Именно Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из вдохновителей и организаторов Товарищества передвижников. Хоть он и был выходцем из дворян, но род его обеднел, поэтому сам он вспоминал о своем обучении в Академии художеств:
Жил я ... на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, – я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам – эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Зарабатывали на обед и ухаживали за булочницей, которая нам казалась не менее прекрасной, чем Форнарина Рафаэлю. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла и за восемь копеек – с кашей на масле.
В ходе академического обучения Мясоедов "собрал" медали всех достоинств и закончил с максимальной наградой в 1862 году. А на следующий год был отправлен за границу. Очевидно, что пребывание в европейских странах пошло ему на пользу, потому как сразу же на следующий год после возвращения (1870) он был удостоен звания академика за картину "Заклинание", местонахождение которой неизвестно.
А в дальнейшем он полностью посвятит себя передвижникам. И всё бы хорошо, но с возрастом у него стал портиться и без того не самый простой характер - он был весьма прямолинеен и обладал "острым" языком (к примеру президента Академии художеств называл "жандармом"). То, что в молодости могло сойти за фрондёрство, в дальнейшем уже просто походило на скверный характер и ретроградство. К примеру, о молодых пейзажистах "левитановского течения" высказывался в таком духе: как они могут "писать всякую пакость в природе: тающий снег... да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью".
С 1890-х годов он начинает все больше времени проводить в своей усадьбе на юге страны, под Полтавой. Там он поможет устроить выставку передвижников и в дальнейшем еще периодически наведывается в столицу, но постепенно его талант и творчество угасает. В 1901 году из рядов Товарищества выходят "молодые передвижники" (В. Серов, М. Нестеров, А. Васнецов, С. Виноградов и другие) и этот эпизод был непосредственно связан с Мясоедовым - он был ярым хранителем устоев передвижников 1870-х, и говорил "Непригоже нам, идя в Иерусалим, заходить в кабачок, тонуть в этом новом искусстве. Лучше вариться в собственном соку".
Чаще всего Мясоедов общался с художником Александром Киселевым (тем самым, которого вернул в "лоно" передвижников и вообще живописи), которому он поручил воспитание своего сына Ивана (причем тот долгое время думал, что Мясоедов - его опекун, а не отец). В письмах Киселеву сообщает: "Очень уж мое художественное одиночество меня одолело" и "Зимой приходит неудержимое желание опять ехать в столицу и повидать людей, к которым привык и которых лучше все-таки не отыскивается". И Минченков рассказывает об этих же переживаниях Мясоедова:
Это парадоксально, а я так и говорю: мы вдвоем с моим одиночеством имеем комнату на Васильевском острове в деревянном домике, – говорил Мясоедов. – Здравствуй, мое одиночество, пойдем со мной в гости, мое одиночество.
Отмечу, что кроме комнаты у него все же был дом под Полтавой, упомянутый выше, где он, будучи уже одиноким стариком, и найдет свое последнее пристанище. А окончил он свой жизненный путь в 1911 году.
Кроме собственно живописи у художника было еще одно серьезное увлечение - он занимался музыкой, об этом знали и рассказывали многие современники художника, в частности все тот же Яков Минченков:
Мясоедов любил музыку, разбирался в ней и сам играл на скрипке или, участвуя в квартете товарищей-передвижников, – на альте. Любимыми композиторами его были классики: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глинка.
Где бы ни жил Мясоедов – всюду пристраивался к музыкальному кружку. В музыке он находил отдых и забвение от своих дум, от наступавшего разлада с жизнью.
И еще художник любил говорить, что "музыка одна не лжет, как лгут люди". Это высказывание лишний раз говорит нам о том, насколько непростой, неуживчивый был характер у Григория Мясоедова. А ведь можно еще вспомнить его сына, который "фиксировал" карандашом последние часы жизни нелюбимого отца. Но это уже совсем другая история...
Таким вот непростым человеком и идейным передвижником был художник Григорий Мясоедов. Надеюсь, что сегодня вам было интересно, и вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, будет интересно почитать.