Найти в Дзене
Navygaming Channel

Брест - Гибралтар- Неаполь- Севастополь - путь для "Парижанки" был не простым /2/ Про жителей города Брест и их "беззлобную иронию"...

Продолжаем историю о русских линкорах типа "Севастополь", на этот раз речь пойдет о линейном корабле "Парижская коммуна" - том самом головном "Севастополе", который дал название всей серии. Рассмотрим период с момента ввода линкора в строй до Великой Отечественной войны, в частности речь идет о переходе корабля на Черное море и начальном этапе войны. Начало о кораблях данного типа можно (статей было около десятка) читать ЗДЕСЬ , ТУТ и вот ТАМ. Продолжение. Итак, 22 ноября 1929 года линкор «Парижская коммуна» вышел из Кронштадта, затем преодолел Балтийское море, форсировал Ла-Манш, однако шторм, которым встретил старый линкор Бискайский залив, заставил его зайти во французский Брест на несколько дней. 7 декабря 1929 года отряд советских кораблей вновь вышли в море, чтобы продолжить прерванный из-за проблем на крейсере "Профинтерн" переход. Несмотря на то, что погода была удовлетворительной (ветер 4 балла, крупная зыбь), линкор стал испытывать сильную качку и принимать на бак очень мног
Продолжаем историю о русских линкорах типа "Севастополь", на этот раз речь пойдет о линейном корабле "Парижская коммуна" - том самом головном "Севастополе", который дал название всей серии. Рассмотрим период с момента ввода линкора в строй до Великой Отечественной войны, в частности речь идет о переходе корабля на Черное море и начальном этапе войны.
Начало о кораблях данного типа можно (статей было около десятка) читать ЗДЕСЬ , ТУТ и вот ТАМ.

Продолжение.

Итак, 22 ноября 1929 года линкор «Парижская коммуна» вышел из Кронштадта, затем преодолел Балтийское море, форсировал Ла-Манш, однако шторм, которым встретил старый линкор Бискайский залив, заставил его зайти во французский Брест на несколько дней. 7 декабря 1929 года отряд советских кораблей вновь вышли в море, чтобы продолжить прерванный из-за проблем на крейсере "Профинтерн" переход.

Линкор «Парижская коммуна» в Бискайском заливе
Линкор «Парижская коммуна» в Бискайском заливе

Несмотря на то, что погода была удовлетворительной (ветер 4 балла, крупная зыбь), линкор стал испытывать сильную качку и принимать на бак очень много воды. Это привело к тому, что через три часа носовая наделка, которая была надломлена ещё до Бреста, окончательно отломилась, и её куски, болтаясь, начали биться о борт. Вскоре волной часть наделки форштевня была оторвана и сброшена за борт, а другой кусок весом более трех тонн был отброшен к первой башне ГК, где и застрял, при этом снёс часть волнолома, несколько люков и вентиляционных устройств, повредил мамеринец башни. Анализируя ситуацию, можно сказать, что всё происходило, так как и предполагал командир линкора перед началом похода. Положение осложнялось и тем, что в результате зачерпывания больших масс воды постепенно образовался прогиб палубы бака и пиллерсов, что потребовало установки подкреплений во избежание дальнейших повреждений.

Обломки сорванной наделки у носовой башни "Парижской коммуны"
Обломки сорванной наделки у носовой башни "Парижской коммуны"

Утром 8 декабря ситуация ещё более ухудшилась, сила юго-западного ветра возросла до 10-11 баллов, ветер и волны срывали чехлы с вентиляционных шахт, вырывали деревянные пробки, которыми закрывались отверстия, вода начала поступать во внутренние помещения. Ветер поднял волну высотой до 10 метров и длиной до 100 м, крен линкора иногда достигал 38 градусов! Вода проникла в котельные отделения, начала заливать котлы и паропроводы, кочегарам приходилось работать по колено в воде, водоотливные системы не справлялись с потоком воды. Из-за заливания носовых помещений дифферент на нос увеличился с 0,3 до 0,9 м, все шлюпки и вельботы были уничтожены ударами волн, вышел из строя один из котлов, возникла угроза обесточивания корабля. Для облегчения положения линкора командование приняло решение изменить курс, что потребовало большого напряжения и получилось только с третьей попытки, с огромной опасностью.

Линкор «Парижская коммуна» в Бискайском заливе. С картины Н.Е. Бубликова
Линкор «Парижская коммуна» в Бискайском заливе. С картины Н.Е. Бубликова
По воспоминаниям: «…при повороте лагом к волне, корабль накренило свыше чем на 40 градусов и некоторое время корабль лежал на борту и не мог выпрямиться».

После поворота волны захлестывали линкор с кормы, сметая всё на своём пути. Так в борьбе со стихией прошло двое суток, утром 10 декабря поступление воды внутрь корабля усилилось за счёт повреждённого ранее кусками носовой наделки парусинового мамеринца первой башни – вода начала поступать в подбашенные отделения. Был затоплен канатный ящик, погреб 75-мм патронов, арсенал, кладовая мокрой провизии, нижнее зарядное отделение ГК (подмочено 198 полузарядов), шпилевые отделения, помещения рефрижератора № 1 и другие помещения.

В своём дневнике командир "Парижской коммуны" К.И.Самойлов отметил: " Морская вода потоками падает сверху, постепенно заливает котлы, проникает ... ... верхнее и нижнее зарядные отделения носовой башни главного калибра, 9-й и 10-й коридоры электрокабелей (из-за коротких замыканий электроснабжение поддерживалось на уровне 60 процентов от нормы, а потом и вовсе встал вопрос об отключении электротока – кочегары в удушливом пару даже приготовились зажечь свечи).
Состояние носовой наделки линкора "Парижская коммуна" в Бискайском заливе
Состояние носовой наделки линкора "Парижская коммуна" в Бискайском заливе

Ситуация оценивалась настолько критической, что командование отряда приняло решение вновь вернуться в Брест, куда и прибыли корабли отряда в 17 часов 10 декабря. Обратите внимание, корабли за трое суток в штормовом море по курсу смогли пройти так мало, что на возвращение в тот же порт им потребовалось всего несколько часов.

Любопытно, что данный факт не остался без внимания "благодарных потомков", которые постарались выставить этот случай как проявление непрофессионализма советских моряков и низкие мореходные возможности советских кораблей. В качестве аргументов этими "специалистами" было отмечено, что "... Видимо, с подачи начальника отряда Л.М.Галлера советские
пропагандистские издания в СССР утверждали, что корабли встретились чуть ли не с ураганным ветром в 12 баллов, а волнение достигало 8-9 баллов". Тем самым ставили изначально под сомнение, что такое вообще было.

Дальше - больше: "...Жители города с беззлобной иронией подтрунивали над русскими военморами. Местную прессу в особенности развлекали рассказы представителей советского начальствующего состава при встречах с портовым начальством Бреста о якобы пережитом ими невиданно свирепом шторме со скоростью ветра до 50-55 м/сек и прочими ужасами… Французская же морская метеорологическая служба зафиксировала в эти же самые дни ветер 7-8 баллов и волнение моря 6 баллов. Вполне стандартная и далеко не самая плохая погода для этих мест в это время…".
Линкор «Парижская коммуна» после ремонта вышел из Бреста
Линкор «Парижская коммуна» после ремонта вышел из Бреста

Как европейская пресса может извращать события мы прекрасно знаем по современным событиям, которые можем наблюдать в "прямом эфире", однако не будем уходить от темы и отметим лишь несколько моментов. Первый - странно (на самом деле - нет), но данный шторм попал в список самых свирепых штормов, которые опустошили берега Англии и Ирландии.

В книге Хьюберта Лемба "Исторические шторма Северного моря, Британских островов и Северо-Западной Европы" (H. H. Lamb's "Historic Storms of the North Sea, British Isles, and Northwest Europe") есть такие строки: "... a prolonged storm period occurred from December 5 to 12, 1929, involving two low-pressure areas with central pressures around 950 mbar that moved across the region. This resulted in severe gales in southwest England, with average hourly wind speeds of 55–60 knots and gusts exceeding 80 knots, including a gust of 96 knots recorded on the Scilly Islands on December 6, which equaled the record maximum gust for a low-level station in the UK in December at that time..."
Обложка книги Х.Лемба
Обложка книги Х.Лемба
Моих скромных познаний в английском хватило, что бы перевести это высказывание как: "... с 5 по 12 декабря 1929 года произошёл продолжительный штормовой период, охвативший две области низкого давления с центральным давлением около 950 мбар, которые перемещались по региону. Это привело к сильным штормам на юго-западе Англии со средней часовой скоростью ветра 55–60 узлов и порывами более 80 узлов, включая порыв в 96 узлов, зарегистрированный на островах Силли 6 декабря, что соответствовало рекордному максимальному порыву ветра для низкоуровневой станции в Великобритании в декабре того времени...."

Не знаю, что там говорили "французские жители", но разве мы можем не верить знаменитому метеорологу?, )) Ха-ха.

Линкор «Парижская коммуна» в Средиземном море
Линкор «Парижская коммуна» в Средиземном море

Да, и второе (по западным данным, ведь кто бы поверил тогда и поверит сейчас, сарказм) в период с 1 по 31 декабря 1929 года из-за штормов в Атлантическом океане и в ближайших районах погибло 35 судов, в том числе 9 судов - именно 7 декабря. То есть в тот самый день когда советские корабли вышли в море. Такая вот "стандартная и далеко не самая плохая погода...". Но вернемся к советским кораблям.

После длительных переговоров Л.М.Галлеру удалось добиться того, чтобы линкор 14 декабря смог войти на внутренний рейд, и для устранения полученных повреждений был привлечён казённый судостроительный завод. В течение последующих десяти суток силами французских рабочих и экипажа линкора «Парижская коммуна» были срезаны остатки носовой наделки до уровня верхней палубы, укреплён новый носовой форштевень, установлены леерные стойки вместо демонтированного фальшборта, восстановлен носовой волнолом, заменены погнутые пиллерсы. Внутренние помещения были осушены и приведены в порядок, кожухи и вентиляционные отверстия заделывались листовым железом, а некоторые вентиляционные трубы забивались деревянными заглушками и заливались цементом. В этот раз подготовка для встречи с океанским штормом была более основательной. При приёмке израсходованного топлива около 40 т угля загрузили в кормовой жилой кубрик, это, правда, не привело к устранению дифферента, и тогда было решено в первую очередь использовать уголь из носовых угольных ям.

«Парижская коммуна» в Севастополе после перехода
«Парижская коммуна» в Севастополе после перехода

В поход вышли из Бреста 26 декабря 1929 года, и теперь уже окончательно. 28 декабря линкор «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн», обойдя мыс Сент-Винсент, взяли курс на Гибралтар. 1 января 1930 года корабли вошли в порт Кальяри (о.Сардиния), где пополнили запасы топлива и продовольствия, а 9 января прибыли в Неаполь, «конечную точку маршрута», как тогда казалось.

В Неаполе Галлер 14 января, собрав на линкоре командиров и комиссаров, объявил, что по приказу РВС СССР корабли следуют в Севастополь. Утром 17 января 1930 года по курсу линкора показались минареты Стамбула, а в полдень отряд советских кораблей вошёл в Чёрное море. 18 января линкор «Парижская коммуна» вместе с «Профинтерном» бросил якоря в бухте Севастополя, пройдя за 57 суток 6269 миль. Впереди у линкора была «черноморская вахта», а его опыт штормового похода был использован для последующих модернизаций линкоров типа «Севастополь». Не знаю как кто решит, но для меня лично данный переход является доказательством того, что мореходность линкоров данного типа была достаточной для своих задач - было бы иначе, не дошел бы линкор.

Носовая наделка «Парижской коммуны» - промежуточный вариант
Носовая наделка «Парижской коммуны» - промежуточный вариант

После прибытия на Чёрное море «Парижская коммуна» включилась в боевую деятельность флота, при этом до начала войны успев пройти капитальный ремонт и обширную модернизацию по проектам «Марата» и «Октябрьской революции». Одним из основных визуальных отличий этой модернизации можно считать иное расположение носовой и кормовой батарей 76,2-мм орудий 34-К, размещённых на специальных мостиках, и оборудование блистеров (булей).

В ходе предвоенных организационных преобразований в 1939 году линкор вошёл в созданную на Черноморском флоте эскадру как отдельное соединение. Надо отдать должное, боевая подготовка на линкоре в тот период была организованна достаточно хорошо. Из 22 выполненных в 1940 году артиллерийских стрельб линкора «Парижская коммуна» только две были оценены неудовлетворительно, в то время как по 9 стрельб оценили на «отлично» и «хорошо». Неудивительно, что по итогам года корабль занял первое место по огневой подготовке и организации службы.

В последнюю довоенную зиму 1940-1941 года линкор лишился двух бесполезных кранов-стрел для подъёма гидросамолётов и получил новые 37-мм зенитные автоматы 70К, которые установили на башнях ГК вместо 45-мм полуавтоматических пушек. В таком виде бывший русский дредноут встретил начало Великой Отечественной войны.

Новый вид полубака на «Парижской коммуне»
Новый вид полубака на «Парижской коммуне»

Анализируя боевую деятельность линкора в военные годы, можно отметить определённую схожесть периодов его эксплуатации с периодом эксплуатации его балтийских систершипов. И это достаточно удивительно, если учесть различия в театрах военных действий. Как мы знаем, балтийские линкоры были вынуждены отойти в Кронштадт и Ленинград, где были зажаты на небольшой площади, со всех сторон окружённые вражескими группировками войск. На первый взгляд, перемещения «Парижской коммуны» по Чёрному морю никто не ограничивал, давая возможность менять места базирования и совершать переходы. Однако в результате всё свелось к вынужденному простою в отдаленных базах, подвергавшихся ударам немецкой авиации, причём без возможности влияния на ход боевых действий на сухопутном фронте. Но это был второй период в боевом пути черноморского линкора, первый период, как и у «балтийцев», был достаточно напряжённым.

Линкор «Парижская коммуна» после перехода, но до модернизации
Линкор «Парижская коммуна» после перехода, но до модернизации

Начало войны линкор «Парижская коммуна» встретил в Севастополе, куда вернулся после масштабных учений всего Черноморского флота, закончившихся 20-21 июня 1941 года. Первые недели войны для линкора прошли спокойно, несмотря на то, что он стоял на бочках на рейде. За это время его экипаж удалось пополнить до штатов военного времени и провести слаживание подразделений. Только в конце июля линкор перешёл вглубь Северной бухты, где его накрыли огромной маскировочной сетью, нанесли камуфляж, соорудили на палубе и корме деревянные домики, тем самым замаскировав под местные предметы и объекты местности. Всё это время линкор не участвовал в боевых действиях, одной из причин называлось наличие минной опасности, особенно магнитных мин, которыми немцы забрасывали фарватер и подходы к базе. Пять стрельб по самолётам противника в ходе отражения налетов на Севастополь (первая стрельба – 14 июля 1941 года) и отправка добровольцев в 1-й полк морской пехоты, который принял участие в боях за Одессу – этим в первые месяцы войны и ограничился вклад линкора в борьбу с неприятелем.

Запуск гидросамолета КР-1 с катапульты линкора «Парижская коммуна»
Запуск гидросамолета КР-1 с катапульты линкора «Парижская коммуна»

Ситуация изменилась, когда в конце октября 1941 года немецкие войска ворвались в Крым и двинулись к Севастополю, командование флота не стало рисковать. Вечером 31 октября 1941 года линкор «Парижская коммуна», избавившись от маскарадных построек, в сопровождении крейсера «Молотов», лидера «Ташкент» и эсминца «Сообразительный» покинул Севастополь, прибыв 4 ноября в Поти. Последующие несколько месяцев для «Парижской коммуны» были заполнены чередой межбазовых переходов по маршрутам: Поти –Новороссийск – Севастополь – Поти с обстрелами позиций немецких войск в на подходах к Севастополю и в Крыму, переброской подкреплений в Крым и Новороссийск и вывозу раненых.

Лидер «Ташкент» с линкором «Парижская коммуна», рисунок
Лидер «Ташкент» с линкором «Парижская коммуна», рисунок

Основным пунктом базирования для линкора был выбран Поти, хотя в отношении портового оборудования, береговой инфраструктуры, противовоздушной и противолодочной обороны он был подготовлен слабо. Сложности базирования в Поти боевых кораблей усиливались и тем, что в зимний период при сильном северо-западном ветре в гавань устремлялись большие массы воды (так называемый «тягун»), в порту возникали сильные течения и резко менялся уровень воды у причалов. Эти климатические условия затрудняли базирование кораблей и доставили неприятности даже линкору.

В начале ноября линкор доставил в Новороссийск пополнение и боеприпасы, а в конце месяца получил первое боевое задание. 27 ноября 1941 года «Парижская коммуна» в сопровождении эсминца «Смышлёный», совершив переход из Поти до мыса Фиолент (Крым), открыли огонь по позициям немецких войск в районе Севастополя. Огонь вёлся по площадям на дистанции 130-140 кбт с хода. Противодействия противника не было, но возвращение в Поти было сопряжено с серьёзными трудностями.

Линкор «Парижская коммуна» ведет огонь по немецким позициям из Южной бухты
Севастополя
Линкор «Парижская коммуна» ведет огонь по немецким позициям из Южной бухты Севастополя

Из-за шторма линкор двое суток провёл на рейде, не имея возможности войти в порт базирования. Когда это удалось, при швартовке погибло пять (по другим данным, три) человек из баковой команды, которых смыло за борт, а линкор сильным ветром стало разворачивать на фарватере. Буксир «Октябрь», который хотел помочь линкору, швартовым концом был перевёрнут (погибло три человека), в результате линкор снесло с фарватера, и он сел на мель. Вскоре «Парижскую коммуну» сняли с мели, создав затоплением искусственный крен до 5 градусов, и поставили к причалу. Но на этом неприятности не закончились – через некоторое время начался «тягун», и чтобы удержаться у причала, командование корабля, приняв балласт, положило корабль на грунт, благо глубины были не большие! Как видим, экипажу приходилось бороться не только с противником, но и с силами природы, которые несли не меньшую угрозу.

Линкор «Парижская коммуна» в кавказском порту
Линкор «Парижская коммуна» в кавказском порту

В очередной раз можно убедиться в том, что про оборудование баз и портов следует задумываться в мирное время...

Окончание следует, ссылка - ЗДЕСЬ.

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).

Источники: Амирханов, Л. Главный калибр линкоров /Л.И.Амирханов, С.И.Титушкин. – СПб: «Гангут»,1993.- 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли Русского флота 8.1914 – 10.1917 г. Справочник/ Ю.В. Апальков.- СПб.: ИНТЕК, 1996. - 223 с.; Бажанов, Д. 1-я бригада линейных кораблей Балтийского флота в
дни Февральской революции/Вестник молодых ученых. Серия «Исторические
науки», №1(5), 1999. - С.12-20.; Васильев, A. Линейные корабли типа «Марат» /
А.М.Васильев - СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003.- 48 с.; Васильев, А.
Первые линкоры Красного Флота. «Марат». «Октябрьская революция».
«Парижская коммуна»/А.М. Васильев- М.: Яуза/ЭКСМО, 2008. - 144 с.;
Гангут, сборник. Вып. № 6/1993, 15/1998, 17/1998, 20/1999, 24/2000,
27/2001, 28/2001, 30/2002, 33/2003, 52/2009, 59/2010, 63/2011, 105/2018,
106/ 2018; Гельмерсен, П. Заградительные операции Балтийского флота у
германского побережья в 1914-1915 г./П.В.Гельмерсен. - СПб.: Цитадель,
1998. - 38 с.; Дашьян, А. Все линкоры Второй Мировой. Часть 1/ А.Ю.Дашнян,
С.В.Патянин.- М.: Яуза/ЭКСМО, 2011. - 194 с.; Дашьян, А.Все флоты Второй
мировой /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – М.: Яуза; Эксмо, 2012. – 912 с.; Дашьян, А. Линкоры Второй мировой в цвете: самая полная энциклопедия /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман- М.Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Дрезен, А. Балтийский флот в Октябрьской революции и гражданской войне/А.К.Дрезен.- М.-Л.: Партиздат, 1932. - 338 с.; Золотарев, В. Русский флот в Первой мировой войне/ В.А.Золотарев, И.А.Козлов. – СПб: «Галлея-Принт», 2002. – 248 с.; Кровяков, Н. Ледовый поход Балтийского флота в 1918 году/ Н.С. Кровяков.- М.: Воениздат, 1955. – 221 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза; Эксмо, 2015– 384 с.; Платонов, А. Линейные силы советского флота /А.В.Платонов.- СПб: ИПК «Гангут», 2016. – 728 с.; Пухов, А. Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год/А.Пухов.- М.-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. - 140 с.; Скворцов, A. Линейные корабли типа «Севастополь» /А.В.Скворцов.- СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003. - 48 с.; Цветков, И. Дредноуты Балтики. Линейные корабли типа «Севастополь» в первой мировой войне и революции (1914-1919 гг.)/
И.Ф.Цветков, Д.А.Бажанов- Самара: Издатель Р.Р. Муниров, 2009 -200с.;
Цветков, И. Линкор «Октябрьская революция»/ И.Ф.Цветков- Л.:
Судостроение, 1983. - 224 с.; Цветков, И. Линейные корабли типа
«Севастополь». Часть I: Проектирование и строительство (1907-1914 гг.).
2 издание /И.Ф.Цветков- СПб.: Боевые корабли мира, 2005.- 76 с.;
Breyer, S.Stalins «Dickschiffe». Special Band 4./S. Breyer. – Podzun - Pallas-Verlag,1996.- 52 p.; Sobanski, M. Rosyjskie pancerniki typu «Sewastopol»/ M.S.Sobancki. – Tarnowskie Gory, 2003. –112 p.; Sobanski, M. The Russian Battleships Sevastopol Class/ M.S.Sobancki – Tarnowskie Gory, 2003. – 100 р.