Сегодня статья будет как я люблю: не сухие факты, которые выискиваешь в справочниках, а воспоминания известного художника Константина Коровина о менее известном, частично позабытом пейзажисте Льве Львовиче Каменеве. Вы, конечно, можете сказать, что он мог быть субъективен - пусть так, но зато это свидетельства современника и коллеги, которые пришли к нам через глубину времен.
Мой дед, Михаил Емельянович Коровин, увидав, что Л.Л. Каменев питает страсть к живописи, дал Каменеву пять тысяч рублей для поступления в Академию художеств в Петербурге. Л.Л. Каменев служил в конторе моего деда. Мой дед, как мне потом рассказал Каменев, сказал ему:
– У тебя, Лев, есть охота и страсть к искусству. Учись, но знай – путь твой будет тяжел и одинок. Знай, Лев, много горя хватишь ты. Мало кто поймет и мало кому нужно художество. Горя будет досыта. Но что делать. И жалко мне тебя, но судьба, значит, такая пришла. Ступай.
Это будет уже после того, как Каменев отучится в Московском училище ваяния и зодчества у Алексея Саврасова. Забегая немного вперед отмечу, что, как говорится, дед Коровина, бывший купцом первой гильдии, "как в воду глядел". В 1860-х годах Каменев работал и жил за границей в немецких городах и Швейцарии, где, кстати говоря, работал бок о бок с Иваном Шишкиным ("сошлись в то лето коротко, мыслили одинаково", как напишет Анисов).
Работа явно шла успешно, потому как в 1869 году Каменеву присвоят звание академика пейзажной живописи. Признание Академии художеств не помешает художнику уже на следующий год стать одним из учредителей Товарищества передвижных выставок, а первые же два пейзажа, которые художник представил на первой выставке передвижников были оценены по достоинству. Так, известный критик Стасов писал про данные картины, что "обе чрезвычайно поэтичны, обе чудесно написаны". До нас дошла только одна из этих работ с видом московского пруда, ныне уже не существующего:
В дальнейшем художник будет участвовать в выставках передвижников почти до самой смерти. Так а где же "как в воду глядел", спросит читатель? А это относится уже к заключительному периоду творчества и вообще жизни художника, о котором интересно поведал все тот же Коровин:
В Саввинской слободе уже давно жил в преклонных годах Лев Львович Каменев. Когда мы там поселились, то пришли с братом Сергеем к Каменеву. Я его не узнал. Он был седой и понурый старик. Очень обрадовался нам и вспомнил, как мы были детьми. Вспомнил дом и деда моего, и отца, и Рогожскую улицу. Его большая фигура, одетая в блузу, была как-то тяжела. Он медленно передвигался, и в грустных глазах его было что-то тяжелое, надорванное. На стене висели приколотые кнопками небольшие этюды. В них сквозила какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, покрытых кустами, и освещенные вечерним солнцем деревни и монастырь св. Саввы. Большая картина, которую он писал, была совершенно другая – приглаженная, пухлые цветные деревья и что-то сладкое, непохожее на этюды.
Впоследствии пожилой художник часто приглашал Коровина в гости и однажды поведал ему то, что можно назвать исповедью:
Хороший был у тебя, Костя, дед. Таких людей теперь и нет. И правду сказал мне он: «Лев, хватишь ты горя». Правду сказал. Я горя хватил досыта. Вот один остался. Две жены схоронил. Одна-то ушла. И правду сказать – кому надо? Вот в деревне все нужду мыкаю. Здесь схоронил. И двоих детей. Давно. Захворали, померли. Один я, Костя.
А когда Константин Коровин оценил те самые его этюды, "приколотые кнопками к стене", то Каменев с горечью продолжил:
Да, этюды ничего, – ответил Лев Львович. – Вот этот, – показал он на стену. – Но они кому же нужны? Никто и не поймет. Никто не купит. Вот картину пишу, видишь, флейцем глажу, полирую, – сказал он, смеясь. – Вот как отделаю под орех, может, купят, а то и нет.
Видимо ту самую, которую художник "отделывал под орех", картину в итоге все же купили, и это будет печальный финал рассказа Коровина об академике живописи:
Как-то раз, у избы, где жил Каменев, стояла коляска, запряженная парой прекрасных лошадей, и около ходил кучер в бархатном камзоле с голубыми рукавами. Шапка – с павлиньими перьями. К Каменеву приехал какой-то князь и Васильчиковы. Вечером Лев Львович позвал к себе меня и брата. У него был накрыт стол, за столом сидели хозяин и хозяйка дома, священник, дьякон, два монаха, и на столе были колбаса, селедка, калачи, баранки, водка и кагор в бутылке.
– Вот, – говорит Каменев, – вот спасибо. Вот ведь что – спасибо царю. Купил у старика картину. Вот и деньги привезли. Тысячу рублей. Ждал ли я, господи! – и Каменев плачет, крестясь. – Спасибо, спасибо, царь, тебе. Дай Бог тебе… Теперь на деньги-то эти я пять лет, нет, больше, жить буду. И писать.
Но Каменев не прожил пяти лет и умер в ноябре осенью в том же году.
Отмечу, что память Коровина все же немного подвела - художник Лев Каменев умер в январе 1886 года в возрасте 53 лет.
Спасибо, что были со мной сегодня, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.