Продолжаем вспоминать историю службы русских линкоров типа "Севастополь". На этот раз - особое внимание периодам Великой войны. И да, не надо отвлекаться и рассказывать о том какие русские линкоры были слабыми и "бесполезными" - их недостатки и особенности известны всем и достаточно давно, первая подробнейшая книга была издана еще в издательстве "Судостроение" в 1983 году, то есть более 40 лет назад. Первые корабли - они всегда первые со всеми причитающимися "детскими болезнями". Так что не надо их сравнивать с "Кёнигами", "Арон Дюками" или "Нью-Йорками" - у каждого флота свой путь (как и у страны) - постарайтесь это признать.
Начало Первой мировой войны линкоры Российского Императорского флота типа «Севастополь» встретили ещё на достройке, при этом наибольшая степень готовности на тот момент была у линкоров «Гангут» и «Севастополь». Надвигавшаяся война резко сократила сроки планируемых испытаний русских дредноутов, заставив ускорить работы по оборудованию кораблей и вводу их в строй. Интересно, что для ускорения работ на «Гангуте» был и другой повод. 27 июля 1914 года планировалось празднование 200-летия Гангутской победы, поэтому линкор «Гангут» готовили именно к этой дате, так как его присутствие на Неве во время празднования было обязательным. Как видим, советская привычка спускать корабли, открывать фабрики/заводы, разрезать "красные ленточки" к юбилейным событиям формировалась еще задолго до революций, )), (грустная шутка).
В итоге на основании приказов командира Санкт-Петербургского порта от 28 июня («Севастополь») и 30 июня («Гангут») эти два линейных корабля подняли флаг и гюйс, вступив в вооруженный резерв (все рассматриваемые даты до 1 февраля 1918 года будут «по старому стилю»). 5 августа к ним присоединилась «Полтава», а 11 октября – линкор «Петропавловск».
Хотя можем сказать, что их «общественная» жизнь началась ещё до войны, когда 8 июля 1914 года «Гангут» и «Севастополь» были продемонстрированы президенту Франции Р.Пуанкаре, убедив его в наличии у России современных военно-морских сил. Отметим, что подобное «хвастовство» было вполне уместным, если вспомнить, что французский политик прибыл (вероятно, не случайно) на новейшем дредноуте «Франс» вместе с его систершипом «Жан Баром». Хотя с другой стороны французскому президенту особо хвастаться тоже было не чем - Франция только-только успела достроить свои первые дредноуты типа "Курбе", а корабли на которых прибыл в Россию Пуанкаре также не были "доведены до ума". Тут имеет место взаимное желание "пустить пыль в глаза".
С конца июля до начала сентября 1914 года на линейный кораблях проходило комплектование личным составом, испытание оборудования и механизмов, проводились ходовые испытания, погрузка угля и провизии. Первым, 3 сентября, перешёл в Кронштадт линкор «Севастополь», а вскоре к нему присоединился «Гангут». В Кронштадте для «Севастополя» начались интенсивные тренировки. 9 сентября провели первые ходовые испытания, в течение двух следующих дней – стрельбы главным и противоминным калибром. Последние ходовые испытания успешно завершились 27 сентября. С 24 октября по 2 ноября корабль находился в доке Цесаревича Алексея для очистки и покраски подводной части, а 8 ноября начал переход в Гельсингфорс, куда и прибыл на следующий день.
У «Гангута» была аналогичная программа испытаний, однако поломка турбины низкого давления на первых ходовых испытаниях в море внесла свои коррективы. Только после исправления повреждений, пройдя необходимые проверки, загрузив топливо и боеприпасы, 21 декабря линкор «Гангут» вышел в Гельсингфорс. Сдача корабельных механизмов на «Полтаве» началась с конца сентября. После этого линкор «Полтава», поднявший 15 октября 1914 года боевой флаг, перешёл в Кронштадт. Его испытания прошли успешнее «Гангута», и 5 декабря корабль также перешёл в Гельсингфорс. Хотя на ходовых испытаниях с первого раза не удалось достигнуть контрактной скорости – сказалось отсутствие навыков работы с новыми котлами и механизмами у кочегаров и механиков. Для ускорения сдачи проверка основных систем «Петропавловска» проводилась не в Петрограде, а в Кронштадте. 15 октября линкор, в один с день «Полтавой», поднял боевой флаг. Успешно преодолев все испытания, четвёртый линкор типа «Севастополь» 20 декабря отправился к месту постоянной дислокации.
Все линкоры типа «Севастополь» вступили в строй флота Балтийского моря, что значительно увеличило его силу. Бригада из старых линкоров была реорганизована во вторую, а из кораблей типа «Севастополь» сформировали Первую бригаду линкоров. Флагманом бригады линкоров стал «Петропавловск» (видимо, решили сохранить традицию).
В то же время, вполне адекватно оценивая боевые возможности флота, а также достоинства и недостатки первых русских дредноутов, МГШ в качестве основной определил флоту задачу недопущения проникновения в Финский залив германских кораблей. Для этого в устье Финского залива была оборудована Центральная минно-артиллерийская позиция (ЦМАП), на которой и должны были действовать новые линкоры. Однако Германия в 1914 году воздержалась от активных действий в Балтийском море, которое рассматривалось ею как второстепенный ТВД, и не предпринимала попыток для каких-либо прорывов к русской столице. С учётом пассивности германского флота Командующий БФ адмирал Н.О.Эссен начал планировать более активные операции для новых линкоров, но Ставка запретила ему использовать дредноуты за пределами Финского залива.
В начале 1915 года командованием флота и МГШ была пересмотрена концепция боя на ЦМАП. В соответствии с новыми взглядами главные силы флота были разделены на шесть маневренных групп. Первые четыре группы состояли из линкоров и крейсеров, две последние – из крейсеров. Причём «Петропавловск» и «Гангут» вместе с бронепалубным крейсером 1-го ранга «Олег» вошли в первую маневренную группу, а «Полтава» и «Севастополь» с броненосным крейсером «Россия» – во вторую. Возможно, к такому решению подтолкнуло понимание того, что совместное использование одновременно всех четырёх линкоров бригады будет затруднено в узкостях Финского залива, да и постоянно держать все дредноуты на позиции не совсем обоснованно. Как бы то ни было, но такое подразделение активизировало деятельность «севастополей». Несмотря на то, что Ставка, не желая рисковать новыми кораблями, запретила использовать их за пределами Финского залива, и командующему было необходимо получать специальное разрешение на их использование, летом 1915 года линкоры всё же вышли в Балтику.
До середины 1915 года вся деятельность линкоров состояла в основном из манёвров и артиллерийских стрельб, чем удалось достичь высокого уровня выучки состава и практически безаварийное освоение материальной части экипажем. Например, «Гангут» в начале мая 1915 года успешно провёл артиллерийские стрельбы, в течение лета несколько раз выходил в море, маневрировал между Гельсингфорсом и Ревелем, отрабатывал задачи совместного плавания с систершипами, уклонения от подводных лодок и постановку противоторпедных сетей. Однако участия в боевых действиях новые корабли не принимали.
В августе 1915 года германские корабли предприняли две попытки прорваться в Рижский залив, вторая из которых была успешной. Хотя немцам в итоге все-таки пришлось покинуть залив, обе стороны понесли потери, но бои показали слабость русских сил в заливе. В ожидании новой попытки прорыва русское командование решило усилить оборону. Для этого командующему флотом разрешили при необходимости использовать два новых линкора и всю бригаду старых линкоров.
Для восстановления минного заграждения в Ирбенском проливе командование спланировало операцию с участием дредноутов. 27 августа 1915 года девять миноносцев (среди них – эсминец «Новик») выставили 310 мин. Линкоры «Севастополь» и «Гангут», крейсера «Богатырь» и «Олег» играли роль прикрытия со стороны моря: крейсера держались ближе к проливу, а линкоры – мористее. Операция прошла успешно, несмотря на штормовые условия, но на обратном пути не обошлось без происшествий.
Возвращаясь в Гельсингфорс, корабли двигались двумя группами: в состав первой группы входили «Гангут» и «Олег», в состав второй – «Севастополь» и «Богатырь». Примерно в 10:45 28 августа «Севастополь» дважды с силой ударился о грунт. При последовавшем третьем, ещё более сильном ударе линкор остановился, но через несколько минут, дав задний ход, сошёл с мели без посторонней помощи. Вскоре идущий впереди «Гангут» также с силой ударился о грунт. Как оказалось, в результате волнения линкоры не удержались на протраленном стратегическом фарватере, на котором часть вешек была сорвана штормом.
Как пишет А.В.Скворцов: «… наиболее серьёзно пострадал «Севастополь»: оказалась смятой нижняя часть форштевня; повреждения днищевой части протянулись вплоть до района второй башни и захватывали до трёх поясов наружной обшивки на каждом из бортов. Это были и вмятины, и трещина, а также две пробоины. Корабль принял более 350 т воды…. Повреждения «Гангута» оказались не столь значительными: одна продольная вмятина в днищевой части наружной обшивки левого борта, погнутые стенки днищевого рамного набора; частично разошедшиеся в районе вмятины стыки и пазы наружной обшивки, давшие незначительную течь…. Повреждения эти были исправлены силами экипажа: текущие швы залиты свинцом, а по приходе в Гельсингфорс вся вмятина залита цементом. Полученные же «Севастополем» повреждения пришлось в течение полутора месяцев исправлять в Кронштадтском доке…».
Отметим, что и в дальнейшем периодически случались похожие аварии: из-за небольшой пробоины в борту «Полтаву» ремонтировали в доке; две недели не могли снять с мели «Петропавловск»; ещё дважды «Севастополь» повреждал днищевую обшивку, днищевой набор, килевую балку. Подобные «мелочи» и неприятности часто случаются с крупными кораблями, но, несомненно, линкорам было тесно в этой части Балтийского моря. Правда вызывает вопросы качество штурманской подготовки офицеров линкора - вроде как Финский залив не год и не два как был освоен русским флотом, могли бы уже точно представлять где находятся камни, мели, а где безопасный фарватеры. К другой стороны и французы потеряли свой "Франс" вроде как в освоенном заливе Киберон (Киброн).
Воодушевленное успехом, а также тем, что германский флот не проявлял активности в северной части Балтики, русское командование спланировало и провело в 1915 году ещё две крупные минные постановки в зоне действия противника. Основное назначение запланированного минного заграждения – это затруднение передвижения сил противника и нарушение морского сообщения между Килем, Данцигом и занятой Либавой. Непосредственно для постановки мин были выделены крейсеры «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Баян» и «Олег», эсминец «Новик», 6 «угольных» эсминцев и 5 подводных лодок, а в отряд прикрытия были включены линкоры «Гангут» и «Петропавловск». Интересно, что в качестве минных заградителей на этот раз выступали крейсера, а эсминцы играли роль противолодочного охранения.
Корабли вышли на задание 10 ноября 1915 года, но вскоре из-за штормовой погоды эсминцам пришлось вернуться на базу, с эскадрой остался только «Новик». Плохая погода в итоге помогла русским кораблям, эскадра незамеченной прошла линию германского дозора и минные заграждения. Утром 11 ноября крейсера строем двойного уступа приступили к постановке мин: левая колонна «Баян» и «Рюрик», правая – «Адмирал Макаров» и «Олег». Интересно, что «Рюрик» с полным водоизмещением 18 500 т в два раза превосходил крейсер «Олег». Линкоры вместе с «Новиком» во время постановки держались мористее. В ходе операции крейсера успешно выставили 560 мин, после чего походным ордером вернулись необнаруженными, несмотря на светлое время суток. 12 ноября корабли вернулись на базу, и в тот же день на минном заграждении подорвался крейсер «Данциг».
Вторая аналогичная операция была проведена в период новолуния, начинавшегося 3 декабря. Для её проведения выделялись отряд прикрытия в составе линкоров «Гангут» и «Петропавловск», эскадренного миноносца «Новик», 6-гo дивизиона эсминцев и отряд постановки в составе 1-й бригады крейсеров («Рюрик», «Олег», «Баян», «Адмирал Макаров», «Богатырь»). Но 4 декабря, когда выделенные силы были уже развёрнуты, командующий флотом задержал корабли в связи с обнаружением германских подводных лодок, которые охраняли германские корабли, осуществлявшие минную постановку у Люзерорта.
Несмотря на опасность встречи с подводными лодками и надводными кораблями противника, 5 декабря русские корабли все-таки вышли в море. Как и в прошлый раз, корабли в темноте благополучно пересекли немецкие дозорные линии и минные заграждения. Они проследовали всего в 20 милях от немецких крейсеров, возвращавшихся с минной постановки. В районе постановки крейсера, двигаясь двумя колоннами, менее чем за два часа выставили минное заграждение. Поставив 700 мин (в две линии), корабли завершили операцию и 7 декабря благополучно прибыли в Ревель. 13 января 1916 года на этом заграждении подорвался немецкий лёгкий крейсер «Любек». Как видим, из русских дредноутов «Гангут» оказался наиболее результативным «минным заградителем».
Интересно, что в ходе операции, несмотря на спокойную погоду, эсминцы сопровождения также были отправлены на базу с наступлением темноты – видимо, по существующим на тот момент взглядам, пользы от них в вопросах противолодочной обороны командование не видело, а опасность столкновения с соседними кораблями была более высока.
Этим закончилась кампания 1915 года для Первой бригады линкоров русского Балтийского флта. Встреч с противником во всех этих операциях у них не было, и артиллерию они ни разу не применили. Наступила зима, корабли вмёрзли в лёд Гельсингфорсского рейда. Их замаскировали, побелив известью, установили телефонную связь с берегом. Начались строевые занятия, ремонт и обслуживание механизмов.
Для заметок: К одной их публикаций неделю назад читателями был задан вопрос - какая обстановка была зимой на Балтике до Ледового похода 1918 года. Вот такая и была - вмерзли в лед и стояли корабли в гавани.
Но в течение 1915 года не обошлось без чрезвычайных происшествий, которые могли бы иметь катастрофические последствия. 17 октября при погрузке боеприпасов на линкор «Севастополь» полузаряд 305-мм орудия, находившийся в металлическом футляре, упал на палубу зарядного погреба и воспламенился. К счастью, пожар был локализирован и потушен. Ожоги получили 5 человек, один из которых скончался. Как мы знаем, в годы Первой мировой войны несколько дредноутов так и погибли от внутренних пожаров и взрывов именно в боевых погребах в своих базах.
Второе происшествие было более трагичным. 19 октября 1915 года на «Гангуте» произошло стихийное возмущение команды и беспорядки на борту корабля. Повод для проявления недовольства, как обычно бывает в таких случаях, оказался довольно незначительным: после длительной авральной погрузки угля экипажу на ужин вместо традиционных (для такого случая) макарон по-флотски выдали постную гречневую кашу. В совокупности с другими факторами (ужесточение требований дисциплины, недовольство офицерами с немецкими фамилиями, революционная пропаганда, вынужденное бездействие во время боевых действий) возмущение вылилось в попытку захвата оружия и открытое неповиновение. Однако офицерам корабля удалось бескровно нейтрализовать беспорядки и привести экипаж в подчинение. В ходе последующего следствия было арестовано 95 человек, действия которых суд квалифицировал как восстание. Однако, учитывая общее недовольство матросов, вызванное арестами на «Гангуте», и опасаясь новых волнений, обошлось без смертной казни, которую заменили каторгой.
В этой ситуации свою роль сыграло бездействие линейного флота. Как потом было отмечено историками: «… бездействие привело не только к тому, что русский флот не использовал благоприятных возможностей для решения стоявших перед ним задач, но и к упадку боевого духа среди личного состава…».
Интересно, что такое развитие событий было характерно и для других флотов. И если волнения на «Гангуте» произошли из-за замены блюда на ужин, то в германском флоте в 1917 году, например, подобные волнения (как следствие накопившихся проблем) вспыхнули из-за сокращения кочегарам линкора «Фридрих дер Гроссе» месячного пайка мыла. До этого (по ранее представленным публикациях), мы помним, что для бунта могло хватить и трех копеек.... .
Продолжение следует
Ссылка на на продолжение опубликована ЗДЕСЬ.
Источники: Амирханов, Л. Главный калибр линкоров /Л.И.Амирханов, С.И.Титушкин. – СПб: «Гангут»,1993.- 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли Русского флота 8.1914 – 10.1917 г. Справочник/ Ю.В. Апальков.- СПб.: ИНТЕК, 1996. - 223 с.; Бажанов, Д. 1-я бригада линейных кораблей Балтийского флота в дни Февральской революции/ Вестник молодых ученых. Серия «Исторические
науки», №1(5), 1999. - С.12-20.; Васильев, A. Линейные корабли типа «Марат» /
А.М.Васильев. - СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003.- 48 с.; Васильев, А. Первые линкоры Красного Флота. «Марат». «Октябрьская революция». «Парижская коммуна»/А.М. Васильев- М.: Яуза/ЭКСМО, 2008. - 144 с.; Гангут, сборник. Вып. № 6/1993, 15/1998, 17/1998, 20/1999, 24/2000, 27/2001, 28/2001, 30/2002, 33/2003, 52/2009, 59/2010, 63/2011, 105/2018, 106/ 2018; Гельмерсен, П. Заградительные операции Балтийского флота у германского побережья в 1914-1915 г./П.В.Гельмерсен. - СПб.: Цитадель, 1998. - 38 с.; Дашьян, А. Все линкоры Второй Мировой. Часть 1/А.Ю.Дашнян, С.В.Патянин.- М.: Яуза/ЭКСМО, 2011. - 194 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй мировой /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – М.: Яуза; Эксмо, 2012. – 912 с.; Дашьян, А. Линкоры Второй мировой в цвете: самая полная энциклопедия /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман.- М.Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Дрезен, А. Балтийский флот в Октябрьской революции и гражданской войне/А.К.Дрезен.- М.-Л.: Партиздат, 1932. - 338 с.; Золотарев, В. Русский флот в Первой мировой войне/ В.А.Золотарев, И.А.Козлов. – СПб: «Галлея-Принт», 2002. – 248 с.; Кровяков, Н. Ледовый поход Балтийского флота в 1918 году/ Н.С. Кровяков.- М.: Воениздат, 1955. – 221 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза; Эксмо, 2015. – 384 с.; Платонов, А. Линейные силы советского флота /А.В.Платонов.- СПб: ИПК «Гангут», 2016. – 728 с.; Пухов, А. Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год/А.Пухов.- М.-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. - 140 с.; Скворцов, A. Линейные корабли типа «Севастополь» /А.В.Скворцов. - СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003. - 48 с.; Флотские хроники. Выпуск второй. Сборник // Морская коллекция, № 2 (197) – 2016. – 32 с.; Флотские хроники. Выпуск третий. Сборник // Морская коллекция, № 27(202) – 2016. – 32 с.; Цветков, И. Дредноуты Балтики. Линейные корабли типа «Севастополь» в первой мировой войне и революции (1914-1919 гг.)/ И.Ф.Цветков, Д.А.Бажанов. - Самара: Издатель Р.Р. Муниров, 2009. -200с.; Цветков, И. Линкор «Октябрьская революция»/ И.Ф.Цветков. - Л.: Судостроение, 1983. - 224 с.; Цветков, И. Линейные корабли типа «Севастополь». Часть I: Проектирование и строительство (1907-1914 гг.). 2 издание / И.Ф.Цветков.- СПб.: Боевые корабли мира, 2005.- 76 с.; Breyer, S. Stalins «Dickschiffe». Special Band 4./S. Breyer. – Podzun-Pallas-Verlag,1996.- 52 p.; Sobanski, M. Rosyjskie pancerniki typu «Sewastopol»/ M.S.Sobancki. – Tarnowskie Gory, 2003. – 112 p.; Sobanski, M. The Russian Battleships Sevastopol Class/ M.S.Sobancki. – Tarnowskie Gory, 2003. – 100 p.