Найти в Дзене
История живописи

Василий Максимов и его "Всё в прошлом", оказавшееся вершиной и эпилогом его творчества

Портрет художника В.М. Максимова, Н.А. Ярошенко, 1878. Третьяковская галерея, Москва.
Портрет художника В.М. Максимова, Н.А. Ярошенко, 1878. Третьяковская галерея, Москва.

Спустя три года после "бунта четырнадцати", в результате которого впоследствии возникнут передвижники, Василий Максимов тоже отказывается от конкурса на соискание наивысшей награды Академии художеств. Объяснит это он просто:

Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя.
"Бабушкины сказки", В.М. Максимов, 1867. Третьяковская галерея, Москва.
"Бабушкины сказки", В.М. Максимов, 1867. Третьяковская галерея, Москва.
"Мальчик-механик", В.М. Максимов, 1871. Художественный музей Республики Беларусь.
"Мальчик-механик", В.М. Максимов, 1871. Художественный музей Республики Беларусь.

Надо сказать, что и то, и другое Максимов уже познал: он был родом из крестьян и потерял отца, когда ему было всего шесть лет. Вдова устроила своего сына в монастырскую школу, где началось образование будущего художника в иконописной мастерской.

Итак, покинув Академию, художник возвращается в свою родную деревню Лопино, и далее он будет еще путешествовать по стране и неизменно описывать крестьянский быт. А затем он, конечно же, станет членом Товарищества передвижников, ведь именно такие художники там наиболее всего и ценились. Его коллега по товариществу, Яков Минченков, воспоминания которого я уже много раз приводил вам, так описывал его творчество:

Максимов не затронул глубоких крестьянских запросов, не был полным выразителем крестьянских дум, нужды и горя, его картины рисуют скорее внешний быт крестьянской среды; но эта передача верна, без всякой утрировки, без сгущения красок ради тенденции. Это был первый любовный взор художника на жизнь крестьянства.
"Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", В.М. Максимов, 1875. Третьяковская галерея.
"Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", В.М. Максимов, 1875. Третьяковская галерея.
"Семейный раздел", В.М. Максимов, 1876. Третьяковская галерея, Москва.
"Семейный раздел", В.М. Максимов, 1876. Третьяковская галерея, Москва.
"Больной муж", В.М. Максимов, 1881. Третьяковская галерея, Москва.
"Больной муж", В.М. Максимов, 1881. Третьяковская галерея, Москва.

Как и в случае с другим художником, о котором я вам уже рассказывал:

Максимова всю жизнь преследовала нужда, у него тоже была немаленькая семья (четыре ребенка) и ему приходилось много работать. Не все его картины пользовались популярностью и злая ирония судьбы (которая "дубасит его в самые больные места" по выражению Ильи Репина) заключается в том, что по-настоящему удачная его картина стала началом его конца. Думаю, что многие знают и видели эту работу:

"Всё в прошлом", В.М. Максимов, 1889. Третьяковская галерея, Москва.
"Всё в прошлом", В.М. Максимов, 1889. Третьяковская галерея, Москва.

Минченков, на мой взгляд, весьма неплохо опишет эту картину:

Наибольшую популярность в обществе получила его картина «Все в прошлом». И надо согласиться, что картина глубоко прочувствована и передает определенную эпоху. В угасающей старой помещице, доживающей последние дни свои в бедной крестьянской обстановке, прекрасно выражено воспоминание о прежней широкой и роскошной помещичьей жизни.

И далее с горечью продолжит:

К сожалению, картина эта явилась лебединой песнью в творчестве Василия Максимовича. От нее начинается глава последняя, печальный эпилог его жизни.
Максимов теряет связь с деревней, а в городе не находит содержания для своего творчества. В искусство проникают новые течения, требования формальной его стороны, живописи, красок, но эта сторона не может удовлетворить Максимова. Ему важен рассказ, бытописание, а о чем рассказывать, он в это время не знает, не находит сюжета для картины и начинает хиреть.
"С дипломом", В.М. Максимов, 1890. Полтавский художественный музей.
"С дипломом", В.М. Максимов, 1890. Полтавский художественный музей.

Максимов выполнит великое множество повторений этой своей самой известной картины, подкреплявшей "его финансовые резервы". Академия назначит ему пенсию, но, увы, это уже не спасет положение, ибо художник "начинает свою горькую участь топить в вине".

Последнюю свою картину он так и не успеет закончить и умрет в конце 1911 года. Репин в своих воспоминаниях "Далекое близкое" высоко оценит творчество Василия Максимова:

Картины его можно назвать перлами народного творчества по характерности и чисто русскому мироощущению. Они скромны, не эффектны, не кричат своими красками, не вопиют своими сюжетами; но пройдут века, a эти простые картины только чем-то сделаются свежее и ближе зрителю будущих времён. A чем? Это вовсе не загадка и не таинственный символ, – это самая простая русская вечная правда. Она светит из невычурных картин Максимова: из каждого лица, типа, жеста, из каждого местечка его бедных обстановок, бедной жизни.
"Слепой хозяин", В.М. Максимов, 1884. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Слепой хозяин", В.М. Максимов, 1884. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Злая свекровь", В.М. Максимов, 1892. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
"Злая свекровь", В.М. Максимов, 1892. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Согласны ли вы с этим утверждением великого мастера? Напишите в комментариях и не забудьте поставить лайк и подписаться, если вдруг вы еще не подписаны на канал "История живописи". И до новых встреч.