Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Действительно ли спартанцы сбрасывали слабых детей со скалы?

Младенцы у подножия Тайгета — жуткий образ, знакомый многим по фильмам и книгам, давно стал символом безжалостности Спарты. Но что из этого является историческим фактом, а что — порождение вековых мифов? Давайте обратимся к авторитетным источникам и данным современной археологии, чтобы разобраться в этом непростом вопросе. Основным источником, благодаря которому этот жуткий обычай вошёл в историю, является греческий писатель и философ Плутарх (ок. 46 — ок. 127 гг. н.э.). В своём труде «Сравнительные жизнеописания» в главе о законодателе Ликурге он сообщает следующее: «Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, он приносил младенца в “лесху” — место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребёнка. Если тот оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в “апофеты” — пропасть возле Тайгета». Согласно Плутарху, государство с момента рождения претендовало на право решать судь

Младенцы у подножия Тайгета — жуткий образ, знакомый многим по фильмам и книгам, давно стал символом безжалостности Спарты. Но что из этого является историческим фактом, а что — порождение вековых мифов? Давайте обратимся к авторитетным источникам и данным современной археологии, чтобы разобраться в этом непростом вопросе.

Основным источником, благодаря которому этот жуткий обычай вошёл в историю, является греческий писатель и философ Плутарх (ок. 46 — ок. 127 гг. н.э.). В своём труде «Сравнительные жизнеописания» в главе о законодателе Ликурге он сообщает следующее:

«Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, он приносил младенца в “лесху” — место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребёнка. Если тот оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в “апофеты” — пропасть возле Тайгета».
Плутарх.
Плутарх.

Согласно Плутарху, государство с момента рождения претендовало на право решать судьбу ребёнка, исходя из принципа полезности для общества. Целью было не допустить, чтобы «неполноценный» младенец стал обузой для полиса, а также заложить основы физически совершенного гражданского тела.

Несмотря на яркость и широкую известность рассказа Плутарха, современные исследователи относятся к нему с большим скепсисом. Плутарх описывал полулегендарное прошлое, опираясь на предания, а не на современные тем событиям документы. Кроме того, такие авторы, как Геродот и Ксенофонт, которые подробно описывали спартанские обычаи, не упоминают о жестокой судьбе слабых младенцев.

-3

Обратимся и к археологическим свидетельствам. Раскопки в районе ущелья Кеада, отождествляемого с Апофетами, также не подтвердили эту легенду. Среди обнаруженных останков, датируемых VI—V вв. до н.э., не было найдено ни одного младенческого скелета. Все останки принадлежали взрослым людям в возрасте от 18 до 35 лет — вероятно, преступникам или военнопленным.

Ущелье Кеада.
Ущелье Кеада.

Из истории известен спартанский царь Агесилай II, который был хромым, но это не помешало ему взойти на престол и стать одним из величайших полководцев своего времени. Кроме того, в других регионах Греции археологи находят свидетельства ухода за больными детьми, например, специальные рожки для кормления младенцев с расщелиной нёба.

Агесилай II.
Агесилай II.

Учёные полагают, что рассказ Плутарха, возможно, был философским обобщением или отражением идеализированного (и устрашающего) представления о Спарте как о тоталитарном государстве, где всё подчинено интересам коллектива. Вероятно, единичные случаи гибели младенцев могли иметь место (как и во всём античном мире), но это не было официальной и массовой государственной практикой.

Если отбросить миф о пропасти, реальная система спартанского воспитания, известная как «агогэ» (др.-греч. ἀγωγή — «увод»), была не менее суровой, но куда более продуманной. Её главной целью было создание идеальных воинов — выносливых, дисциплинированных и преданных государству.

Жан-Пьер Сен-Урс, "Отбор детей в Спарте", 1785.
Жан-Пьер Сен-Урс, "Отбор детей в Спарте", 1785.

Постараюсь изложить этапы спартанского воспитания предельно кратко.

  • 0–7 лет. Закаливание, грубые колыбели, приучение к темноте и одиночеству. Физическое развитие.
  • 7–20 лет. Мальчиков забирали из семьи в военные лагеря. Жизнь в казарме, суровая дисциплина, скудное питание, физические тренировки, владение оружием.
  • 20–30 лет. Активная военная служба. Жизнь в казармах, участие в военных походах, продолжение тренировок.
  • 30–60 лет. Получение гражданских прав, обязанность вступать в брак, участие в народном собрании. Продолжение военной службы.
-7

Становится понятно, что воспитание было наполнено сознательными лишениями. Мальчиков кормили так скудно, что многие шли на воровство. Попавшегося жестоко пороли. С 14–15 лет юношей могли отправлять в так называемые криптии — карательные рейды против покорённого населения илотов, где они учились убивать.

Вся жизнь спартанского мужчины-гражданина была подчинена одной цели — службе в армии. Военное дело — единственная достойная профессия. Спартанец не мог стать фермером, ремесленником или купцом — это было уделом илотов и неполноправных граждан. Его профессия — война.

-8

Таким образом, миф о сброшенных со скалы детях заслоняет собой не менее суровую и сложную реальность — тщательно продуманную систему «агогэ», которая на самом деле превращала мальчиков в воинов, а жизнь взрослого мужчины — в беспрерывную службу государству. Спарта была жестоким обществом, но её жестокость была системной, а не ритуально-бессмысленной.

-9

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: