Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2, известная также под заводским обозначением «Объект 500», занимает особое место в истории советской бронетехники. Будучи первой отечественной серийной ЗСУ на гусеничном ходу, вооруженной автоматическим оружием, она призвана решить одну из острейших проблем, выявленных в ходе Великой Отечественной войны — нехватку надежной противовоздушной обороны танковых и моторизованных частей на марше и в наступлении. До её появления мобильные колонны оставались крайне уязвимыми для ударов с воздуха, а буксируемая зенитная артиллерия не обладала достаточной мобильностью, чтобы сопровождать стремительно продвигающиеся танковые клинья.
История создания
Необходимость создания новой зенитной машины была продиктована суровым опытом Великой Отечественной войны, показавшим низкую или вовсе отсутствующую эффективность средств войсковой противовоздушной обороны. Танковые и моторизованные части были крайне уязвимы для атак с воздуха, как на марше, так и в боях, на остановках или местах временной дислокации. Штатные средства ПВО, такие как зенитно-пулеметные роты с пулеметами ДШК или батареи буксируемых 37-мм пушек, не могли обеспечить надежное прикрытие — буксируемая артиллерия не поспевала за танками на марше и требовала времени на развертывание, что делало ее бесполезной при отражении внезапных налетов, а импровизированные зенитные установки, смонтированные на базе “полуторок”, вооруженные двумя или четырьмя пулеметами Максим образца 1910 года, не давали нужной эффективности для борьбы с авиацией противника. Для решения этой проблемы требовалась принципиально новая боевая машина — зенитная самоходная установка, способная не отставать от танков, вести огонь с коротких остановок и даже с ходу, а также обладать достаточным калибром для поражения самолетов противника. Таким образом, главным предназначением будущей ЗСУ-57-2 стало прикрытие боевых порядков и походных колонн танковых и мотострелковых частей от ударов авиации.
Путь ЗСУ-57-2 от чертежной доски до сборочного цеха был долгим и отражал как достижения, так и проблемы советской оборонной промышленности послевоенного периода. Истоки проекта лежат в 1944 году, когда в ЦАКБ под руководством выдающегося конструктора В. Г. Грабина начались работы над новой 57-мм автоматической зенитной пушкой С-60. Принятая на вооружение в 1950 году, С-60 стала передовым для своего времени орудием. Это была первая отечественная полевая зенитная система, наведение которой осуществлялось дистанционно при помощи следящих приводов, получавших данные от прибора управления артиллерийским зенитным огнем ПУАЗО-6 и радиолокационной станции орудийной наводки СОН-9. Однако, будучи установленной на буксируемом четырехколесном лафете, она не могла обеспечить мобильную защиту танковых войск. Осознание этого недостатка привело к тому, что уже в 1947 году в НИИ-58 под руководством того же Грабина приступили к проектированию новой версии зенитной установки из двух автоматических пушек, получившей индекс С-68 и предназначенной для установки на самоходное шасси. Официальный старт работам был дан Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1948 года. В качестве базы для новой машины, получившей заводской шифр «Объект 500», было решено использовать узлы и агрегаты новейшего на тот момент среднего танка Т-54, что обеспечивало унификацию и упрощало эксплуатацию в войсках.
Процесс разработки и испытаний оказался весьма затяжным. Первый опытный образец был изготовлен на заводе № 174 в Омске в 1950 году, после чего в том же году он прошел заводские и полигонные испытания. Государственные испытания второго опытного образца состоялись в феврале 1951 года. Комплексные испытания новой ЗСУ продолжались до 1954 года, и в ходе этих испытаний была выявлена неудовлетворительная работа ЗСУ из-за большого количества дефектов и отступлений от чертежей при изготовлении опытных образцов. По результатам этих испытаний и предложений военных в конструкцию были внесены доработки, направленные на увеличение боекомплекта и повышение удобства работы экипажа. Наконец, после поступления двух доработанных в соответствии с требованиями МО СССР машин на контрольные войсковые испытания, 14 февраля 1955 года постановлением Совета Министров СССР установка была принята на вооружение Советской Армии под наименованием «Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2». Серийное производство было развернуто на заводе № 174 в Омске и продолжалось с 1955 по 1960 год. Данные о количестве выпущенных машин говорят о 857 единицах, но некоторые исследователи указывают на цифру в 2000 машин (чему я лично не особо верю). Весь цикл от начала проектирования спаренной артустановки в 1947 году до начала её серийного выпуска в 1957 году занял одиннадцать лет, что было фатальным для машины — за это время авиация всех стран вероятного противника совершила качественный скачок от поршневых самолетов и дозвуковых реактивных машин к сверхзвуковым истребителям и бомбардировщикам. В результате ЗСУ-57-2, оснащенная оптическими средствами прицеливания, вступила в строй в тот момент, когда цели, для борьбы с которыми она создавалась, уже сменились новым поколением воздушных угроз, требовавших принципиально иных систем наведения.
Описание конструкции
ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную гусеничную машину, компоновка которой была подчинена главной задаче — размещению массивной артиллерийской системы. Экипаж машины состоял из шести человек. Внутреннее пространство корпуса было разделено на три отделения. В передней части слева располагалось отделение управления с местом механика-водителя. Центральную часть корпуса занимало боевое отделение, над которым была установлена большая вращающаяся башня. Кормовая часть была отведена под моторно-трансмиссионное отделение, отделенное от боевого перегородкой
Бронированный корпус
Броневая защита ЗСУ-57-2 обеспечивала защиту экипажа и внутренних узлов и компонентов машины от стрелкового оружия и осколков снарядов противника, что было осознанным компромиссом в пользу снижения общей массы и сохранения высокой подвижности. Корпус и башня сваривались из катаных листов гомогенной стальной брони толщиной от 8 до 13 мм. Такая защита могла выдержать попадание бронебойных пуль винтовочного калибра и осколков снарядов, но была абсолютно недостаточной для противостояния огню малокалиберных автоматических пушек или противотанковых средств, а также актуальных моделей крупнокалиберных пулеметов — однако создатели технического задания для ЗСУ не подразумевали использование машины в первых линиях боевых порядков. Для повышения защиты, верхний лобовой лист корпуса был расположен под значительным углом наклона в 60° к вертикали.
Наиболее характерной чертой машины была большая сварная башня-рубка квадратной формы, открытая сверху. Она устанавливалась на шариковой опоре диаметром 2100 мм и имела возможность вращения на 360° для наведения спаренной зенитной установки. Отсутствие крыши делало расчет из пяти человек, находившихся в башне, чрезвычайно уязвимым для атак с воздуха, артиллерийского огня и даже огня стрелкового оружия с верхних этажей зданий в городских боях, но закрыть крышу было невозможно в силу особенностей зенитной установки. В походном положении для защиты от непогоды башня могла накрываться брезентовым тентом. Необходимость облегчения конструкции для установки тяжелой артиллерийской системы весом 4500 кг привела к тому, что машина массой 28 тонн получила мобильность танка, но живучесть легкобронированной техники, что предопределило её высокую уязвимость в условиях общевойскового боя.
Вооружение
Основу огневой мощи ЗСУ-57-2 составляла спаренная 57-мм автоматическая пушка С-68, которая была по факту, “спаркой” из зенитных автоматов С-60, смонтированных в единой люльке, причем конструкция правого автомата была зеркальным отражением левого. Длина ствола каждого орудия составляла 76,6 калибра или 4,85 метра. Автоматика С-60 работала по принципу использования энергии отката ствола при его коротком ходе. Суммарный темп стрельбы установки достигал 200–240 выстрелов в минуту, однако практическая скорострельность была ограничена ручным способом заряжания. Питание пушек осуществлялось из обойм (магазинов) на четыре выстрела каждая. Общий боекомплект составлял 300 выстрелов, снаряженных в обоймы, размещались в укладках в башне и носовой части корпуса, а также некоторая часть боекомплекта хранились под полом боевого отделения россыпью. Такое распределение боекомплекта по всей машине, особенно учитывая толщину брони башне, создавало серьезную угрозу детонации при любом пробитии брони, но обеспечивало максимально возможную скорострельность орудий за счет сокращения времени перезарядки.
Орудия имели отличную баллистику — начальная скорость снаряда достигала 1000 м/с. Дальность стрельбы по горизонтальным целям составляла 12000 м, по воздушным целям эффективный огонь можно было вести на дистанции до 8800 метров. Наведение орудий на цель происходило через электрогидравлические приводы, обеспечивающие обстрел по горизонтали на 360° и углы возвышения в диапазоне от −5° до +85°. Система управления огнем была ахиллесовой пятой ЗСУ-57-2 и главной причиной ее низкой эффективности в роли средства ПВО. Наведение на цель осуществлялось исключительно визуально. Для стрельбы по воздушным целям использовался зенитный прицел построительного типа — сложное механическое счетно-решающее устройство.
Работа с ним требовала от специального члена экипажа, установщика прицела, вручную определять и вводить параметры цели: ее скорость, дальность и курсовой угол. Любая ошибка в визуальной оценке этих параметров приводила к неминуемому промаху, а отследить таким способом скоростную реактивную цель было практически невозможно. Система была бесполезна в ночное время и в условиях плохой видимости. Сравнение боевой эффективности показывало, что батарея буксируемых пушек С-60, управляемая с помощью ПУАЗО и радиолокационной станции, была точнее, чем батарея ЗСУ-57-2, что подтверждало превосходство централизованного радиолокационного наведения над индивидуальным оптическим.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Силовая установка танка была унифицирована с средним танком Т-54 — это был все тот же V-образный, 12-цилиндровый дизельный двигатель В-54 дефорсированный до 520 “лошадок” (при тех же 2000 оборотах в минуту) с жидкостным охлаждением. Объем двигателя составляет 38,8 литра, максимальный крутящий момент в 2254 Н-м достигается при 1800 оборотах в минуту. Расход топлива при удельной мощности в 18,6 л.с. на тонну веса составлял меньшие цифры на километр пути (в основном, за счет снижения массы машины) на экономичном ходу. Таким образом, запаса топлива хватало уже на 420 километров пути по твердому грунту или шоссе, по бездорожью радиус действия машины достигал 320 километров. Для очистки воздуха использовался воздушный фильтр ВТИ-4, а для охлаждения водяной радиатор объемом в 70 литров.
Трансмиссия ЗСУ-57-2 была позаимствована с танка Т-54 — механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел, включала в себя гитару (передает крутящий момент от двигателя на приводные колеса), главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), механическую шестиступенчатую (5+1) коробку передач, два планетарных механизма поворота и торможения, две бортовые передачи, а также вентилятор системы охлаждения. Работая в паре, эти агрегаты обеспечивали максимальную скорость движения танка в 50 км/ч по ровным твердым грунтам или шоссе, а в случае движения по пересеченной местности — до 25 км/ч.
Ходовая часть танка основана на независимой торсионной подвеске катков, что позволило снизить вес, сократить размеры (высота танка уменьшилась на 30 см) и улучшить ходовые качества. Ходовая часть каждого борта на серийных машинах состоит из четырех опорных металлических катков с резиновыми бандажами и гидравлическими амортизаторами на втором и третьем катках. Ведущие колёса находились сзади, зацепление гусениц цевочное. Гусеничный движитель — мелкозвенчатый, состоял из девяноста траков с цевочным зацеплением. За счет применения ходовой части от среднего танка Т-54, зенитная установка могла вскарабкаться под уклон в 30°, а также перепрыгнуть ров шириной в 2,8 метра, преодолеть вертикальное препятствие высотой в 80 сантиметров, а также двигаться по бродам глубиной в 1,4 метра.
Боевое применение
Боевая история ЗСУ-57-2 наглядно демонстрирует процесс адаптации военной техники к реалиям поля боя. Дебютировав во Вьетнамской войне, установка получила свое боевое крещение в составе подразделений Народной армии Вьетнама, в частности, во время «Пасхального наступления» 1972 года. Применяясь для противовоздушной обороны танковых полков, она быстро показала свою низкую эффективность против реактивной американской авиации. Однако вьетнамские военные обнаружили, что шквал огня из двух 57-мм орудий оказывает разрушительное воздействие на наземные цели: легкую бронетехнику, полевые укрепления и пехоту противника, а также может бороться с легкой авиацией противника — вертолетами, разведывательными самолетами, двигающимися на малой высоте. С этого момента ЗСУ-57-2 начала активно использоваться в роли машины огневой поддержки, и в этой новой для себя ипостаси она оказалась чрезвычайно востребованной. Опыт арабо-израильских войн подтвердил эту тенденцию. Египет и Сирия применяли ЗСУ-57-2 в ходе Шестидневной войны 1967 года и Войны Судного дня 1973 года. Как и во Вьетнаме, в качестве средства ПВО установка себя особо не проявила, и значительное количество этих машин было уничтожено или захвачено израильскими войсками в качестве трофеев.
Наиболее интересный пример тактической эволюции был продемонстрирован в ходе ирано-иракской войны, где ЗСУ-57-2 использовалась обеими сторонами. Иракская армия, осознавая главный недостаток машины — отсутствие РЛС, — разработала новаторскую тактику. ЗСУ-57-2 стали применять в связке с радиолокационными ЗСУ-23-4 «Шилка» или зенитно-ракетными комплексами «Стрела». Расчеты «Шилок» или ЗРК обнаруживали цели с помощью своих радаров и передавали данные о цели (азимут и дальность) экипажам ЗСУ-57-2 по радио. Получив целеуказание, последние открывали огонь в нужном направлении. Такая тактика оказалась достаточно эффективной для борьбы с иранскими вертолетами, а также с низколетящими самолетами иранских ВВС.
В дальнейшем ЗСУ-57-2 продолжала появляться в горячих точках по всему миру — имеются сведения об уничтожении иракскими ЗСУ-57-2 двух британских самолетов «Торнадо» во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Машины активно использовались различными сторонами в ходе войн на территории бывшей Югославии, где они окончательно утвердились в роли мощного средства борьбы с наземными целями. Появлялись они и в ходе гражданской войны в Сирии, где также применялись для огневой поддержки. Позже, будучи окончательно устаревшими, они постепенно выводились из состава вооруженных сил, заменяясь на более новые зенитные установки. Однако в некоторых странах ЗСУ-57-2 находились в составе ПВО, согласно данным на 2021 год.
Заключение
ЗСУ-57-2 является ярким примером переходной модели в военной технике. Она стала важным шагом вперед от буксируемой зенитной артиллерии времен Второй мировой войны, но при этом концептуально отстала от развития авиационной техники. Ключевой недостаток — отсутствие радиолокационной станции и автоматизированной системы управления огнем, предопределил её несостоятельность как средства ПВО в наступившую эру сверхзвуковых скоростей. Тем не менее, история этой машины не является историей полного провала. Мощное зенитное вооружение, установленное на современное танковое шасси, подарило машине долгую и насыщенную жизнь в качестве высокоэффективной машины огневой поддержки.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.