новый "взлет" карьеры Аммосова был прерван его смертью в ноябре 1886-го года. Похороны были проведены за счет Московского общества любителей художеств, активным членом которого являлся художник.
Закончить статью хотелось бы цитатой безымянного искусствоведа советского периода:
Этот живописец был, образно говоря, рядовым гвардии русского изобразительного искусства XIX века - коллектива художников-передвижников. Он не составил себе имени в истории, но пример его творчества воочию свидетельствует о том, что передвижники выражали общие прогрессивные идеи эпохи, являвшиеся не гениальным предвидением одиночек-первооткрывателей, а широким требованием времени.
Быть может, излишне обобщено и патетично изложено, но почему бы и нет, почему бы не вспомнить сей высокий стиль изложения, возвышенный и полный уважения к забытым именам прошлого?..
На этой ноте я бы и хотел закончить сегодняшний рассказ. Как всегда надеюсь, что сегодня вам было интересно, и вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым хотите поделиться - пишите в комментариях. И, конечно, до новых встреч на канале "История живописи".