Авиадесантная самоходная установка АСУ-85 разрабатывалась специально для ВДВ и была призвана дать десантникам, действующим в тылу противника, мощную огневую поддержку. Принятая на вооружение в 1959 году, АСУ-85 пришла на смену более легкой АСУ-57 и ознаменовала качественный скачок в развитии ВДВ. Однако её история могла быть не столь радужной…
История создания
Путь АСУ-85 к постановке на вооружение воздушно-десантных войск прямым не был — это был результат адаптации разработок к требованиям советских военных. Разработка машины, известной под заводским индексом «Объект 573», началась по постановлению Совета Министров СССР от 12 сентября 1951 года в конструкторском бюро Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ, ОКБ-40) под руководством главного конструктора Н. А. Астрова. Изначально этот проект, носивший тогда наименование СУ-85, проектировался вовсе не для десантников, а для замены в сухопутных войсках устаревшей самоходной установки СУ-76М. Первый опытный образец, представлявший собой полузакрытую САУ, был изготовлен во второй половине 1953 года и успешно прошел заводские испытания в 1954 году. Однако САУ военным оказалась, по каким-то причинам не нужна.
Примерно тогда же прототип “приглянулся” в ВДВ — разработанная на легком шасси машина, с более адекватным, в сравнении с предыдущими моделями вооружением, она вмиг стала лакомым кусочком. Но и тут все было отнюдь не просто — САУ оказалась достаточно тяжелой и не совсем подходящей для своего времени. Дело в том, что ВДВ изначально хотели машину, конструкция которой была прямо связана с возможностями транспортной авиации, но пока отдавать проект им никто не собирался. Пока ещё “земную” машину пришлось практически заново пересобирать — весь процесс проектирования занял почти десять лет, что обусловлено слишком противоречивыми требованиями, а именно создать хорошо вооруженную и защищенную машину, но при этом достаточно легкую для авиатранспортировки. Первый прототип удалось создать лишь к середине 50-х годов ХХ века, после чего была выпущена небольшая партия из трех усовершенствованных машин, которые проходили войсковую оценку в период с 1956 по 1957 год. Одним из ключевых усовершенствований стала установка нового, горизонтального шестицилиндрового дизельного двигателя ЯАЗ-206В, который заменил оригинальный двигатель V-6 от шасси танка ПТ-76.
Как раз в тот момент, когда конструкция машины была отработана, ее будущее оказалось под вопросом. В конце 1950-х годов в Советской Армии вновь произошла реорганизация, в ходе которой была сделана ставка на новенькие основные боевые танки как на универсальное средство поддержки пехоты. Это фактически упразднило нишу для легких штурмовых орудий в мотострелковых дивизиях, оставив перспективный проект СУ-85 не у дел на земле. Именно тогда на самоходку “заявило права” руководство ВДВ, остро нуждавшееся в усилении огневой мощи. Машина подходила под их требования, и проект был передан в ведение десантных войск, где получил свое окончательное наименование АСУ-85 и был принят на вооружение.
За основу конструкции было взято шасси хорошо зарекомендовавшего себя плавающего легкого танка ПТ-76. Это решение было своего рода палкой о двух концах. С одной стороны, использование готовой платформы значительно ускорило и удешевило разработку, позволив запустить серийное производство с 1959 по 1966 год, за которые было выпущено более 500 единиц. С другой стороны, шасси, спроектированное для плавучести, накладывало жесткие ограничения по массе. Чтобы уложиться в весовые лимиты, конструкторам пришлось пойти на компромисс и полностью пожертвовать водоходными качествами. Это, наряду с тем, что машина могла десантироваться только посадочным способом (посадка самолета на аэродром), а не парашютным, стало одним из ее главных конструктивных недостатков.
Описание конструкции
Конструктивно АСУ-85 представляет собой классическую безбашенную самоходную артиллерийскую установку с неподвижной рубкой, или казематом. Такая схема позволила установить мощное орудие на сравнительно легкое шасси, сохранив при этом низкий силуэт, что делало машину менее заметной на поле боя. Компоновка была выбрана с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и передним — объединенного боевого отделения и отделения управления. Экипаж состоял из четырех человек. Место механика-водителя находилось в носовой части корпуса справа от орудия. Слева от пушки располагался наводчик. За механиком-водителем, друг за другом, размещались командир машины и заряжающий. Этот компактный и функциональный дизайн был полностью подчинен главной цели: обеспечить максимальную огневую мощь при минимально возможных габаритах и весе.
Бронированный корпус
Бронирование АСУ-85 было ярким примером компромисса между необходимостью защиты экипажа и жесткими требованиями к весу для обеспечения возможности авиаперевозки. Корпус машины сваривался из катаных стальных броневых листов, толщина и углы наклона которых были дифференцированы для обеспечения максимальной защиты в наиболее вероятных секторах обстрела. Основное внимание было уделено лобовой проекции. Верхний лобовой лист имел толщину 45 мм и был установлен под рациональным углом в 60 градусов от вертикали. Такой наклон значительно увеличивал приведенную толщину брони и повышал вероятность рикошета снарядов, обеспечивая защиту от огня малокалиберных автоматических пушек и некоторых противотанковых средств того времени.
В то же время бортовая и кормовая броня была значительно слабее. Верхняя часть борта корпуса защищалась листом толщиной 13 мм под углом 40 градусов, а нижняя вертикальная часть — 15-миллиметровым листом. Корма и крыша были еще более тонкими: от 6 до 8 мм в кормовой части и от 6 до 13 мм на крыше. Днище толщиной от 4 до 6 мм имело гофрированную форму для придания дополнительной жесткости конструкции. Такая схема бронирования делала АСУ-85 крайне уязвимой для огня с флангов и тыла, где даже крупнокалиберные пулеметы могли представлять серьезную угрозу. Эта конструктивная особенность напрямую диктовала тактику применения машины на поле боя. АСУ-85 была оружием для засад и огневой поддержки с подготовленных позиций, где она могла встречать противника «в лоб». Она требовала грамотного позиционирования и обязательного прикрытия пехотой для защиты уязвимых бортов, не будучи предназначенной для маневренного боя на открытой местности, где угроза могла появиться с любого направления.
Вооружение
Главным аргументом АСУ-85 на поле боя была ее 85-мм нарезная пушка Д-70 (заводской индекс 2А15). Это орудие с длинным стволом в 68 калибров было не просто средством огневой поддержки, а полноценным противотанковым инструментом, дававшим десанту реальные шансы в борьбе с бронетехникой противника. Для уменьшения отдачи и стабилизации машины при выстреле ствол был оснащен дульным тормозом, а для очистки от пороховых газов после выстрела — эжектором. Орудие устанавливалось в лобовом листе рубки в шаровой маске и имело ограниченные углы наводки: от -4,5 до +15 градусов по вертикали и в секторе 30 градусов (по 15 градусов влево и вправо) по горизонтали. Практическая скорострельность достигала 6–7 выстрелов в минуту.
Выбор этого орудия был обусловлен соображениями эффективной логистики. Пушка Д-70 являлась танковым вариантом мощной противотанковой пушки Д-48, имея идентичную с ней баллистику и используя те же боеприпасы. Это решение было настоящим логистическим успехом, так как оно значительно упрощало производство боеприпасов, обучение артиллеристов и снабжение войск. ВДВ получали оружие с уже проверенными боевыми характеристиками. В боекомплект машины входило тридцать девять унитарных снарядов, включая подкалиберные бронебойные и осколочно-фугасные снаряды. Подкалиберный снаряд обладал высокой бронебойностью для своего времени и на дистанции в 1000 метров мог поражать большинство известных боевых машин вероятного противника. Максимальная дальность стрельбы достигала 10 км. Изначально боекомплект составлял 45 выстрелов, но на более поздних модернизированных машинах (АСУ-85М) он был уменьшен, из-за установки нового оборудования, занявшего часть внутреннего пространства.
Вспомогательное вооружение состояло из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета СГМТ (на поздних версиях заменен на ПКТ) с боекомплектом в 2000 патронов. Он предназначался для борьбы с пехотой и легкобронированными целями. Позже, в середине 70-х годов, часть машин была дополнительно оснащена 12,7-мм зенитным пулеметом ДШКМ, который устанавливался на турели на крыше рубки и служил для защиты от низколетящих самолетов и вертолетов, а также мог эффективно использоваться против наземных целей.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Подвижность АСУ-85 обеспечивалась силовой установкой, сердцем которой был двухтактный 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель ЯАЗ-206В с жидкостным охлаждением. Этот надежный и неприхотливый силовой агрегат развивал мощность в 210 лошадиных сил при 1800 оборотах в минуту. При боевой массе машины в 15,5 тонн это обеспечивало удельную мощность в 13,2 л.с./т, что было достойным показателем для техники такого класса. Мощности двигателя было достаточно, чтобы разгонять самоходку по шоссе до максимальной скорости 45 км/ч, а на пересеченной местности поддерживать скорость в пределах 25–30 км/ч.
Запас хода машины был адаптирован под ее тактическое предназначение. На одной заправке АСУ-85 могла пройти до 360 км по шоссе или до 230 км по пересеченной местности. Эти характеристики позволяли десантным группам сразу после высадки совершать стремительные марши к ключевым объектам в тылу противника, не нуждаясь в немедленной дозаправке. Ходовая часть, унаследованная от плавающего танка ПТ-76, включала в себя индивидуальную торсионную подвеску, которая обеспечивала хорошую плавность хода и позволяла эффективно передвигаться по бездорожью. Гусеницы шириной 360 мм создавали низкое удельное давление на грунт, что улучшало проходимость на слабых почвах. Дорожный просвет составлял 420 мм. Машина обладала хорошими возможностями по преодолению препятствий: она могла взбираться на склон крутизной до 30 градусов, преодолевать вертикальную стенку высотой 70 см и ров шириной 2,5 метра. Несмотря на свое амфибийное происхождение, АСУ-85 не умела плавать, но была способна преодолевать броды глубиной до 1 метра. В целом, ее мобильность была сбалансирована для выполнения задач в составе воздушно-десантных подразделений: она была достаточно быстрой и проходимой, чтобы не отставать от пехоты и своевременно оказывать ей огневую поддержку.
Приборы наблюдения и связи
Эффективность любого оружия напрямую зависит от способности экипажа вовремя обнаружить цель, точно прицелиться и скоординировать свои действия с другими подразделениями. АСУ-85 была оснащена комплексом приборов наблюдения и связи, который для своего времени был весьма совершенным и многофункциональным. «Глазами» наводчика служил целый набор прицельных приспособлений. Для ведения огня прямой наводкой в дневное время использовался телескопический шарнирный прицел ТШК-2-79-11.
Особенно ценным было наличие пассивного ночного прицела ТПН-1-79-11. В отличие от активных приборов, требовавших инфракрасной подсветки, которая демаскировала машину, пассивный прицел работал на усиление естественного света, позволяя АСУ-85 эффективно вести бой в темное время суток, оставаясь невидимой для противника. Это давало десантникам огромное тактическое преимущество. Кроме того, в состав оборудования входил прицел С-71-79 с орудийной панорамой, предназначенный для стрельбы с закрытых огневых позиций. Эта возможность превращала АСУ-85 из простого штурмового орудия в легкую гаубицу, способную по командам передового наблюдателя поражать цели, находящиеся вне прямой видимости. Такая универсальность, способность быть и истребителем танков, и средством ночного боя, и артсистемой, делала АСУ-85 исключительно ценным активом для командира десантной дивизии.
Командир машины вел наблюдение за полем боя с помощью перископического прибора ТНПК-240А с восьмикратным увеличением, что позволяло ему оценивать обстановку и давать целеуказания наводчику. Механик-водитель также имел свой смотровой прибор, установленный на правой скуле корпуса. Связь с командованием и другими машинами обеспечивалась радиостанцией. Изначально на АСУ-85 устанавливалась радиостанция Р-113, которая в ходе модернизации была заменена на более современную модель Р-123.
Электрооборудование
Бортовая электрическая сеть АСУ-85 работала под стандартным для советской бронетехники того периода напряжением 28,5 В. Электроэнергия, необходимая для питания радиостанции, прицелов, приборов внутреннего и внешнего освещения, а также других потребителей, вырабатывалась генераторной установкой. Использование стандартного напряжения было важным фактором, который указывал на высокую степень унификации компонентов в советской военной технике. Это упрощало ремонт и техническое обслуживание в полевых условиях, что было особенно критично для воздушно-десантных войск, которые должны были действовать автономно, с ограниченными возможностями по снабжению. Для постановки дымовых завес с целью маскировки или отхода с поля боя машина оснащалась двумя дымовыми шашками БДШ-5, которые крепились на кормовом листе корпуса.
Боевое применение
Боевая биография АСУ-85 наглядно демонстрирует ее роль как инструмента быстрого реагирования и силовой проекции. Первым серьезным конфликтом, в котором приняли участие эти машины, стала арабо-израильская Шестидневная война 1967 года. Опыт этого конфликта оказался крайне ценным и выявил необходимость усиления защиты от атак с воздуха, что впоследствии привело к модернизации части машин и установке на них 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ.
Наиболее ярким и показательным эпизодом в истории службы АСУ-85 стала операция «Дунай» — ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. Воздушно-десантные войска были авангардом вторжения, и самоходки АСУ-85, состоявшие на вооружении артиллерийских подразделений 7-й и 103-й гвардейских воздушно-десантных дивизий, высаживались вместе с первыми волнами десанта для захвата ключевых объектов в Праге и других городах. Всего в операции было задействовано, по разным оценкам, до 150–200 единиц АСУ-85 и их более легких предшественниц АСУ-57. В условиях городской застройки появление низкосилуэтных машин с 85-мм пушками оказывало не только огневое, но и огромное психологическое воздействие, и в целом АСУ-85 «показали себя хорошо», успешно выполнив поставленные задачи.
Следующим театром военных действий для АСУ-85 стал Афганистан. Они применялись на начальном этапе Афганской войны в составе все той же 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, которая одной из первых вошла в страну в декабре 1979 года. Как и в Чехословакии, их задачей было усиление десантных подразделений при захвате и удержании ключевых объектов в Кабуле. Штатная структура ВДВ того времени предполагала наличие в каждой дивизии одного самоходно-артиллерийского дивизиона, насчитывавшего 31 машину АСУ-85. Сценарий применения в обоих конфликтах был схожим: АСУ-85 использовалась не для затяжных боев, а как стратегический инструмент для операций типа ”внезапный удар”. Помимо Советского Союза, АСУ-85 состояла на вооружении и других стран. В 1965 году 31 машина была поставлена Польше, где они вошли в состав 6-й Померанской воздушно-десантной дивизии. Также эти самоходки эксплуатировались во Вьетнаме в составе 168-й артиллерийской бригады. Примечательно, что даже в 2016 году военное руководство Вьетнама проявляло интерес к белорусским программам модернизации этих машин, что свидетельствует о долговечности и потенциале заложенной в них конструкции.
Заключение
АСУ-85 стала одной из самых успешных узкоспециализированных боевых машин своего времени. Принятая на вооружение в 1959 году, она ознаменовала превращение советских ВДВ из элитной пехоты в самостоятельную механизированную силу, способную решать широкий круг задач в тылу врага. Ее ключевые преимущества — мощное орудие на легком, авиатранспортабельном шасси — идеально соответствовали доктринальным требованиям эпохи, а недостатки, вроде слабого бортового бронирования, были осознанным компромиссом. Начиная с 1969 года, на смену АСУ-85 начала приходить более универсальная БМД-1, однако это не умаляет значения ее предшественницы. Прослужив в строю вплоть до начала 1990-х годов, АСУ-85 оставила заметный след в истории, став надежным и грозным оружием, которое на протяжении десятилетий являлось бронированным кулаком советской «крылатой пехоты».
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.