Продолжаем (заканчиваем) историю о русских линкорах типа "Севастополь", здесь речь идет о линейном корабле "Парижская коммуна" - о том самом головном "Севастополе", который дал название всей серии. Рассматриваем период с момента ввода линкора в строй до Великой Отечественной войны, в частности речь идет о переходе корабля на Черное море и начальном этапе войны.
Начало о кораблях данного типа можно (статей было около десятка) читать ЗДЕСЬ , ТУТ и вот ТАМ. А также - ВОТ ГДЕ.
Окончание.
....В следующий поход «Парижская коммуна» в одиночку вышла из Поти 27 декабря и, встретив вышедший из Севастополя эскорт (лидер «Ташкент», эсминец «Смышлёный»), двинулась к обороняющемуся городу. 29 декабря линкор вошёл в Севастопольскую бухту и с помощью двух буксиров занял позицию для стрельбы в Южной бухте Севастополя. До поздней ночи пушки линкора (и ГК и ПМК), не обращая внимания на налёты немецкой авиации и артобстрел, вели огонь по вражеским позициям, проведя только в течение дня 15 стрельб, вечером линкор продолжил вести огонь. Дистанция стрельбы составляла всего 30-35 кбт, суммарный расход снарядов – в таблице 1.
Противник не смог оказать воздействие на линкор, но обойтись без повреждений не удалось. От залпов носовой башни был повреждён первый носовой блистер правого борта, а в конце дня было установлено, что по одному орудию из первой и третьей башен получили повреждения. Повреждения блистера были устранены ещё до выхода линкора, а вот повреждения стволов орудий привело к тому, что из них больше нельзя было вести огонь. В ночь на 30 декабря линкор, забрав более тысячи раненых, ушел из Севастополя.
Проведя несколько дней в Новороссийске, где линкор испытал на себе воздействие ещё одного климатического явления – боры, 5 января корабль в сопровождении эсминца «Бойкий» совершил штормовой переход в район Феодосии. Здесь «Парижская коммуна» обрушила на позиции противника в районе селений Старый Крым и Салы более полутора сотен снарядов ГК (табл.1).
Линкор ещё дважды выходил в этот район для обстрела вражеских позиций и поддержки советских десантов, ведя огонь с хода по площадям и без корректировки с берега. Здесь сложно говорить про эффективность стрельбы в таких условиях, тем более что стрельба велась в ночное время. В первый выход при стрельбе 13 января вышли из строя ещё два орудия, по одному из третьей и четвёртой башни (в третьей башне осталось одно исправное орудие). Во второй выход, 16 января, корабли подверглись ударам вражеской авиации, которая ждала советские корабли. Немецкие самолёты в ночных условиях ориентировались по вспышкам орудий, стреляющих с линкора и эсминцев сопровождения, что потребовало на время налетов прекращать стрельбу и не открывать зенитного огня. На маршруте возвращения в светлое время удары немецких пикировщиков и торпедоносцев возобновились, но все налёты удалось отбить и без повреждений вернуться в Поти. Единственным последствием этого похода стало выведенное из строя близким разрывом бомбы одно 120-мм орудие.
Новое место базирования советского линкора недолго оставалось без внимания немецкой авиации, в январе 1942 года Поти и его окрестности стали подвергаться систематическим налётам вражеской авиации. В отражении этих налетов принимали участие и зенитчики линкора, когда он находился на базе.
В феврале 1942 года линкор только один раз выходил для обстрела вражеских позиций, причём с перерывом. Ночью 27 февраля линкор нанёс артиллерийский удар по порту Феодосии, где по данным разведки базировались торпедные катера противника. Второй удар был нанесён на следующую ночь, 28 февраля, когда линкор после захода в Новороссийск снова вернулся к крымскому побережью и обстрелял позиции противника в районе селения Старый Крым. После этих походов линкор примерно месяц базировался в Новороссийске, что было небезопасно из-за не прекращавшихся налётов вражеской авиации, но позволяло сократить время выхода для обстрела противника в Крыму и на Керченском полуострове.
Выход линкора 20 марта 1942 года в район Феодосийского залива для обстрела вражеских позиций на Керченском полуострове стал для него последней боевой операцией. Несмотря на шторм, в сопровождении лидера «Ташкент» и трёх эсминцев («Безупречный», «Бойкий», «Железняков») линкор вышел на боевую позицию и две ночи (21-22 марта) подряд вел обстрел вражеских войск (табл.1). Артиллерийский огонь вели все корабли отряда, но опять ночью, без корректировки с берега и по площадям.
Возвращение в Поти было непростым – на море бушевал шторм, надстройки и башни обледенели, в кормовой части корабля были обнаружены трещины, через которые начала поступать вода. В базе после осмотра выяснилось, что в результате стрельбы вышло из строя ещё одно 305-мм орудие. Таким образом, из двенадцати орудий ГК линкор мог использовать для стрельбы только шесть пушек, причём все стволы орудий (даже у исправных орудий) расстреляли свой ресурс и требовали замены.
В этой ситуации вспомнили, что в Севастополе в арсенале флота оставались тела 305-мм орудий, которые можно было использовать для замены повреждённых в башнях «Парижской коммуны». Для доставки имеющихся 305-мм орудий в Севастополь был отправлен крейсер «Красный Кавказ», который 11 марта доставил в осажденный город 150 т боеприпасов, вывезя обратным рейсом пушки и 246 раненых. Как мы видим, эта операция была проведена заранее, прежде чем линкор потерял все свои орудия. По имеющимся данным, севастопольских тел 305-мм орудий было недостаточно, и дополнительно орудия были доставлены из Сталинграда с завода «Баррикада».
Вскоре в Поти в условиях недостатка оборудования, кранов, станков и специалистов были проведены работы по замене всех орудийных стволов на линкоре «Парижская коммуна». Темпы работ могут поразить любое воображение: на данную процедуру по нормам мирного времени отводилось 6-8 месяцев (при наличии соответствующих условий) – на линкоре орудия были заменены за 20 дней (по другим данным – за 16 суток). Одновременно с заменой стволов были выполнены и другие работы (ремонт ПУС ПМК, оптики и элеваторов подачи боезапаса). Проверка орудий ГК была проведена 26 апреля путем стрельбы (14 выстрелов) в районе Поти, после чего корабль вернулся в строй.
К этому времени ситуация в Крыму и на Кавказском побережье была очень сложной, но командование Черноморского флота получило запрет на использование крупных кораблей (в первую очередь линкора и лёгких крейсеров «Молотов» и «Ворошилов») в набеговых операциях. В это период на «Парижской коммуне» продолжили ремонт, восстанавливая корпусные конструкции. Последующая боевая деятельность линкора свелась к отражению налетов авиации противника на Поти, отправке 540 человек экипажа в морскую пехоту и выгрузке 75 % боезапаса главного и противоминного калибра. 305-мм снаряды планировали отправить в Севастополь для батареи № 35 на эсминце «Сообразительный», но это не удалось.
О причинах вывода из боевых действий такого крупного корабля накануне боев за Севастополь, а потом и за Новороссийск можно спорить, но на наш взгляд, основная – политическая. Командование Черноморского флота не могло допустить гибели или серьёзного повреждения самого крупного корабля флота.
Как справедливо отмечает А.Васильев: «…морально-политические последствия от его вероятной гибели в условиях господства над морем германской авиации не шли ни в какое сравнение с пользой от его боевого использования».
Подтверждение этих выводов можно найти в словах командующего Черноморским флотом адмирала Ф.С.Октябрьского, который 22 апреля 1942 года посетил линкор в Поти.
«… Ваш линкор имеет большое значение для политической обстановки на Чёрном море. Сохранить ваш корабль, держать его в полной боевой готовности – вот ваша задача». То есть уже весной 1942 года линкор в глазах командования флота больше был политическим фактором, чем боевым средством. И последующие события это подтвердили.
Вновь о линкоре и его экипаже вспомнили уже в августе 1943 года, накануне Новороссийской десантной операции. Часть экипажа линкора была использована для укомплектования полевой батареи «Севастополь», которая приняла участие при штурме Новороссийска. Интересно, что в одних источниках (А.М.Васильев) упоминается, что для вооружения батареи использовались 120-мм орудия линкора, которые затем были возвращены на корабль, в других (А.Ю.Царьков) – моряки получили с армейских складов 102-мм полевые орудия, которые потом и использовали в боях. К 1943 году относится и ещё одно событие в жизни старого линкора – 31 мая 1943 года ему вернули прежнее наименование, теперь в составе Черноморского флота появился линейный корабль «Севастополь».
В период вынужденного бездействия на корабле было усилено зенитное вооружение – установили ещё четыре 37-мм автомата 37-К и дополнительные зенитные пулемёты, доведя их количество до 12 стволов ДШК; а в августе 1944 года корабль получил первую РЛС тип 281 (английского производства).
Рассматривая период с 1943 по 1944 год в боевом пути линкора, иногда вызывает удивление именно такой период бездействия этого крупного корабля, как и некоторых других, например, новых лёгких крейсеров из отряда лёгких сил. Ведь последним походом военного времени для «Севастополя» стал переход вместе с эскадрой ЧФ в Севастополь только после освобождения города. 5 ноября 1944 года линкор вернулся в главную базу флота, когда война уже откатилась далеко к границам страны.
Удивляет, что ни в Новороссийской десантной операции, ни для поддержки советских войск, которые штурмовали Севастополь весной 1944 года, ни для блокады германо-румынской группировки в Крыму крупные корабли Черноморского флота не участвовали.
Главной причиной, как отмечает А.В.Платонов в книге «Линейные силы советского флота», можно считать: «…несмотря на убогое состояние ремонтной базы в Поти и Батуми, эти корабли были боеспособными, но деградировала боевая подготовка, им требовалось начинать её курс с нуля. А на это требуется месяцы при соответствующем обеспечении. Их-то и не было, в частности, у черноморцев. … для сложнейших боевых систем, как линейные корабли, крейсера …, перерыв в качественной боевой подготовке хотя бы на год равносилен выводу их из строя ещё как минимум на полгода…».
Сложно не согласиться с таким тезисом. В то же время, можно предположить, что к 1944 году руководство флота и высшее советское руководство заблаговременно рассматривало каждую крупную боевую единицы флота как фактор для дальнейшего политического влияния в регионе в послевоенные годы.
Как бы то ни было, старый русский дредноут – советский линкор «Севастополь» не подвёл, хотя его эпизодические набеговые операции и обстрелы береговых целей вряд ли можно было назвать эффективными. Но в условиях того времени это был максимум, что можно было сделать его орудиям.
В послевоенные годы линкор «Севастополь» продолжил интенсивную боевую подготовку, находясь в строю до полного износа механизмов и вооружения, готовя кадры для новых кораблей советского флота. 15 мая 1954 года линкор был включен в состав 46-й дивизии учебных кораблей ЧФ, а 24 июля переклассифицирован в учебный линкор. Старый линкор был исключен из списков флота 18 августа 1956 года, 30 января 1957 года спустил флаг и вскоре был разобран на металл, оставив о себе память «последнего линкора Черноморского флота».
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: Амирханов, Л. Главный калибр линкоров /Л.И.Амирханов, С.И.Титушкин. – СПб: «Гангут»,1993.- 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли Русского флота 8.1914 – 10.1917 г. Справочник/ Ю.В. Апальков.- СПб.: ИНТЕК, 1996. - 223 с.; Бажанов, Д. 1-я бригада линейных кораблей Балтийского флота в
дни Февральской революции/Вестник молодых ученых. Серия «Исторические
науки», №1(5), 1999. - С.12-20.; Васильев, A. Линейные корабли типа «Марат» /
А.М.Васильев - СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003.- 48 с.; Васильев, А.
Первые линкоры Красного Флота. «Марат». «Октябрьская революция».
«Парижская коммуна»/А.М. Васильев- М.: Яуза/ЭКСМО, 2008. - 144 с.;
Гангут, сборник. Вып. № 6/1993, 15/1998, 17/1998, 20/1999, 24/2000,
27/2001, 28/2001, 30/2002, 33/2003, 52/2009, 59/2010, 63/2011, 105/2018, 106/ 2018; Гельмерсен, П. Заградительные операции Балтийского флота у
германского побережья в 1914-1915 г./П.В.Гельмерсен. - СПб.: Цитадель,
1998. - 38 с.; Дашьян, А. Все линкоры Второй Мировой. Часть 1/ А.Ю.Дашнян,
С.В.Патянин.- М.: Яуза/ЭКСМО, 2011. - 194 с.; Дашьян, А.Все флоты Второй
мировой /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов,
А.А.Гайдук. – М.: Яуза; Эксмо, 2012. – 912 с.; Дашьян, А. Линкоры Второй
мировой в цвете: самая полная энциклопедия /А.В.Дашьян, С.В.Патянин,
С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман- М.Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.;
Дрезен, А. Балтийский флот в Октябрьской революции и гражданской
войне/А.К.Дрезен.- М.-Л.: Партиздат, 1932. - 338 с.; Золотарев, В.
Русский флот в Первой мировой войне/ В.А.Золотарев, И.А.Козлов. – СПб:
«Галлея-Принт», 2002. – 248 с.; Кровяков, Н. Ледовый поход Балтийского
флота в 1918 году/ Н.С. Кровяков.- М.: Воениздат, 1955. – 221 с.;
Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия
/С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза; Эксмо, 2015– 384 с.; Платонов, А.
Линейные силы советского флота /А.В.Платонов.- СПб: ИПК «Гангут», 2016. –
728 с.; Скворцов, A. Линейные корабли типа «Севастополь» /А.В.Скворцов.- СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003. - 48 с.; Цветков, И. Дредноуты Балтики. Линейные корабли типа «Севастополь» в первой мировой войне и революции (1914-1919 гг.)/ И.Ф.Цветков, Д.А.Бажанов- Самара: Издатель Р.Р. Муниров, 2009 -200с.; Цветков, И. Линкор «Октябрьская революция»/ И.Ф.Цветков- Л.: Судостроение, 1983. - 224 с.; Цветков, И. Линейные корабли типа «Севастополь». Часть I: Проектирование и строительство (1907-1914 гг.).
2 издание /И.Ф.Цветков- СПб.: Боевые корабли мира, 2005.- 76 с.;
Breyer, S.Stalins «Dickschiffe». Special Band 4./S. Breyer. – Podzun- Pallas -Verlag,1996.- 52 p.; Sobanski, M. Rosyjskie pancerniki typu «Sewastopol»/ M.S.Sobancki. – Tarnowskie Gory, 2003. –112 p.; Sobanski, M. The Russian Battleships Sevastopol Class/ M.S.Sobancki – Tarnowskie Gory, 2003. – 100 р.