Сегодня юбилей у третьего по величине метрополитена в России - нижегородского. Подземка открылась ровно сорок лет назад, и все это время она продолжает удивлять гостей города. Чем? Об этом расскажу сегодня.
Третье по счету
Метрополитен в Горьком (так тогда назывался Нижний Новгород) был открыт еще в советское время и стал третьим в России. Как известно, первое метро появилось в 1935 году в Москве, в 1955-м - в Ленинграде. Однако затем много лет подземки в СССР строили исключительно в других союзных республиках: поезда пошли в Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Минске, Ереване... Третье метро в России было открыто спустя 30 лет после второго - ленинградского - и через 50 лет после московского.
Простор в вагонах
Гости из Москвы и Петербурга часто обращают внимание на то, что в отличие от столиц, в этой волжской подземке не бывает давки в вагонах и, как правило, есть свободные сидячие места. А несколько десятилетий поезда зачастую ходили полупустыми. Все дело в том, что начатый во времена СССР проект не успели завершить до развала Союза. Метро начали строить в промышленной Заречной части города, а в центр, в Нагорную часть, оно прийти не успело. Когда в 1990-е предприятия встали, подземка тоже оказалась мало востребованной. Метро проложили в центральную часть города только в 2012 году благодаря строительству метромоста над Окой и станции "Горьковская".
Сейчас действуют 15 станций на двух линиях. Это третья по величине подземка в России. Пассажиропоток составляет в среднем 120 тыс. человек в сутки по всему метрополитену. Для сравнения: примерно столько же за день обслуживают московские станции-рекордсмены "Комсомольская" (кольцевая) и "ВДНХ".
Уникальная кросс-платформенная пересадка
В Горьком еще в 1985 году построена уникальная станция "Московская" - до сих пор единственный кросс-платформенный пересадочный узел за пределами Москвы и Петербурга, когда пассажирам, чтобы перейти на другую линию достаточно сделать несколько шагов к другому краю платформы. В отличие от столиц, на "Московской" не два отдельных зала, а один большой зал, в котором расположены две платформы и четыре пути. Только в 2020 году в Москве появилась похожая по конструкции станция с перекликающимся названием "Нижегородская". Однако оформление столичной станции довольно скромное, тогда как нижегородская "Московская" - это настоящий богато отделанный подземный вокзал.
Неглубокие станции
Все станции Нижегородского метро - мелкого заложения, поэтому эскалаторы здесь редкость. Они короткие и поставлены, скорее, чтобы подчеркнуть статус центральных станций "Горьковской" и "Московской". Кстати, для пассажиров, неглубокое метро - это все-таки плюс, ведь им не приходится тратить дополнительное время на долгие спуски и подъемы, как в Москве, Петербурге или Екатеринбурге.
Советские названия
В отличие от Москвы, после крушения советского строя в Нижнем Новгороде не стали переименовывать станции с идеологическими названиями. Так что здесь по-прежнему есть "Ленинская", "Кировская", "Двигатель Революции" и другие. Уникальные нижегородские названия сконцентрированы на Сормовской линии: "Буревестник", "Бурнаковская", "Канавинская" и "Стрелка".
Роль в кино
Нижегородскому метро приходилось играть в кино роль московской подземки. В 2005 году Егор Кончаловский снимал здесь фильм «Побег». В картине глааные роли исполнили Евгений Миронов и Алексей Серебряков. Режиссёр задействовал интерьеры станции «Московская».
Новые станции
Сейчас в Нижнем строят еще две станции метро в Нагорной части города - за "Горьковской". Это долгожданные станции "Площадь Свободы" (она же "Оперный театр") и "Сенная". Стройка постепенно движется, пуск ожидается не ранее 2027 года. Ожидается, что после ввода новых станций пассажиропоток нижегородской подземки значительно увеличится.
Остается поздравить Нижегородский метрополитен его пассажиров с юбилеем и пожелать скорейшего дальнейшего развития!
Больше необычных фактов о подземках России и мира здесь:
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel