Найти тему
История живописи

Мясоедов - "столп передвижничества", прямой и одинокий под конец жизни

Портрет художника Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репин, 1884-1886. Третьяковская галерея, Москва.
Портрет художника Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репин, 1884-1886. Третьяковская галерея, Москва.

Именно Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из вдохновителей и организаторов Товарищества передвижников. Хоть он и был выходцем из дворян, но род его обеднел, поэтому сам он вспоминал о своем обучении в Академии художеств:

Жил я ... на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, – я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам – эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Зарабатывали на обед и ухаживали за булочницей, которая нам казалась не менее прекрасной, чем Форнарина Рафаэлю. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла и за восемь копеек – с кашей на масле.
"Поздравление молодых в доме помещика", Г.Г. Мясоедов, 1861. Русский музей, СПб.
"Поздравление молодых в доме помещика", Г.Г. Мясоедов, 1861. Русский музей, СПб.
"Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе", Г.Г. Мясоедов, 1862. Всероссийский музей Пушкина, СПб. За эту картину автор получит большую золотую медаль Академии - максимальную ее награду.
"Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе", Г.Г. Мясоедов, 1862. Всероссийский музей Пушкина, СПб. За эту картину автор получит большую золотую медаль Академии - максимальную ее награду.

В ходе академического обучения Мясоедов "собрал" медали всех достоинств и закончил с максимальной наградой в 1862 году. А на следующий год был отправлен за границу. Очевидно, что пребывание в европейских странах пошло ему на пользу, потому как сразу же на следующий год после возвращения (1870) он был удостоен звания академика за картину "Заклинание", местонахождение которой неизвестно.

"Земство обедает", Г.Г. Мясоедов, 1872. Третьяковская галерея, Москва. Земства - органы местного самоуправления, созданные после отмены крепостного права в 1861 году.
"Земство обедает", Г.Г. Мясоедов, 1872. Третьяковская галерея, Москва. Земства - органы местного самоуправления, созданные после отмены крепостного права в 1861 году.
"Чтение Положения 19 февраля 1861 года", Г.Г. Мясоедов, 1873. Третьяковская галерея, Москва. А здесь показан момент чтения манифеста об освобождении крестьян.
"Чтение Положения 19 февраля 1861 года", Г.Г. Мясоедов, 1873. Третьяковская галерея, Москва. А здесь показан момент чтения манифеста об освобождении крестьян.

А в дальнейшем он полностью посвятит себя передвижникам. И всё бы хорошо, но с возрастом у него стал портиться и без того не самый простой характер - он был весьма прямолинеен и обладал "острым" языком (к примеру президента Академии художеств называл "жандармом"). То, что в молодости могло сойти за фрондёрство, в дальнейшем уже просто походило на скверный характер и ретроградство. К примеру, о молодых пейзажистах "левитановского течения" высказывался в таком духе: как они могут "писать всякую пакость в природе: тающий снег... да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью".

"Опахивание", Г.Г. Мясоедов, 1876. Русский музей, СПб. Показан обряд, проводимый исключительно женщинами, чтобы отпугнуть "коровью смерть", т.е. падеж скота.
"Опахивание", Г.Г. Мясоедов, 1876. Русский музей, СПб. Показан обряд, проводимый исключительно женщинами, чтобы отпугнуть "коровью смерть", т.е. падеж скота.
"Молебен во время засухи", Г.Г. Мясоедов, 1880. Омский музей изобразительных искусств.
"Молебен во время засухи", Г.Г. Мясоедов, 1880. Омский музей изобразительных искусств.

С 1890-х годов он начинает все больше времени проводить в своей усадьбе на юге страны, под Полтавой. Там он поможет устроить выставку передвижников и в дальнейшем еще периодически наведывается в столицу, но постепенно его талант и творчество угасает. В 1901 году из рядов Товарищества выходят "молодые передвижники" (В. Серов, М. Нестеров, А. Васнецов, С. Виноградов и другие) и этот эпизод был непосредственно связан с Мясоедовым - он был ярым хранителем устоев передвижников 1870-х, и говорил "Непригоже нам, идя в Иерусалим, заходить в кабачок, тонуть в этом новом искусстве. Лучше вариться в собственном соку".

"У чужого счастья", Г.Г. Мясоедов. Таганрогский художественный музей.
"У чужого счастья", Г.Г. Мясоедов. Таганрогский художественный музей.
"Страдная пора (Косцы)", Г.Г. Мясоедов, 1887. Русский музей, СПб. По словам автора картины самому главному косцу он "придал черты" Льва Толстого, "тем самым усилив аллегорический характер картины".
"Страдная пора (Косцы)", Г.Г. Мясоедов, 1887. Русский музей, СПб. По словам автора картины самому главному косцу он "придал черты" Льва Толстого, "тем самым усилив аллегорический характер картины".

Чаще всего Мясоедов общался с художником Александром Киселевым (тем самым, которого вернул в "лоно" передвижников и вообще живописи), которому он поручил воспитание своего сына Ивана (причем тот долгое время думал, что Мясоедов - его опекун, а не отец). В письмах Киселеву сообщает: "Очень уж мое художественное одиночество меня одолело" и "Зимой приходит неудержимое желание опять ехать в столицу и повидать людей, к которым привык и которых лучше все-таки не отыскивается". И Минченков рассказывает об этих же переживаниях Мясоедова:

Это парадоксально, а я так и говорю: мы вдвоем с моим одиночеством имеем комнату на Васильевском острове в деревянном домике, – говорил Мясоедов. – Здравствуй, мое одиночество, пойдем со мной в гости, мое одиночество.
"Сам с собою, или Игра в шахматы", Г.Г. Мясоедов, 1907. Музей шахмат, Москва.
"Сам с собою, или Игра в шахматы", Г.Г. Мясоедов, 1907. Музей шахмат, Москва.

Отмечу, что кроме комнаты у него все же был дом под Полтавой, упомянутый выше, где он, будучи уже одиноким стариком, и найдет свое последнее пристанище. А окончил он свой жизненный путь в 1911 году.

Кроме собственно живописи у художника было еще одно серьезное увлечение - он занимался музыкой, об этом знали и рассказывали многие современники художника, в частности все тот же Яков Минченков:

Мясоедов любил музыку, разбирался в ней и сам играл на скрипке или, участвуя в квартете товарищей-передвижников, на альте. Любимыми композиторами его были классики: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глинка.
Где бы ни жил Мясоедов всюду пристраивался к музыкальному кружку. В музыке он находил отдых и забвение от своих дум, от наступавшего разлада с жизнью.
"Пристань в Ялте", Г.Г. Мясоедов, 1890. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
"Пристань в Ялте", Г.Г. Мясоедов, 1890. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

И еще художник любил говорить, что "музыка одна не лжет, как лгут люди". Это высказывание лишний раз говорит нам о том, насколько непростой, неуживчивый был характер у Григория Мясоедова. А ведь можно еще вспомнить его сына, который "фиксировал" карандашом последние часы жизни нелюбимого отца. Но это уже совсем другая история...

"Осиротели", Г.Г. Мясоедов, 1899. Харьковский художественный музей.
"Осиротели", Г.Г. Мясоедов, 1899. Харьковский художественный музей.

Таким вот непростым человеком и идейным передвижником был художник Григорий Мясоедов. Надеюсь, что сегодня вам было интересно, и вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, будет интересно почитать.