Продолжаем историю о русских линкорах типа "Севастополь" в годы Первой мировой и последующей за ней революции. Да, ПЕРВЫЕ русские линкоры были не идеальны, как и любой корабль новой концепции в любом флоте мира, их недостатки и особенности известны. Первые корабли всегда имеют "детские болезни". Вспомните сами свои первые рукописные строчки в школьных тетрадках, или первую сделанную своими руками модель, куличик, самолетик, выточенную на токарном станке деталь или написанную статью. Те кто ничего этого не делали - пройдите мимо. Поэтому не будем сравнивать "севастополи" с "Кёнигами", "Арон Дюками", "Фусо", "Нью-Йорками" - у каждого флота свой путь, своя история (как и у страны) - это надо просто понять и учитывать (кто может).
Новый 1916 год не принес русским дредноутам какого-либо разнообразия. Кампания 1916 года оказалась ещё более короткой, линкоры к боевым действия не привлекались ни разу. До конца апреля вся четвёрка линкоров простояла на внутреннем Свеаборгском рейде. Учения по отражению атак, боевые тревоги, артиллерийские занятия стали активно проводиться только со второй половины апреля (как полностью сошел лед?). На манёвры в море линкоры начали периодически выходить только в мае, причём уже не всей бригадой, а попарно (полубригадно): «Гангут» и «Петропавловск» (обычно), и «Севастополь» и «Полтава».
Первые два летних месяца были довольно сильно насыщены выходами в море, артиллерийскими стрельбами, манёврами, переходами между базами (Гельсингфорс, Ревель, Лапвик). Принявший командование бригадой линкоров, контр-адмирал М.К.Бахирев добивался слаженности экипажей и полного взаимодействия между линкорами в ходе маневрирования. А вот вторая половина года была менее активной, количество учений резко сократилось, как и выходы в море. Одной из причин свёртывания активной боевой подготовки стали перебои в снабжении кораблей положенными видами довольствия из-за продолжавшейся войны. С наступлением холодов боевая подготовка была снова прекращена.
Новый 1917 год принёс новые потрясения не только для линкоров, для Балтийского флота, но и для всей страны и мира. В ходе февральских событий экипажи дредноутов не остались в стороне от революционных выступлений. Надо отдать должное офицерам и матросам – на линкорах Первой бригады в те трагичные дни удалось избежать кровопролития, в отличие от линкоров «Император Павел I», «Андрей Первозванный», «Слава», где матросами были убиты офицеры, в том числе начальник штаба бригады контр-адмирал А.К.Небольсин.
Многочисленные митинги, убийства офицеров, снижение уровня дисциплины не могли не сказаться на боевой подготовке линейных кораблей бригады, на выполнении общесудовых и ремонтных работ. Только к лету 1917 года удалось восстановить требуемый уровень боеготовности, и в середине июня бригада в полном составе вышла в море. Весь июль и август бригада занималась практическим маневрированием, отражением минных атак и стрельбами, посетив Ревель. Интересно, что в ходе этих манёвров «революционные» команды успели и помитинговать, причём основным вопросом в это смутное и военное время было увеличение месячного содержания в два раза. Разумеется, резолюция по этому вопросу была положительной, но где взять дополнительные средства на данное увеличение в условиях войны и революционного хаоса подумать никто из митинговавших не потрудился. Вернулись корабли на внутренний рейд Гельсингфорса только в конце августа.
Осенью 1917 года ситуация на ТВД обострилась и у русских дредноутов "появилась возможность" вновь поучаствовать в боевых действиях. Германское командование для проведения операции «Альбион» сосредоточило в восточной части Балтийского моря свыше 60 % своего флота. Немцы намеревались высадить десант, захватить Моонзундские острова и очистить Рижский залив от русских кораблей. Всего в операции участвовало свыше 300 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе пять дредноутов, один линейный крейсер и пять додредноутов. Действия немецкого флота поддерживали 6 дирижаблей, 102 самолёта и 25 тысяч человек десантного корпуса.
Немецкой армаде противостояли Морские силы Рижского залива в составе линкоров (броненосцев) «Гражданин» и «Слава», трёх крейсеров, трёх канонерских лодок и 34 эскадренных миноносцев. На Моонзундской позиции было 9 основных береговых батарей (37 орудий) и 12 запасных (38 орудий). Гарнизон на островах насчитывал около 12 тысяч человек.
Операция началась 30 сентября высадкой германского десанта на остров Эзель, откуда было начато наступление в сторону Цереля и Орисарской дамбы. Ещё накануне немецкого удара линкоры Первой бригады были приведены в состояние повышенной готовности, после высадки противника на Эзель дредноуты привели в состояние 2-часовой готовности.
Русское командование, по‑видимому, решило произвести вспомогательный удар силами дредноутов, и 5 октября бригада линкоров вышла в море. Однако время было упущено, и даже этих усилий не понадобилось, поскольку к 6 октября русские гарнизоны на островах были либо уничтожены, либо вытеснены, морские силы ушли, потеряв «Славу» и «Гром». Немцы полностью заняли острова Эзель, Моон и Даго. Неизвестно, чем бы закончилось огневое противодействие русских линкоров, если бы встреча с противником состоялась. Одно можно сказать – матросы бригады морально к активным боевым действиям готовы не были.
Один из очевидцев тех лет И.И.Ренгартен в своем дневнике отметил: «На «Петропавловске» военное воодушевление сказалось в том, что при выходе в море команда разобрала спасательные пояса и противогазы… словом, проявила массу внимания к вопросу о сохранности своей драгоценной жизни».
Недостатки в боевой подготовке выявились вскоре после возвращения в Поркала-Удд. Линкоры бригады 6 октября провели артиллерийские стрельбы, а 10 октября начали практическое маневрирование. 11 октября 1917 года линкор «Петропавловск», совершая разворот возле небольшого островка Редакон, из-за ошибки рулевого вылетел носовой частью на каменную отмель.
На следующий день в район аварии отправили все буксиры и водолазную партию, потом им на помощь пришёл линкор «Андрей Первозванный». Снять корабль удалось лишь 23 октября, после того как решили подводить воздушные мешки под нос корабля, затратив на всю операцию 13 дней. Вскоре вся бригада линкоров была в сборе, но боевая деятельность флота замерла на несколько месяцев. Корабли Первой бригады находились в состоянии боевой готовности, но в море не выходили. Война для их экипажей уже закончилась, как впрочем и для других кораблей Балтийского флота.
Однако произошедшая в конце октября революция и последующее подписание с Германией Брестского мира привели к новым испытаниям для дредноутов.
К концу февраля основные силы Балтийского флота были сосредоточены в Гельсингфорсе. Линкоры «Гангут», «Петропавловск», «Севастополь», «Полтава», «Андрей Первозванный», «Республика», «Гражданин», крейсера, эсминцы, подводные лодки и более чем 70 транспортов и вспомогательных судов стояли в замёрзшей гавани. По условиям Брестского мирного договора Советская Россия была вынуждена перебазировать из Эстонии и Финляндии свои корабли в советские порты или же немедленно их разоружить. Правительство приняло решение перевести корабли в Кронштадт, несмотря на чрезвычайно сложную ледовую обстановку в Финском заливе: сплошной лёд распространялся далеко от Гельсингфорса. У Балтийского флота имелись ледоколы, но их было недостаточно, поэтому было решено переводить в Кронштадт в первую очередь наиболее ценные крупные корабли.
Корабли стали готовить к походу, особенно много пришлось сделать на «Гангуте» – требовалось не только загрузить уголь, оружие, продовольствие, выполнить ремонтные работы, но главное – ликвидировать последствия пожара, который произошёл зимой 1918 года в носовом котельном отделении.
12 марта 1918 года из Гельсингфорса в Кронштадт вышел первый отряд кораблей в составе линкоров «Петропавловск», «Гангут», «Севастополь», «Полтава», крейсеров «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Богатырь». Путь прокладывали ледоколы «Ермак» и «Волынец». Некомплект команд достигал 60-80 %, на некоторых кораблях приходилось нести вахту почти бессменно. Участник перехода М.С.Терентьев рассказывал, что эсминец «Войсковой» был приведён в Кронштадт командой из восьми матросов и четырёх офицеров.
Из-за сплошного льда толщиной до 75 см (высота торосов достигала 3-5 м) и сильных туманов корабли двигались только в светлое время суток. За первую ночь на рейде корабли вмёрзли в лёд, и утром 13 марта без помощи ледоколов не смогли двигаться. Усложняло ситуацию то, что ледокол «Ермак» имел ширину корпуса 22 метра, а линкоры – 26 метров. По этой причине ледоколу не удавалось сразу пробить канал достаточной ширины, и приходилось повторно обламывать кромку льда. Концевые корабли колонны часто застревали, так как льды ко времени их прохода успевали сомкнуться. Ледоколы должны были возвращаться в конец колонны и снова пробивать каналы во льдах. За «Ермаком» двигался «Петропавловск», успевая пройти по чистой воде до всплытия огромных глыб льда, которые представляли для него большую опасность. Корабль имел повреждение в носовой части, лишь временно зацементированное.
Вторая ночёвка (с 13 на 14 марта 1918 года) прошла на восточном Гогландском плёсе, до Кронштадта оставалось 90 миль. Утром 14 марта «Ермак» и «Волынец» два часа освобождали корабли от ледового плена, после чего они начинали движение. Около 12 часов дня линкор «Гангут» из-за подвижки льда застрял, и ему потребовалась помощь. Только через три с половиной часа «Гангут» освободили, и отряд двинулся дальше. Пройдя за день всего 30 миль, отряд встал на ночёвку у маяка Нерва.
15 марта застрял во льдах и «Ермак». Вахтенный начальник ледокола записал в журнале: «Вследствие очень тяжёлого льда взяли «Волынец» носом в свой кормовой вырез, подтянули буксиром с кормовой лебедки вплотную и, работая машинами обоих ледоколов, стали пробиваться».
Весь этот день путь отряду прокладывали спаренные ледоколы. Едва «Волынец» был взят «Ермаком» на буксир в кормовой вырез, как уже через час пришлось отдавать буксир и посылать «Волынец» на выручку застрявших кораблей. Только так удалось преодолеть последний, самый тяжёлый участок.
17 марта «Ермак» вошёл на Большой Кронштадтский рейд и начал взламывать лед в гавани для установки кораблей. Вслед за ним один за другим корабли входили в гавань. Преодоление расстояния в 180 миль заняло 5 суток. Несмотря на тяжелейшие ледовые условия, линкоры не получили повреждений, а команды кочегаров и машинистов проявили выносливость и стойкость. Возможно, сыграли свою роль и ледокольные образования носовой части русских дредноутов, и наличие броневого пояса по ватерлинии, который защитил корпус от воздействия ледяных полей.
Русские дредноуты удалось спасти от захвата противником и уберечь от повреждений в условиях ледяных заторов, следующей задачей стало сохранение кораблей в условиях гражданской войны и разрухи. Деятельность Балтийского флота сковывалась условиями Брестского мирного договора, согласно которому боевые корабли должны были иметь на борту сокращённые экипажи. Запрещены были подготовка флота к боевым действиям и выход кораблей за границы водного района Кронштадта. Тем не менее, в ожидании возможного возобновления военных действий требовалось сохранять боевую готовность, а это в условиях охватившей страну Гражданской войны выполнить было сложно.
Моряки демобилизовались, расходились по фронтам Гражданской войны и речным флотилиям. Так, например, в августе на «Петропавловске» осталось меньше 200 человек, ситуация на других дредноутах была не лучше. 9 ноября 1918 года из-за отсутствия топлива и части личного состава линкор «Гангут» был переведён в Петроград и сдан на длительное хранение на Адмиралтейский завод. Вскоре к стенке завода перешёл из Кронштадта и линкор «Полтава». Моряки с этих кораблей пополнили экипажи оставшихся в строю «Петропавловска» и «Севастополя».
И такие меры оказались вполне своевременными, впереди были новые испытания....
Окончание следует
Ссылка на продолжение опубликована ЗДЕСЬ.
Источники: Амирханов, Л. Главный калибр линкоров /Л.И.Амирханов, С.И.Титушкин. – СПб: «Гангут»,1993.- 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли Русского флота 8.1914 – 10.1917 г. Справочник/ Ю.В. Апальков.- СПб.: ИНТЕК, 1996. - 223 с.; Бажанов, Д. 1-я бригада линейных кораблей Балтийского флота в дни Февральской революции/ Вестник молодых ученых. Серия «Исторические
науки», №1(5), 1999. - С.12-20.; Васильев, A. Линейные корабли типа «Марат» /
А.М.Васильев - СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003.- 48 с.; Васильев, А. Первые линкоры Красного Флота. «Марат». «Октябрьская революция». «Парижская коммуна»/А.М. Васильев- М.: Яуза/ЭКСМО, 2008. - 144 с.; Гангут, сборник. Вып. № 6/1993, 15/1998, 17/1998, 20/1999, 24/2000, 27/2001, 28/2001, 30/2002, 33/2003, 52/2009,59/2010, 63/2011, 105/2018, 106/ 2018; Гельмерсен, П. Заградительные операции Балтийского флота у германского побережья в 1914-1915 г./П.В.Гельмерсен. - СПб.: Цитадель, 1998. - 38 с.; Дашьян, А. Все линкоры Второй Мировой. Часть 1/А.Ю.Дашнян, С.В.Патянин.- М.: Яуза/ЭКСМО, 2011. - 194 с.; Дашьян, А.Все флоты Второй мировой /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – М.: Яуза; Эксмо, 2012. – 912 с.; Дашьян, А. Линкоры Второй мировой в цвете: самая полная энциклопедия /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман.- М.Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Дрезен, А. Балтийский флот в Октябрьской революции и гражданской войне/А.К.Дрезен.- М.-Л.: Партиздат, 1932. - 338 с.; Золотарев, В. Русский флот в Первой мировой войне/ В.А.Золотарев, И.А.Козлов. – СПб: «Галлея-Принт», 2002. – 248 с.; Кровяков, Н. Ледовый поход Балтийского флота в 1918 году/ Н.С. Кровяков.- М.: Воениздат, 1955. – 221 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза; Эксмо, 2015– 384 с.; Платонов, А. Линейные силы советского флота /А.В.Платонов.- СПб: ИПК «Гангут», 2016. – 728 с.; Пухов, А. Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год/А.Пухов.- М.-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. - 140 с.; Скворцов, A. Линейные корабли типа «Севастополь» /А.В.Скворцов. - СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003. - 48 с.; Флотские хроники. Выпуск второй. Сборник // Морская коллекция, № 2 (197) – 2016. – 32 с.; Флотские хроники. Выпуск третий. Сборник // Морская коллекция, № 27(202) – 2016. – 32 с.; Цветков, И. Дредноуты Балтики. Линейные корабли типа «Севастополь» в первой мировой войне и революции (1914-1919 гг.)/ И.Ф.Цветков, Д.А.Бажанов- Самара: Издатель Р.Р. Муниров, 2009. -200с.; Цветков, И. Линкор «Октябрьская революция»/ И.Ф.Цветков- Л.: Судостроение, 1983. - 224 с.; Цветков, И. Линейные корабли типа «Севастополь». Часть I:Проектирование и строительство (1907-1914 гг.). 2 издание /И.Ф.Цветков- СПб.: Боевые корабли мира, 2005.- 76 с.; Breyer, S. Stalins «Dickschiffe». Special Band 4./S. Breyer. – Podzun-Pallas-Verlag,1996.- 52 p.; Sobanski, M. Rosyjskie pancerniki typu «Sewastopol»/ M.S.Sobancki. – Tarnowskie Gory, 2003. –112 p.; Sobanski, M. The Russian Battleships Sevastopol Class/ M.S.Sobancki – Tarnowskie Gory, 2003. – 100 р.