Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», 1957

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» была разработана Николаем Астровым для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника. Машина разрабатывалась с ЗСУ-37-2, о которой мы разговаривали в предыдущей публикации, однако «Шилка» стала куда успешнее — в чём же бы её секрет? Работы по созданию самоходной зенитной установки, предназначенной для замены устаревшей ЗСУ-57-2, начались в 1957 году по Постановлению Совета Министров СССР № 426-211 от 17 апреля 1957 года, параллельно с ЗСУ-37-2 «Енисей». Изначально военные требовали машины для защиты танковых частей на марше, на уровне полка или дивизии, однако вскоре оба проекта было решено разделить и устроить между проектами настоящее соревнование. С этого момента разработки ЗСУ пошли по-новому, что вызвало целую волну задержек в работе. Конструкторам пришлось разрабатывать новую боевую машину, которая была способна «работать» по скоростным воздушным цел
Оглавление

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» была разработана Николаем Астровым для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника. Машина разрабатывалась с ЗСУ-37-2, о которой мы разговаривали в предыдущей публикации, однако «Шилка» стала куда успешнее — в чём же бы её секрет?

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4-М4 «Шилка» на выставке «Армия-2016». Фотография в свободном доступе.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4-М4 «Шилка» на выставке «Армия-2016». Фотография в свободном доступе.

История создания

Работы по созданию самоходной зенитной установки, предназначенной для замены устаревшей ЗСУ-57-2, начались в 1957 году по Постановлению Совета Министров СССР № 426-211 от 17 апреля 1957 года, параллельно с ЗСУ-37-2 «Енисей». Изначально военные требовали машины для защиты танковых частей на марше, на уровне полка или дивизии, однако вскоре оба проекта было решено разделить и устроить между проектами настоящее соревнование. С этого момента разработки ЗСУ пошли по-новому, что вызвало целую волну задержек в работе.

Конструкторам пришлось разрабатывать новую боевую машину, которая была способна «работать» по скоростным воздушным целям, в том числе и по реактивным летательным аппаратам, летящим на высоте до трех километров. Причём будущая «Шилка» уже предназначалась для защиты мотострелков на марше и на стоянке, а разрабатывать её следовало на базе авиадесантной САУ АСУ-85 с использованием радиолокационной станции управления огнем РПК-2 «Тобол». Однако, как и в случае с машиной из предыдущей публикации, различные задержки не позволили создать опытный образец в указанные сроки.

Один из первых серийных образцов «Шилки». Фотография в свободном доступе.
Один из первых серийных образцов «Шилки». Фотография в свободном доступе.

Разработку ЗСУ-23-4 «Шилка» поручили ОКБ-40 (г. Мытищи), ответственным за разработку машины был назначен генеральный конструктор ОКБ — инженер-полковник Николай Александрович Астров. В качестве базового шасси выбрали гусеничную машину ГМ-575 спроектированную в том же ОКБ-40 на базе АСУ-85. Радиолокационно-приборный комплекс РПК-2 «Тобол» (1РЛ33) спроектировали в ОКБ-668 Минрадиопрома СССР, расположенным в Туле, а разработку приводов наведения поручили филиалу ЦНИИ-173 (ВНИИ «Сигнал»), расположенному в городе Ковров. Разработку оптических средств поручили Ленинградскому объединению оптико-механических производств (ЛОМО), а автоматические пушки калибра 23-мм (зенитные автоматы 2А7) были разработаны в тульском ЦКБ-14 (Конструкторское бюро приборостроения) Николаем Михайловичем Афанасьевым.

«Шилки» на стрельбах. Фотография в свободном доступе.
«Шилки» на стрельбах. Фотография в свободном доступе.

Прототип ЗСУ-23-4 был построен лишь к декабрю 1960 года, после чего немедленно был направлен на заводские, а затем и полигонные испытания, продлившиеся до октября 1961 года. «Шилка» откатала и отстреляла всю программу испытаний «на отлично», и на вооружение была условно принята ещё до завершения программы. После устранения выявленных недостатков, ЗСУ-23-4 была принята на вооружение постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1962 года. Серийное производство поручили нескольким заводам — основную сборку машины осуществлял Уралмаш, шасси в Мытищах, орудийную установку собирали в Нижнем Новгороде. Такое положение дел не сказывалось благотворно на серийном производстве ЗСУ, но в целом, план поставок машин в войска выполнялся. За всё время серийного производства, «Шилка» была выпущена в количестве 6500 штук, что сделало её массовой и практически культовой машиной.

Описание конструкции

23-мм самоходная зенитная установка ЗСУ-23 предназначена для поражения низколетящих целей на высотах до 1500 метров при скоростях до 450 м/с, при наклонной дальности от 200 до 2500 метров. Установка сохраняет боевую эффективность при температуре наружного воздуха от -40°С до +50°С, при влажности воздуха до 95-98% и высоты над уровнем моря до 1000 метров. Боевое применение ЗСУ возможно как с места, так и в движении. Экипаж состоит из четырех человек: командира установки, оператора поиска-наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Бронированный корпус и башня

Корпус боевой машины сварной, собирается из листов стальной катаной брони толщиной от 9 до 15 миллиметров, предоставляя таким образом, противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Лобовые листы образуют клинообразную форму, придавая таким образом машине углы рационального наклона, остальные бронелисты устанавливаются вертикально. Внутренняя часть корпуса при помощи металлических перегородок разделяется на три части — отделение управления, расположенное в носовой части машины, боевое отделение в средней части и моторно-трансмиссионное отделение в корме. Между отсеками экипаж перемещаться не может, а общение между членами экипажа доступно при помощи ТПУ.

Места операторов дальномерного поста и вооружения. По фото можно определить, насколько тесно было в башне. Фотография в свободном доступе.
Места операторов дальномерного поста и вооружения. По фото можно определить, насколько тесно было в башне. Фотография в свободном доступе.

Башня ЗСУ-23-4 закрытого типа, вещающая трёх членов экипажа. Благодаря сравнительно небольшим габаритам машины, башня получилась тесной — помимо экипажа, в ней разместили зенитные автоматы, агрегаты наведения, системы автоматики, силовые приводы наведения, шкафы с электроникой, аппаратура связи, системы вентиляции, противоатомная защита и системы обогрева. В носовой части башни находится станина, в которой смонтирована качающаяся часть АЗП — верхняя и нижняя люльки с закреплёнными на них пушками и устройствами перезарядки. Справа и слева от станины расположены два отсека с крышками, где размещены четыре патронных коробки для укладки боеприпасов, снаряженных в ленты, а также узлы систем питания и охлаждения автоматов. Качающаяся часть АЗП и башня имеют механические стопоры походного положения и переключатели режимов наведения с ручного на силовое и обратно.

Чертёж-схема ЗСУ-23-4 «Шилка». Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема ЗСУ-23-4 «Шилка». Изображение в свободном доступе.

Механик-водитель «Шилки» располагается в носовой части, по левому борту машины и имеет поистине «царские» (в сравнении с остальными членами экипажа) условия. Он располагается с завидной долей комфорта, в более-менее просторном отделении. Для его посадки и высадки используется люк по образу и подобию среднего танка Т-34, прорезанный в верхней лобовой детали, а в крышке люка установлены приборы наблюдения для мехвода. По правую руку от него расположен топливный бак объёмом в 411 литров, по левую — газовые баллоны с воздушной смесью для запуска двигателя.

Место механика-водителя «Шилки». Фотография в свободном доступе.
Место механика-водителя «Шилки». Фотография в свободном доступе.

Остальные члены экипажа, как я сказал выше, располагаются в стеснённых условиях обитаемой части башни — место командира машины расположено в левой части башни, оператора по наводке вооружения по центру, в правой части расположен пост оператора по дистанции (дальномер). Командир ЗСУ имеет в своём расположении (помимо аппаратуры) набор перископических приборов для визуального наблюдения за полем боя, остальные члены экипажа могут наблюдать за местностью либо через перископические приборы, либо высунувшись в люк. Всего люков на крыше башни два — один установлен в крыше командирской башни, второй над рабочим местом оператора дальномерного поста.

Вооружение

Всё вооружение «Шилки» в базовом её варианте представлено счетверённой 23-мм автоматической зенитной установки АЗП-23 «Амур», созданного на базе спаренной 23-мм зенитной установки ЗУ-23. В роли самих пушек выступают четыре зенитных автомата 2А7, который за глаза называют «зенитный АК» — разумеется, за свою надёжность. Одноствольный зенитный автомат 2А7 калибра 23 миллиметра предназначен для поражения наземных и воздушных целей на высотах от 100 до 1500 м и дальностях до 2500 метров, использует боеприпасы калибра 23х152 миллиметра, уложенные в ленты по 500 патронов. В список боеприпасов для АЗП-23 «Амур» входят следующие снаряды — осколочно-фугасно-зажигательно-трассирующие (ОФЗТ), осколочно-зажигательные (ОФЗ) и бронебойно-зажигательно-трассирующие (БЗТ).

23-мм автоматическая зенитная установка АЗП-23 «Амур». Изображение в свободном доступе.
23-мм автоматическая зенитная установка АЗП-23 «Амур». Изображение в свободном доступе.

АЗП-23 «Амур», по команде оператора, может вести огонь как одновременно из четырёх автоматов, так и из любой пары или любого из четырёх. Боекомплект установки — 2000 выстрелов (у модификации ЗСУ-23-4М2 расширен до 3000). Темп стрельбы установки из четырёх автоматов одновременно — не менее четырёх тысяч выстрелов в минуту. Снаряды снаряжаются в ленты по следующему принципу — на три осколочно-фугасных снаряда с трассером или без (ОФЗТ/ОФЗ) один снаряд БЗТ, каждый 40-й с размеднителем для предотвращения загрязнения ствола. На сайте ГНПП «Прибор» указаны сведения, что АЗП-23 может применяться и против легкобронированных целей на дистанции в 1500 метров (пробивает до 10 миллиметров брони). Угол наведения стволов: по горизонтали не ограничен, по вертикали — от -4 по +85 градусов.

Верхняя пара стволов с подключенной системой охлаждения стволов. Изображение в свободном доступе.
Верхняя пара стволов с подключенной системой охлаждения стволов. Изображение в свободном доступе.

При стрельбе из «Амура» по различным целям рекомендуется использовать следующие режимы ведения огня:

  • по скоростным целям (самолёты, ракеты) — 3-5 выстрелов на ствол
  • по малоскоростным целям (самолёты, вертолёты, воздушный десант) — 5-10 выстрелов на ствол
  • по наземным целям — 50 выстрелов на ствол

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки ЗСУ-23-4 выступил В-6 — шестицилиндровый, рядный четырёхтактный, бескомпрессорный дизельный двигатель с системой жидкостного охлаждения, построенный на базе В-2, что устанавливался на не менее знаменитые «тридцатьчетвёрки» — более того, части двигателей в большей степени взаимозаменяемы. По своей сути двигатель В-6 является одноблочной «половиной» танкового дизеля В-2 от среднего танка Т-34. В ходе различных модификаций, на ЗСУ-23-4 могли устанавливать доработанные по конструкции модификации двигателя — В-6, В-6Р, В-6Р-1, В-6М, В-6М-1. Мощность двигателя, равная 280 «лошадкам» достигается при двух тысячах оборотов, а удельная мощность машины равняется 14,7 лошадиным силам на тонну веса. Система запуска двигателя — дублированная, запуск происходит либо с помощью электростартера СТ-721, либо при помощи пневмосистемы.

Топливная система машины состоит из двух баков один из них, расположен в носовой части машины по правую руку от механика-водителя, объемом на 411 литров, считается основным, и вспомогательного, объёмом в 110 литров, что расположен в моторно-трансмиссионном отделении. Топливо для двигателя стандартное — дизельное топливо по ГОСТ4749З-72 марки ДЛ (летнее), ДЗ (зимнее) и ДА (арктическое).

Трансмиссия «Шилки» — механическая, с рычажным управлением, включает в себя одноступенчатый редуктор с главным фрикционом сухого трения, пятиступенчатую коробку переключения передач с косозубыми шестернями постоянного зацепления (5+1), причем первая передача — пониженная, и предназначена только для преодоления тяжёлых участков дороги, два планетарных механизма поворота с ленточными тормозами, а также две бортовые передачи на ведущие колёса. Вместе со всем этим «богатством», боевая машина может разгоняться до 50 километров в час по шоссе, по грунтам — не более 30 километров в час.

Ходовая часть «Шилки» включает в себя, применительно к одному борту шесть опорных катков большого размера, ведущее колесо, расположенное в кормовой части машины и направляющее колесо с механизмом натяжения. Подвеска машины — независимая, торсионная (12 торсионных валов), с асимметричным расположением, имеющая в своём составе четыре гидравлических амортизатора на первых передних, пятом левом и шестом правом опорном катках. Гусеничный движитель состоит из 93 траков малого размера с цевочным зацеплением и с закрытыми шарнирами. Между собой траки были соединены при помощи стальных пальцев.

Электрооборудование

На «Шилке» установливается система электропитания, состоящая из редуктора СЭП, питающегося от дизельного двигателя установки, на стоянке, при отключённой силовой установке, привод редуктора осуществляется от малогабаритного газотурбинного двигателя ДГ4М-1 мощностью 70 лошадиных сил. Допускается использование на стоянке тягового двигателя машины в режиме отбора мощности на СЭП с ограничениями, оговоренными в инструкции по эксплуатации. Первичным источником электроэнергии «Шилки» служит сдвоенный синхронный электрогенератор с рабочим напряжением в 27,5 Вольт, общей мощностью в 28 кВт. Напряжение обоих генераторов выпрямляется двумя полупроводниковыми мостами с общей заземлённой средней точкой на корпусе, в результате чего в электросети машины напряжение составляет 55 Вольт.

На борту устанавливались четыре сернокислотные свинцовые аккумуляторные батареи стартерного типа, марки 12СТ-70М. Номинальное напряжение каждого аккумулятора равно 24 Вольт, а типовая ёмкость — 70 ампер-часов, в сети они соединяются последовательно-параллельно, с заземлённой средней точкой. Для выработки переменного напряжения, необходимого для питания электроники, в машине установлен блок преобразователя БП-112, который выдаёт 220 вольт 400 гц.

Для питания непосредственно устройств РПК переменным током служит входящий в к-т РПК блок трансформаторов Б-6В, который преобразует напряжение 220 вольт в 110 и 115 вольт. Также напряжением 115 вольт запитаны силовые приводы наведения. Почти вся электропроводка машины выполнена авиационным проводом марки БПВЛ и БПВЛЭ (экранированным). В качестве элементов защиты потребителей широко применяются авиационные автоматы защиты сети, рассчитанные на разный ток срабатывания (АЗС-2, АЗС-5, АЗС-10, АЗС-15 и АЗС-50).

В список потребителей электрического тока входят две фары ФГ-127 со светомаскировочными насадками и две фары ФГ-125 с линзами-фильтрами, которые служат осветителями при использовании прибора ТВНО-2, передние и задние габаритные огни типа ГСТ-64, два передних с зелёными светофильтрами и два задних с красными. Внутреннее освещение машины обеспечивается плафонами типа ПМВ-71. Помимо того, в списке потребителей значится аппаратура ориентации 1Г34, системы обогрева приборов наблюдения, обеспечение радиосвязи, а также радиолокационно-приборный комплекс РПК-2М и системы наведения оружия.

Радиолокационно-приборный комплекс РПК-2М

На мой взгляд, именно эта деталь конструкции является наиболее интересной в конструкции машины — именно благодаря этому комплексу, служащему для управления огнём ЗСУ, обеспечивается поиск, обнаружение и сопровождение цели по угловым координатам и дальности, а также происходит выдача управляющих сигналов, пропорциональных полным углам наведения на силовые приводы наведения пушки в упреждённую точку цели. В её состав входят:

  • радиолокационная станция 1РЛ33М3
  • визирное устройство Б-7
  • командирский прибор наведения
  • счётно-решающий прибор
  • система стабилизации линии визирования в линии выстрела
  • система вентиляции
  • блок трансформаторов Б-6В
  • аппаратура опознавания целей 1РЛ251

Всего установка имеет пять основных режимов стрельбы, из которых первые три осуществляются с помощью РПК. В первом режиме РПК обеспечивает поиск, захват и автоматическое сопровождение — по текущим координатам цели и параметрам её движения РПК непрерывно определяет данные для стрельбы, обеспечивая встречу снаряда с целью в заданной точке. Электрические сигналы наведения пушки подаются на гидроприводы наведения. Привод горизонтального наведения вращает башню. Вертикальный привод наводит пушку в вертикальной плоскости. В результате пушка будет всегда направлена на цель.

Устройство радиолокации (антенна локатора) «Шилки». Фотография в свободном доступе.
Устройство радиолокации (антенна локатора) «Шилки». Фотография в свободном доступе.

Второй режим используется, когда РЛС «забита» помехами или при поломке системы управления антенной РЛС. В этом режиме РЛС сопровождает цель только по дальности, а работу по наведению антенны на цель и сопровождение её осуществляется оператором поиска - наводчиком в полуавтоматическом режиме, удерживая цель в перекрестии левой головки визирного устройства.

Третий режим используется при угрозе срыва захвата цели РЛС — при использовании летательными аппаратами противника систем постановки электронных помех, либо при больших угловых скоростях цели или при наличии неисправностей в РПК. В это режиме радиолокационная установка перестает работать по координатам счетно-решающего прибора и выработка упреждения по цели производится по ранее введенным координатам цели и скорости её движения. Время работы комплекса в этом режиме ограничено десятком секунд, после чего ошибка упреждения не позволит эффективно поразить цель.

Четвёртый режим стрельбы — это стрельба вручную, с помощью оптического прицела-дублёра, без использования РЛС, вычислителя и стабилизатора орудия. Обнаружение и ведение цели происходит руками оператора, упреждение вводится по ракурсным кольцам прицела.

И наконец, пятый режим применяется при стрельбе по наземным целям с помощью прицела-дублёра, без задействования РЛС и вычислителя. Наведение пушки на цель производится по дистанционной сетке прицела-дублёра силовыми приводами или приводами ручного наведения.

И шестой, аварийный режим работы установки, применяется, как правило, при питании от бортовых аккумуляторов в случае повреждения силовой установки и сопутствующих механизмов. При этом время работы установки ограничено временем разряда батарей.

Радиолокационная станция 1РЛ33М3 — это сердце и глаза зенитной установки ЗСУ-23-4М. Станция была полностью ламповой и работала в сантиметровом диапазоне частот. Это позволяло уверенно находить и автоматически сопровождать цели, даже в условиях активного радиоэлектронного противодействия. Причём система могла изменять частоту работы — это был один из способов защиты от вражеских помех. На практике станция обнаруживала цель типа МиГ-17 на дистанции до 12 километров. При этом автоматическое сопровождение начиналось примерно с 10 километров, с точностью до 10 метров по дальности и примерно 0,1 градуса по направлению. Разрешение по дальности составляло 75 метров — показатель, вполне достойный по тем временам. Рабочая частота — около 15 ГГц, а мощность в импульсе — 90 кВт. Это позволяло станции фиксировать даже сравнительно малозаметные цели в воздухе, а также передавать координаты напрямую на систему наведения орудий.

РЛС была интегрирована с системой автоматического управления башней и оснащалась гироскопом стабилизации. Это была довольно сложная система с несколькими ключевыми блоками — гирокомпас, преобразователь координат, блок управления, редукторы, работающие в одной в связке, синхронизируя антенну и орудия. Однако при всём технологическом уровне того времени, никто не мог положиться на электронику всецело, поэтому в башне дополнительно размещались два визира — основной и дублёр. Первый использовался при работе с активной РЛС, второй — для стрельбы вручную, прямо повышая живучесть системы и позволяла продолжать бой даже при выходе электроники из строя.

Средства наблюдения и связи

Не менее обширным были и средства наблюдения и связи — у механика-водителя в распоряжении были перископический прибор с системой электрообогрева БМО-190-Б, используемый при закрытом люке, а также два боковых прибора наблюдения Б-1К, защищённые триплексами. Для ориентации в тёмное время суток, механик-водитель мог наблюдать за окрестностями при помощи прибора ночного видения ТВНО-2 с активной инфракрасной подсветкой. Командир машины получил перископический прибор наблюдения с системой электрообогрева БМО-190-Б, как у мехвода, а также приборы дневного наблюдения ТПКУ-2, установленный во вращающейся башенке и обеспечивающий обзор на 360°. Для ориентации в тёмное время суток, в распоряжении командира машины имеется командирский прибор ночного видения ТКН-1ТС, также требующий инфракрасной подсветки.

УКВ-станция Р-123 «Магнолия». Фотография в свободном доступе.
УКВ-станция Р-123 «Магнолия». Фотография в свободном доступе.

Радиосвязь «Шилки» с командованием и другими машинами обеспечивается при помощи УКВ-станции Р-123 «Магнолия», оснащённая механизмом активного подавления помех на радиочастотах. Она может обеспечить связь с командованием на дистанции до двадцати километров без активного подавления помех, а с ним — не далее, чем на четырнадцать километров. Связь между членами экипажа была обеспечена танковым переговорным устройством Р-124, рассчитанной на пять абонентов, один из выводов которой предназначался для внешнего абонента — например, командира, осуществляющего визуальное наблюдение за цель.

Боевое применение

ЗСУ-23-4 «Шилка» — одна из самых узнаваемых и обсуждаемых зенитных самоходных установок, когда-либо стоявших на вооружении. В отличие от многих машин, оставшихся в статусе опытных образцов, «Шилка» прошла долгий путь — от полигонных испытаний до настоящих боёв. Причём её применяли не только по основному назначению — против воздушных целей, но и в роли штурмовой поддержки на земле.

ЗСУ-23-4М3 «Шилка» ведёт огонь по наземной цели. Фотография в свободном доступе.
ЗСУ-23-4М3 «Шилка» ведёт огонь по наземной цели. Фотография в свободном доступе.

Один из первых реальных театров, где «Шилка» получила боевое крещение, — арабо-израильские войны. Особенно активно она использовалась во время войны Судного дня (1973 год), где египетские и сирийские части применяли её против израильской авиации. Благодаря высокой скорострельности и наличию радиолокационного наведения, «Шилка» показывала хорошие результаты при обороне переправ и передовых позиций от атак с воздуха. Однако израильские лётчики быстро адаптировались к новой угрозе, используя тактику подавления огневых точек и удары с больших дистанций. Несмотря на это, «Шилки» оказались эффективными в сдерживании массированных налётов на начальных этапах конфликта.

В Афганской войне (1979–1989) «Шилка» неожиданно проявила себя не как зенитка, а как средство поддержки пехоты. В условиях горной местности, где авиация противника отсутствовала, но было много засад и огневых точек, скорострельная установка стала настоящим «мини-градом». Её четыре ствола калибра 23 мм могли за считаные секунды буквально «выкорчёвывать» укрепления в скалах, пещерах и здании. При этом мощная система наведения, изначально рассчитанная на ведение огня по быстрым целям, давала возможность вести точный огонь и по наземным мишеням. Военные вспоминали, что «Шилка» с успехом подавляла огневые точки душманов, сопровождала колонны и даже выступала в роли «дверного тарана», уничтожая баррикады и засечки. Такая тактика позже была перенята и в других конфликтах.

Зенитный огонь «Шилки». Фотография в свободном доступе.
Зенитный огонь «Шилки». Фотография в свободном доступе.

Во время первой и второй чеченских кампаний (1990-е и 2000-е годы) ЗСУ-23-4 снова применялась в нетипичной для неё роли. Городские бои в Грозном и других населённых пунктах требовали мощных, мобильных средств подавления огня — и здесь «Шилка» показала себя с неожиданной стороны. Она эффективно разрушала позиции снайперов и гранатомётчиков, особенно на верхних этажах зданий. Огневая плотность четырёхствольной установки позволяла буквально «выметать» участки, где противник укрывался. Правда, в условиях ограниченного пространства и плотной городской застройки она также была уязвима для гранатомётных засад, и экипажи часто усиливали машины дополнительной броней или решётчатыми экранами.

В ходе конфликта в Сирии (с 2011 года) «Шилки» применялись как правительственными войсками, так и силами, получившими технику через Иран или из старых запасов СССР. Здесь снова основной задачей была не ПВО, а борьба с наземными целями — боевиками, укреплёнными точками, колоннами транспорта. Часто машины модернизировались кустарными способами: устанавливались бронещиты, тепловизоры, иногда — даже ручные прицелы.

В других конфликтах — например, в ирано-иракской войне или в гражданской войне в Ливии — «Шилки» также использовались по «земле». Они применялись для обороны ключевых объектов, сопровождения колонн и подавления очагов сопротивления. При этом машины оставались опасными для низколетящей авиации, особенно вертолётов.

Модификации

Конечно, за 64 года своей эксплуатации, «Шилка» заимела несколько важных модификаций, чтобы оставаться актуальной на полях сражений:

  • ЗСУ-23-4В — модернизация с целью повышения надёжности эксплуатации установки, улучшения условий обитания для расчёта, увеличение ресурса газотурбинного агрегата (ГТА) с 300 до 450 ч. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную цель в установку был введён командирский прибор наведения (КПН).
  • ЗСУ-23-4В1 — модернизация в ЗСУ-23-4В счётно-решающего прибора, что повысило эффективность стрельбы, надёжность системы автосопровождения цели при увеличении скорости движения установки с 20 до 40 км/ч, увеличен ресурс ГТА с 450 до 600 ч.
  • ЗСУ-23-4М1 — модернизация автоматов 2А7 и пушки 2А10 до 2А7М и 2А10М с целью повышения надёжности и стабильности работы комплекса. Повышена живучесть стволов 4500 выстрелов. Улучшена надёжность РЛС и увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч.
  • ЗСУ-23-4М2 — модернизация ЗСУ-23-4М1 для использования в горных условиях Афганистана. Из установки исключён РПК, за счёт чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., демонтирована РЛС, усилена бронезащита, введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям.
  • ЗСУ-23-4М3 «Бирюса» — ЗСУ-23-4М1 с установкой наземного радиозапросчика «Лук» системы РЛ опознавания воздушных целей по признаку «свой — чужой».
  • ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» — модификация с установкой радиолокационной СУО и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Ввод в состав батареи подвижного пункта разведки и управления (ППРУ) «Сборка М1» в качестве командного пункта (КП) и внедрения в ЗСУ телекодового канала связи обмена информацией между ЗСУ и КП. Аналоговый счётно-решающий прибор заменили на современную ЦВС. Устанавливается цифровая следящая система. Модернизация гусеничного шасси, направленная на улучшение управляемости и манёвренности самохода и снижения трудоёмкости его технического обслуживания и эксплуатации. Активный прибор ночного видения заменяется на пассивный. Устанавливается кондиционер, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры.
  • ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5» — модернизация ЗСУ-23-4М4 с установкой радиолокационной и оптико-электронной СУО.

Заключение

Боевое применение ЗСУ-23-4 «Шилка» показывает, насколько универсальной может быть техника, если она спроектирована с запасом по мощности и гибкостью в управлении. Из сугубо зенитной установки она превратилась в многофункциональный огневой инструмент — от ПВО до штурмового подавления. Её конструкция позволяла успешно бороться с воздушными целями на малых высотах и одновременно — работать по наземным объектам, причём с высокой эффективностью. Во всех конфликтах, где она использовалась, «Шилка» получала положительные отзывы за точность, огневую мощь и способность быстро реагировать на угрозы — даже спустя десятилетия она остаётся символом мобильной ПВО и универсальной поддержки на поле боя.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.