Найти в Дзене

40 лет под землей: чем удивляет пассажиров метро в Нижнем Новгороде

Сегодня юбилей у третьего по величине метрополитена в России - нижегородского. Подземка открылась ровно сорок лет назад, и все это время она продолжает удивлять гостей города. Чем? Об этом расскажу сегодня. Третье по счету Метрополитен в Горьком (так тогда назывался Нижний Новгород) был открыт еще в советское время и стал третьим в России. Как известно, первое метро появилось в 1935 году в Москве, в 1955-м - в Ленинграде. Однако затем много лет подземки в СССР строили исключительно в других союзных республиках: поезда пошли в Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Минске, Ереване... Третье метро в России было открыто спустя 30 лет после второго - ленинградского - и через 50 лет после московского. Простор в вагонах Гости из Москвы и Петербурга часто обращают внимание на то, что в отличие от столиц, в этой волжской подземке не бывает давки в вагонах и, как правило, есть свободные сидячие места. А несколько десятилетий поезда зачастую ходили полупустыми. Все дело в том, что начатый во

Сегодня юбилей у третьего по величине метрополитена в России - нижегородского. Подземка открылась ровно сорок лет назад, и все это время она продолжает удивлять гостей города. Чем? Об этом расскажу сегодня.

Станция "Горьковская" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Горьковская" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Третье по счету

Метрополитен в Горьком (так тогда назывался Нижний Новгород) был открыт еще в советское время и стал третьим в России. Как известно, первое метро появилось в 1935 году в Москве, в 1955-м - в Ленинграде. Однако затем много лет подземки в СССР строили исключительно в других союзных республиках: поезда пошли в Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Минске, Ереване... Третье метро в России было открыто спустя 30 лет после второго - ленинградского - и через 50 лет после московского.

Простор в вагонах

Гости из Москвы и Петербурга часто обращают внимание на то, что в отличие от столиц, в этой волжской подземке не бывает давки в вагонах и, как правило, есть свободные сидячие места. А несколько десятилетий поезда зачастую ходили полупустыми. Все дело в том, что начатый во времена СССР проект не успели завершить до развала Союза. Метро начали строить в промышленной Заречной части города, а в центр, в Нагорную часть, оно прийти не успело. Когда в 1990-е предприятия встали, подземка тоже оказалась мало востребованной. Метро проложили в центральную часть города только в 2012 году благодаря строительству метромоста над Окой и станции "Горьковская".

Станция "Горьковская" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Горьковская" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Сейчас действуют 15 станций на двух линиях. Это третья по величине подземка в России. Пассажиропоток составляет в среднем 120 тыс. человек в сутки по всему метрополитену. Для сравнения: примерно столько же за день обслуживают московские станции-рекордсмены "Комсомольская" (кольцевая) и "ВДНХ".

Поезд на станции "Стрелка" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Поезд на станции "Стрелка" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Уникальная кросс-платформенная пересадка

В Горьком еще в 1985 году построена уникальная станция "Московская" - до сих пор единственный кросс-платформенный пересадочный узел за пределами Москвы и Петербурга, когда пассажирам, чтобы перейти на другую линию достаточно сделать несколько шагов к другому краю платформы. В отличие от столиц, на "Московской" не два отдельных зала, а один большой зал, в котором расположены две платформы и четыре пути. Только в 2020 году в Москве появилась похожая по конструкции станция с перекликающимся названием "Нижегородская". Однако оформление столичной станции довольно скромное, тогда как нижегородская "Московская" - это настоящий богато отделанный подземный вокзал.

Уникальная четырехпутная станция "Московская" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Уникальная четырехпутная станция "Московская" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция имеет две платформы в одном зале. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция имеет две платформы в одном зале. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Неглубокие станции

Все станции Нижегородского метро - мелкого заложения, поэтому эскалаторы здесь редкость. Они короткие и поставлены, скорее, чтобы подчеркнуть статус центральных станций "Горьковской" и "Московской". Кстати, для пассажиров, неглубокое метро - это все-таки плюс, ведь им не приходится тратить дополнительное время на долгие спуски и подъемы, как в Москве, Петербурге или Екатеринбурге.

Актуальная схема нижегородского метро
Актуальная схема нижегородского метро

Советские названия

В отличие от Москвы, после крушения советского строя в Нижнем Новгороде не стали переименовывать станции с идеологическими названиями. Так что здесь по-прежнему есть "Ленинская", "Кировская", "Двигатель Революции" и другие. Уникальные нижегородские названия сконцентрированы на Сормовской линии: "Буревестник", "Бурнаковская", "Канавинская" и "Стрелка".

Витраж в вестибюле на станции "Ленинская" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Витраж в вестибюле на станции "Ленинская" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Ленинская" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Ленинская" в Нижнем Новгороде. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Роль в кино

Нижегородскому метро приходилось играть в кино роль московской подземки. В 2005 году Егор Кончаловский снимал здесь фильм «Побег». В картине глааные роли исполнили Евгений Миронов и Алексей Серебряков. Режиссёр задействовал интерьеры станции «Московская».

Станция "Московская" в Нижнем Новгороде богато отделана флорентийскими мозаиками. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Московская" в Нижнем Новгороде богато отделана флорентийскими мозаиками. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Новые станции

Сейчас в Нижнем строят еще две станции метро в Нагорной части города - за "Горьковской". Это долгожданные станции "Площадь Свободы" (она же "Оперный театр") и "Сенная". Стройка постепенно движется, пуск ожидается не ранее 2027 года. Ожидается, что после ввода новых станций пассажиропоток нижегородской подземки значительно увеличится.

Проект станции "Сенная" в Нижнем Новгороде - она станет новой конечной на Автозаводской линии
Проект станции "Сенная" в Нижнем Новгороде - она станет новой конечной на Автозаводской линии

Остается поздравить Нижегородский метрополитен его пассажиров с юбилеем и пожелать скорейшего дальнейшего развития!

Больше необычных фактов о подземках России и мира здесь:

Все тайны метро в одной книге
Александр Жестков. Коллекция впечатлений
3 июля 2023

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel