Найти тему
История живописи

Подзабытый передвижник, терявший зрение, но не надежду

Конечно, кто-то из вас может поспорить насчет "забытости" героя сегодняшнего рассказа, но тем не менее при слове "передвижник" вряд ли его фамилия возникнет даже в первой десятке названных. Но тем не менее при жизни Алексей Михайлович Корин был весьма востребованным живописцем, хотя по мнению его коллеги это в итоге сыграло с ним злую шутку.

Но обо всем по порядку. Рожден будущий художник был в крестьянской, но художественной среде - в семье палехского крестьянина-иконописца в 1865 году. Для тех кто не знает, Палех (ныне - в Ивановской области) - один из древних центров иконописи, поэтому неудивительно, что уже с детства Корин работал под руководством отца, а "двенадцати лет [от роду] был отдан в иконописную мастерскую".

"Опять провалился", А.М, Корин, 1891. Калужский областной художественный музей.
"Опять провалился", А.М, Корин, 1891. Калужский областной художественный музей.
"Возвращение", А.М. Корин, конец XIX в. - начало XX в. Калужский музей изобразительных искусств.
"Возвращение", А.М. Корин, конец XIX в. - начало XX в. Калужский музей изобразительных искусств.

В начале это была школа при иконописных мастерских Троице-Сергиевой лавры, а затем (1876–1877) иконописная мастерская Шокорева в Москве. Считается, что в Первопрестольной он оказался против воли отца, поэтому на его материальную поддержку рассчитывать не приходилось. В возрасте 19-ти лет он поступает в Московское училище живописи и ваяния, где "должен был зарабатывать на свое существование: писал образа, портреты и все, что давало хоть некоторый заработок", как писал об этом Яков Минченков, оставивший нам свои "Воспоминаниях о передвижниках".

Учителями Корина в учебном заведении будут как "старые классики братья Сорокины, Павел и Евграф" так и представители реализма - Илларион Прянишников и Владимир Маковский. Жить студенту приходилось в общежитии "Ляпинка", где по словам Минченкова "процветало озорство, дебош и зарождалось пьянство... Не избежал всего этого и Корин. Его мягкая, а порой слабая натура не могла бороться с влиянием прежних друзей-иконописцев, у которых слово «веселие» непременно связывалось с глаголом «пити»".

"В мастерской художника", А.М. Корин, 1907. Частное собрание.
"В мастерской художника", А.М. Корин, 1907. Частное собрание.

Однако это не помешало Корину закончить Училище с максимальной ее наградой (там это была большая серебряная медаль) в 1889 году и отправится в известный городок Плёс вместе со своим другом, художником Василием Бакшеевым, причем в это же время там жил тот, с кем этот город ныне ассоциируется больше всего - Исаак Левитан, как вы наверняка уже догадались. Отмечу, что в дальнейшем Корин в течение целого десятилетия будет приезжать в Плёс в летне-осенние периоды.

Далее начинается активная работа художника и постепенно приходит признание: премии различных выставок, в том числе за портреты, а в 1892 году его картину "Больной художник" покупает для своей коллекции Павел Третьяков. Спустя два года Корин становится членом Товарищества передвижников.

"Больной художник", А.М. Корин, 1892. Третьяковская галерея, Москва.
"Больной художник", А.М. Корин, 1892. Третьяковская галерея, Москва.

В это же время его приглашают преподавать в Училище, где в итоге он проработает более двадцати лет. Минченков, конечно, сетует на то, что необходимость обеспечивать семью и вообще не творческая составляющая жизни повлияла на живописца:

Корин по своей технике, твердому рисунку, живописи мог бы справиться с большим портретом и значительной картиной. Однако у него не хватало для этого силы воли и выдержки. Под натиском житейских требований, имея в виду продажу своих вещей, он занялся мелким жанром, прибегая к сюжетам, которые тогда любили видеть в картинах большое общество и покупатель...
И Корин ищет для себя спасения, он хочет бежать от заказов, старается найти условия, при которых ему ничто не мешало бы заняться своим делом среди природы и людей. Как многие из художников, ищет своей скорлупы-собственности, тихой бухты для своего творчества. Он хочет строить свою дачу-мастерскую в деревне. А для этого снова надевает хомут, берет заказы, делает довольно крупный для него заем и начинает строить свой приют.
"Бабушка и внучка", А.М. Корин, 1893. Пермская картинная галерея.
"Бабушка и внучка", А.М. Корин, 1893. Пермская картинная галерея.
"Пастушки", А.М. Корин, 1894. Донецкий республиканский художественный музей.
"Пастушки", А.М. Корин, 1894. Донецкий республиканский художественный музей.

Вероятнее всего, от этого перенапряжения с художником случается фатальный надрыв - он начинает терять зрение. Ему придется оставить на время преподавание в Училище, многочисленные заказы и заняться своим здоровьем. Это поможет, судя по словам Минченкова, и далее он приводит любопытные слова героя сегодняшней статьи, которые хотелось бы привести полностью:

Я как будто догадываюсь, в чем наше несчастье, – говорил Корин. – Очевидно, во мне, как и в других, подобных мне, вложено мало весомого от искусства – таланта, что ли, который поэтому и оплачивается мелкой монетой, недостаточной для жизни. Мы – малоценная посредственность – должны жить в черном теле, обитать в Ляпинке, в тесных номерах, и только для этого хватит нашей оплаты. Словом, по Сеньке и шапка, а мы возомнили о себе и переступили смету, на нас отпущенную, залезаем в долги, на покрытие которых должны работать в стороне от искусства. Сами виноваты, хотя от этого сознания не легче. Ох, как хочется отдохнуть!
"Бурлаки", А.М. Корин, 1897. Музей-заповедник "Ростовский Кремль".
"Бурлаки", А.М. Корин, 1897. Музей-заповедник "Ростовский Кремль".
"За книгой", А.М. Корин, 1900. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
"За книгой", А.М. Корин, 1900. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

Такое вот признание живописца на склоне лет... После Октябрьской революции 1917 года он поселяется в деревне Марино (Марьино), где он строил ту самую "дачу-мастерскую", о которой писал Минченков. Уже в новой стране он будет участвовать еще в нескольких выставках в Москве и Рязани в 1918-1919 годах, а затем отойдет от дел окончательно:

В деревне, в своей мастерской, среди природы у него действительно наступает некоторое спокойствие и временный отдых. Он ведет даже маленькое хозяйство — обрабатывает огород, косит сено. Здесь же в 20-х годах находит, наконец, свой полный и вечный покой.

Уточню, что произойдет это в феврале 1923 года, в деревне Марино (ныне - Московская область, округ Клин) его и похоронят.

"Деревня Марьино", А.М, Корин, после 1906. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
"Деревня Марьино", А.М, Корин, после 1906. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
"Комната художника в имении Марьино", А.М. Корин, начало 1900-х. Частное собрание.
"Комната художника в имении Марьино", А.М. Корин, начало 1900-х. Частное собрание.

Надеюсь, что вам сегодня было интересно и из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.

"Беседка. Плёс", А.М. Корин, 1917. Ивановский областной художественный музей.
"Беседка. Плёс", А.М. Корин, 1917. Ивановский областной художественный музей.