Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Опытная ЗСУ «Енисей», 1957

К 1957 году военные решили, что ЗСУ-57-2, только поступившая на вооружение, за десять лет разработки морально устарела и потребовали новую самоходную зенитную установку, с мощным и скорострельным вооружением. Во время этих изысканий по новому вооружению, были созданы два опытных образца ЗСУ, известных под наименованием «Енисей», о которой мы поговорим сегодня. Самоходная зенитная установка ЗСУ-57-2 была в разработке слишком долго — около десяти лет. За это время цели, с которыми она должна была бороться, заметно изменились, и её роль на поле боя, согласно всем расчётам, теряла эффективность. Военных такое положение дел не устраивало, особенно тех, кто понимал, что такое гонка вооружений и как важно иметь технику, в конструкции которой был заложен запас для будущих модернизаций. Правда, убедить в этом высшее руководство страны оказалось непросто — как минимум три месяца потребовалось на то, чтобы «продавить» нужное решение, и в итоге его удалось получить. Лишь 17 апреля 1957 года Постан
Оглавление

К 1957 году военные решили, что ЗСУ-57-2, только поступившая на вооружение, за десять лет разработки морально устарела и потребовали новую самоходную зенитную установку, с мощным и скорострельным вооружением. Во время этих изысканий по новому вооружению, были созданы два опытных образца ЗСУ, известных под наименованием «Енисей», о которой мы поговорим сегодня.

ЗСУ-37-3 «Енисей» собственной персоной. Изображение в свободном доступе.
ЗСУ-37-3 «Енисей» собственной персоной. Изображение в свободном доступе.

История создания

Самоходная зенитная установка ЗСУ-57-2 была в разработке слишком долго — около десяти лет. За это время цели, с которыми она должна была бороться, заметно изменились, и её роль на поле боя, согласно всем расчётам, теряла эффективность. Военных такое положение дел не устраивало, особенно тех, кто понимал, что такое гонка вооружений и как важно иметь технику, в конструкции которой был заложен запас для будущих модернизаций. Правда, убедить в этом высшее руководство страны оказалось непросто — как минимум три месяца потребовалось на то, чтобы «продавить» нужное решение, и в итоге его удалось получить. Лишь 17 апреля 1957 года Постановлением Совета Министров СССР № 426-211 было определено начало работ сразу по двум ЗСУ — будущей ЗСУ-37-3 «Енисей» и ЗСУ-23-4 «Шилка».

Изображение ЗСУ-37-3. Изображение в свободном доступе.
Изображение ЗСУ-37-3. Изображение в свободном доступе.

Согласно постановлению, конструкторам требовалось создать целый комплекс — радиолокационная станция, зенитное орудие и командный пункт. Тактико-технические требования на разработку установки выданы в документах ГРАУ и ГБТУ за №007363, главным исполнителем назначили «Уралмашзавод». Создание 37-мм спаренной автоматической зенитной пушки, получившей обозначение "Ангара" поручили ОКБ-43, а создание малогабаритного радиолокационного приборного комплекса "Байкал" выдано НИИ-20 (ныне — «АО Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники»). Эскизно-технический проект на готовую машину был представлен 21 апреля 1958 года и в целом, проект утвердили с небольшим замечанием — военные потребовали снизить массу машины до 25,5 тонн. На сборку шасси (без радиолокационного и прицельного оборудования), отвели три квартала — к концу 1958 года шасси требовалось поставить на заводские испытания, а через год предоставить полностью готовый опытный образец со всем оборудованием на полигонные испытания.

Однако примерно в то же время военные решили разделить обе машины, фактически сделав их конкурентами, что привело к тому, что работы по ним существенно замедлились. По итогу, шасси смогли подготовить лишь к марту 1959 года, доукомплектация шасси требуемым оборудованием шла до декабря 1960 года. Примерно тогда и начались приёмо-сдаточные испытания опытного образца ЗСУ проводились на Донгузском полигоне (Оренбургская область) до 10 августа 1961 года. Государственные испытания новой машины начались сразу же — они проводились на Донгузском зенитном полигоне с 10 августа по 20 октября 1961 года. Второй этап испытаний прошел на танковом полигоне в Кубинке с 20 по 30 октября 1961 года — машина прошла 420 километров короткими пробегами по 60-100 километров по сухой танковой трассе, РЛС и её прицел проработали 375 часов, а из орудия сделали 6266 выстрелов (за всё время стрельбовых испытаний было выявлено две задержки и четыре поломки). Комиссией по подведению итогов испытаний ЗСУ-37-2 была рекомендована к принятию на вооружение, однако постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике № 590-сс от 20 сентября 1962 года было решено прекратить производство боеприпасов для пушек комплекса ЗСУ-37-2 «Енисей», что и поставило крест на разработке.

Описание конструкции

ЗСУ-37-2 «Енисей» строилась на основе доработанного шасси СУ-100П (индекс объекта 119), ранее разработанного в КБ «Уралтрансмаш» под руководством Г. С. Ефимова. От конструкции САУ почти без изменений был позаимствован корпус и ходовая часть. Установка отличалась характерной для того времени компоновкой — силовая установка и трансмиссия размещались в кормовой части, отделение управления — посредине, а в рубке, расположенной в середине машины располагалась орудийная установка.

Бронированный корпус и башня

Корпус «Енисея» собирался из листов катаной броневой стали при помощи сварки — броня, как и в прототипе машины, обеспечивала защиту от пуль стрелкового оружия калибра 7,62 миллиметра и осколков снарядов и гранат. В корпусе размещался экипаж, состоявший из четырех человек — механик-водитель, находившийся в передней левой части корпуса, а командир, оператор поиска и оператор дальности находились в башне. Компоновка машины была нетипичной для советских САУ — моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части корпуса, что обеспечивало лучшую защиту экипажа и смещало центр тяжести вперёд. Механик-водитель находился слева от двигателя, а боевое отделение с массивной башней занимало центральную и кормовую части машины. Во многом компоновка машины перекликалась с довоенными советскими лёгкими танками Т-40 и машинами на его базе.

Чертёж-схема «Енисея». Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема «Енисея». Изображение в свободном доступе.

Вращающаяся башня «Енисея» была устроена довольно интересно — она имела нестандартную для бронетехники того времени форму и компоновку. Её броня, также как и корпус, имела противопульную и противоосколочную защиту, а центральным элементом конструкции выступала орудийная установка «Ангара». На крыше башни и в бортовых частях предусматривались люки для выхода и обслуживания, а также технические лючки для проверки механизмов наведения и состояния орудий. Система подачи снарядов, а также место для их хранения проектировали с учётом мер безопасности, не забыв о перегородках, частичных броневых экранах, снижая таким образом риск детонации при повреждении. Электрические цепи управления вращением башни и приводами оснащались резервными схемами, а для обеспечения электроэнергией в полевых условиях использовался вспомогательный газотурбинный агрегат, что делало систему наведения и РЛС относительно независимой от состояния основного двигателя.

Изображение в свободном доступе.
Изображение в свободном доступе.

Главной изюминкой машины можно считать радиолокационную установку, представленную комплексом «Байкал», который интегрировался с системой наведения башни и обеспечивал автоматическое сопровождение целей в пределах сектора слежения. Взаимодействие РЛС с приводами реализовывалось через целый набор электронных схем, что позволяло переводить данные радиолокации в команды на поворот башни и угол возвышения пушек. Кроме РЛС в башне и боевом отделении размещались оптические приборы для наводчика и командира — телескопические прицелы и перископические приборы наблюдения, а также приборы ночного видения.

Вооружение

Единственным вооружение «Енисея» были два 37-мм зенитных автомата 2А11, объединённых в спаренную пушку 2А12 «Ангара» за авторством Александра Эммануиловича Нудельмана. Это были нарезные мелкокалиберные пушки, способные вести огонь специальными боеприпасами (они не подходили ни к одному орудию, кроме зенитной установки «Шквал»). Охлаждение установки при стрельбе — жидкостное, а захватывать и следить за целью установка могла при помощи РЛС и электрогидравлических систем наведения.

Александр Эммануилович Нудельман. Фотография в свободном доступе.
Александр Эммануилович Нудельман. Фотография в свободном доступе.

Боекомплект «Ангары», согласно ТТХ, был заявлен в 600 выстрелов, заряженных в металлических лентах. За одну очередь установка могла выпустить до 150 патронов, поражая медленно летящие цели на дистанциях до 4,5 километров. В боекомплект машины входили бронебойные и бронебойно-трассирующие (зажигательные) снаряды. После каждой очереди, «Ангара» требовала до 30 секунд на охлаждение стволов, причём этот момент контролировался электроникой.

Спаренная орудийная установка 2А12 «Ангара» до сих пор может «навести шороху». Фотография в свободном доступе.
Спаренная орудийная установка 2А12 «Ангара» до сих пор может «навести шороху». Фотография в свободном доступе.

Углы вертикальной наводки орудия находились в диапазоне от -1 до +85°, в горизонтальной плоскости орудие могло вести огонь на все 360°. Суммарная скорострельность обоих орудий превышала 1000 выстрелов в минуту, что позволяло вести огонь по любым целям, движущимся на скоростях до 2350 километров в час. В качестве приборов наведения использовались оптическое визирное устройство, а также система задания координат и сопровождения цели 1А11 «Байкал». По результатам испытаний обеспечивалось поражение наземных бронированных целей с бронированием 50 миллиметров на дальности до 100 м при углах встречи снаряда с броней 60-90°. Эффективный огонь рекомендовалось вести очередями по 3-5 выстрелов на дистанции не более 600-700 метров.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В движение «Енисей» приводил V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-105-В, развивавший мощность 400 лошадиных сил. Этот мотор был дефорсированной версией танкового двигателя В-54, в конструкцию которого внесли ряд изменений (изменили конструкцию топливного насоса, впускных и выпускных коллекторов, системы охлаждения) с целью повышения ресурса и надежности. Объединенный вместе с трансмиссией в один агрегат, расположенный в передней части корпуса, двигатель выдавал 27-тонной машине отличную удельную мощность, что позволяло развивать на шоссе максимальную скорость до 65 километров в час и обеспечивало запас хода в 400-450 километров.

Трансмиссия включала в себя главный фрикцион сухого трения, двухпоточный механизм передач и поворота, а также два бортовых редуктора. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входили шесть опорных катков среднего размера с резиновыми бандажами и три пары поддерживающих роликов. Индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах обеспечивала плавность хода и высокую проходимость по пересеченной местности. Впервые в отечественной практике танкостроения была применена гусеница с резинометаллическим шарниром, что повышало ее ресурс. Машина могла карабкаться на склон под углом 30°, преодолевать водные преграды вброд глубиной до 1 метра, а благодаря удельному давлению в 0,68 кг на квадратный сантиметр, могла спокойно двигаться по всем видам грунта, встречающимся на материке.

Заключение

ЗСУ-37-2 «Енисей» стала результатом послевоенных опытов СССР по созданию противовоздушного комплекса нового поколения. Этот прототив в полной мере показал возможности поражения воздушных целей средним калибром орудий с помощью радионаведения. Однако техническая сложность и проблемы с его серийным производством привели к прекращению проекта. Специалисты могут оценивать отказ от «Енисея» как отказ от возможности усиления ПВО танковых войск, поскольку по характеристикам он был близок к требованиям 1960-х годов. Сегодня ЗСУ-37-2 «Енисей» выступает лишь памятником инженерной мысли того времени и ценным историческим опытом.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.