Очень часто получаю комментарии из разряда “ребёнок отказывается что-то делать”.
Например:
- Пора делать уроки.
- Не хочу.
- Убери кровать.
- Не буду.
- Надо сделать поделку на четверг. Ты уже начал?
- У меня ничего не получится.
Причин на то, почему так происходит может быть несколько:
Низкая мотивация
Мотивация обычно снижается, потому что:
❌ нет поощрения – сделал всё правильно, хорошо и не получил ничего за это;
❌ очень сложно, постоянно не получается – у ребёнка могут быть проблемы с развитием мозга, разные нарушения, например, есть дислексия, читать сложно, поэтому есть желание всегда отказаться от чтения;
❌ большой загруз – например, ещё до школы ребёнок ходил на много кружков, подготовишек и так далее, устал ещё до школы.
Когда нет желания делать что-то, потому что это как будто бессмысленно, то, конечно, ребёнок будет отказываться. Например, если взять школу, то его не очень интересуют оценки, он не видит в них ценности. Оценки нужны учителям, родителям, но не ребёнку. Он учится, чтобы вы похвалили, порадовались. Идея, что учится надо ради хорошего будущего, слишком далёкая, абстрактная и непонятная ребёнку.
Что делать?
- Всегда хвалить за достижения, успехи, хорошие оценки, даже если они всегда хорошие.
- Придумать систему мотивации. Если ребёнок будет получать что-то, что он может почувствовать, увидеть, то это будет здорово. Здесь лучше дарить эмоции, а не материальные вещи. 500 рублей за пятёрку хуже, чем к примеру совместный пикник в парке.
Страх ошибки
Такой страх появляется только после определённых прецедентов.
Например:
➖ Вышел отвечать, запнулся, сказал ерунду – класс смеётся, возникает мысль, что теперь стоит ему только выйти отвечать, смеяться будут всегда.
➖ Та же ситуация, но учительница отчитала у доски, как-то ещё может подшутила. Теперь ощущение, что всегда так будет, ребёнок чувствует себя униженным.
➖ Родители ругают, если что-то не получается. И это очень неправильно, потому что когда ребёнок только учится писать, нормально делать ошибки, писать криво, грязно. И мало у кого хватает терпения, потому что длится это обучение не день и не неделю.
Что делать?
Если учитель как-то нападает на ребёнка, вмешаться нужно обязательно. Вы должны показать, что на его стороне. И, честно вам скажу, нападают на того, у кого слабая защита. Если за ребёнка стоят горой, то куда сложнее и опаснее пытаться как-то его задевать.
Что касается родителей, то тут важно смягчиться. Никаких наказаний, обзывательств, если что-то не получается. Есть любители сказать, что у ребёнка руки не из того места растут. Кажется, что ничего такого страшного, но в итоге он растёт с мыслью, что ничего делать не умеет, а потому и пытаться не надо. Так в итоге он может себе всю жизнь загубить.
Усталость
Важно убедиться, что ребёнок не находится в постоянной физической перегрузке, когда нет сил, или моральном выгорании, когда тоже не сил даже шевелиться.
В этом случае даже просто убрать вещи со стула – задача со звёздочкой. У вас наверняка такое бывало, и вы можете на себя примерить. Мозг настолько устал, что отдать пару команд на то, чтобы встать и что-то делать бывает сложнее, чем в иной день пробежать небольшой кросс.
Что делать?
- Можно взять пару выходных, например, уйти отдыхать не в субботу, а в пятницу. Так за три дня ребёнок успеет восстановиться чуть больше.
- Пересмотреть относительно кружков – всё ли стоит оставить? Если ребёнок будет сильно уставать, то по учёбе могут начаться проблемы. Сложно писать контрольные, сдавать экзамены, когда морально вымотан.
- Добавить больше медитативных развлечений. Яркие эмоции – это хорошо, но тоже утомляет. Если ребёнок устал, то выходные в торговом центре, где шумно, ярко, плохое решение. Вот природа или какое-то монотонное занятие – хороший вариант.
- Сделать больше упора на режим. Даже если не всё сделал, пора отдыхать. Не сидим до ночи с уроками.
“Не хочу, не буду” не появляются на ровном месте, это важно помнить. Вам кажется, что ребёнок ленится, но на самом деле где-то есть проблема. Решите её, и тогда таких разговоров не будет.
____________
Если нуждаетесь в помощи, ждём Вас на наших диагностических консультациях с ребятишками. Тренеры нашей онлайн-школы смогут выявить сложности и подобрать подходящее обучение.
✍️ Записаться на консультацию
_________
Реклама. ИП Малугина Д.Н. ИНН: 422102078500 erid: 2VtzqwQbEeb