К 1957 году военные решили, что ЗСУ-57-2, только поступившая на вооружение, за десять лет разработки морально устарела и потребовали новую самоходную зенитную установку, с мощным и скорострельным вооружением. Во время этих изысканий по новому вооружению, были созданы два опытных образца ЗСУ, известных под наименованием «Енисей», о которой мы поговорим сегодня.
История создания
Самоходная зенитная установка ЗСУ-57-2 была в разработке слишком долго — около десяти лет. За это время цели, с которыми она должна была бороться, заметно изменились, и её роль на поле боя, согласно всем расчётам, теряла эффективность. Военных такое положение дел не устраивало, особенно тех, кто понимал, что такое гонка вооружений и как важно иметь технику, в конструкции которой был заложен запас для будущих модернизаций. Правда, убедить в этом высшее руководство страны оказалось непросто — как минимум три месяца потребовалось на то, чтобы «продавить» нужное решение, и в итоге его удалось получить. Лишь 17 апреля 1957 года Постановлением Совета Министров СССР № 426-211 было определено начало работ сразу по двум ЗСУ — будущей ЗСУ-37-3 «Енисей» и ЗСУ-23-4 «Шилка».
Согласно постановлению, конструкторам требовалось создать целый комплекс — радиолокационная станция, зенитное орудие и командный пункт. Тактико-технические требования на разработку установки выданы в документах ГРАУ и ГБТУ за №007363, главным исполнителем назначили «Уралмашзавод». Создание 37-мм спаренной автоматической зенитной пушки, получившей обозначение "Ангара" поручили ОКБ-43, а создание малогабаритного радиолокационного приборного комплекса "Байкал" выдано НИИ-20 (ныне — «АО Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники»). Эскизно-технический проект на готовую машину был представлен 21 апреля 1958 года и в целом, проект утвердили с небольшим замечанием — военные потребовали снизить массу машины до 25,5 тонн. На сборку шасси (без радиолокационного и прицельного оборудования), отвели три квартала — к концу 1958 года шасси требовалось поставить на заводские испытания, а через год предоставить полностью готовый опытный образец со всем оборудованием на полигонные испытания.
Однако примерно в то же время военные решили разделить обе машины, фактически сделав их конкурентами, что привело к тому, что работы по ним существенно замедлились. По итогу, шасси смогли подготовить лишь к марту 1959 года, доукомплектация шасси требуемым оборудованием шла до декабря 1960 года. Примерно тогда и начались приёмо-сдаточные испытания опытного образца ЗСУ проводились на Донгузском полигоне (Оренбургская область) до 10 августа 1961 года. Государственные испытания новой машины начались сразу же — они проводились на Донгузском зенитном полигоне с 10 августа по 20 октября 1961 года. Второй этап испытаний прошел на танковом полигоне в Кубинке с 20 по 30 октября 1961 года — машина прошла 420 километров короткими пробегами по 60-100 километров по сухой танковой трассе, РЛС и её прицел проработали 375 часов, а из орудия сделали 6266 выстрелов (за всё время стрельбовых испытаний было выявлено две задержки и четыре поломки). Комиссией по подведению итогов испытаний ЗСУ-37-2 была рекомендована к принятию на вооружение, однако постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике № 590-сс от 20 сентября 1962 года было решено прекратить производство боеприпасов для пушек комплекса ЗСУ-37-2 «Енисей», что и поставило крест на разработке.
Описание конструкции
ЗСУ-37-2 «Енисей» строилась на основе доработанного шасси СУ-100П (индекс объекта 119), ранее разработанного в КБ «Уралтрансмаш» под руководством Г. С. Ефимова. От конструкции САУ почти без изменений был позаимствован корпус и ходовая часть. Установка отличалась характерной для того времени компоновкой — силовая установка и трансмиссия размещались в кормовой части, отделение управления — посредине, а в рубке, расположенной в середине машины располагалась орудийная установка.
Бронированный корпус и башня
Корпус «Енисея» собирался из листов катаной броневой стали при помощи сварки — броня, как и в прототипе машины, обеспечивала защиту от пуль стрелкового оружия калибра 7,62 миллиметра и осколков снарядов и гранат. В корпусе размещался экипаж, состоявший из четырех человек — механик-водитель, находившийся в передней левой части корпуса, а командир, оператор поиска и оператор дальности находились в башне. Компоновка машины была нетипичной для советских САУ — моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части корпуса, что обеспечивало лучшую защиту экипажа и смещало центр тяжести вперёд. Механик-водитель находился слева от двигателя, а боевое отделение с массивной башней занимало центральную и кормовую части машины. Во многом компоновка машины перекликалась с довоенными советскими лёгкими танками Т-40 и машинами на его базе.
Вращающаяся башня «Енисея» была устроена довольно интересно — она имела нестандартную для бронетехники того времени форму и компоновку. Её броня, также как и корпус, имела противопульную и противоосколочную защиту, а центральным элементом конструкции выступала орудийная установка «Ангара». На крыше башни и в бортовых частях предусматривались люки для выхода и обслуживания, а также технические лючки для проверки механизмов наведения и состояния орудий. Система подачи снарядов, а также место для их хранения проектировали с учётом мер безопасности, не забыв о перегородках, частичных броневых экранах, снижая таким образом риск детонации при повреждении. Электрические цепи управления вращением башни и приводами оснащались резервными схемами, а для обеспечения электроэнергией в полевых условиях использовался вспомогательный газотурбинный агрегат, что делало систему наведения и РЛС относительно независимой от состояния основного двигателя.
Главной изюминкой машины можно считать радиолокационную установку, представленную комплексом «Байкал», который интегрировался с системой наведения башни и обеспечивал автоматическое сопровождение целей в пределах сектора слежения. Взаимодействие РЛС с приводами реализовывалось через целый набор электронных схем, что позволяло переводить данные радиолокации в команды на поворот башни и угол возвышения пушек. Кроме РЛС в башне и боевом отделении размещались оптические приборы для наводчика и командира — телескопические прицелы и перископические приборы наблюдения, а также приборы ночного видения.
Вооружение
Единственным вооружение «Енисея» были два 37-мм зенитных автомата 2А11, объединённых в спаренную пушку 2А12 «Ангара» за авторством Александра Эммануиловича Нудельмана. Это были нарезные мелкокалиберные пушки, способные вести огонь специальными боеприпасами (они не подходили ни к одному орудию, кроме зенитной установки «Шквал»). Охлаждение установки при стрельбе — жидкостное, а захватывать и следить за целью установка могла при помощи РЛС и электрогидравлических систем наведения.
Боекомплект «Ангары», согласно ТТХ, был заявлен в 600 выстрелов, заряженных в металлических лентах. За одну очередь установка могла выпустить до 150 патронов, поражая медленно летящие цели на дистанциях до 4,5 километров. В боекомплект машины входили бронебойные и бронебойно-трассирующие (зажигательные) снаряды. После каждой очереди, «Ангара» требовала до 30 секунд на охлаждение стволов, причём этот момент контролировался электроникой.
Углы вертикальной наводки орудия находились в диапазоне от -1 до +85°, в горизонтальной плоскости орудие могло вести огонь на все 360°. Суммарная скорострельность обоих орудий превышала 1000 выстрелов в минуту, что позволяло вести огонь по любым целям, движущимся на скоростях до 2350 километров в час. В качестве приборов наведения использовались оптическое визирное устройство, а также система задания координат и сопровождения цели 1А11 «Байкал». По результатам испытаний обеспечивалось поражение наземных бронированных целей с бронированием 50 миллиметров на дальности до 100 м при углах встречи снаряда с броней 60-90°. Эффективный огонь рекомендовалось вести очередями по 3-5 выстрелов на дистанции не более 600-700 метров.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В движение «Енисей» приводил V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-105-В, развивавший мощность 400 лошадиных сил. Этот мотор был дефорсированной версией танкового двигателя В-54, в конструкцию которого внесли ряд изменений (изменили конструкцию топливного насоса, впускных и выпускных коллекторов, системы охлаждения) с целью повышения ресурса и надежности. Объединенный вместе с трансмиссией в один агрегат, расположенный в передней части корпуса, двигатель выдавал 27-тонной машине отличную удельную мощность, что позволяло развивать на шоссе максимальную скорость до 65 километров в час и обеспечивало запас хода в 400-450 километров.
Трансмиссия включала в себя главный фрикцион сухого трения, двухпоточный механизм передач и поворота, а также два бортовых редуктора. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входили шесть опорных катков среднего размера с резиновыми бандажами и три пары поддерживающих роликов. Индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах обеспечивала плавность хода и высокую проходимость по пересеченной местности. Впервые в отечественной практике танкостроения была применена гусеница с резинометаллическим шарниром, что повышало ее ресурс. Машина могла карабкаться на склон под углом 30°, преодолевать водные преграды вброд глубиной до 1 метра, а благодаря удельному давлению в 0,68 кг на квадратный сантиметр, могла спокойно двигаться по всем видам грунта, встречающимся на материке.
Заключение
ЗСУ-37-2 «Енисей» стала результатом послевоенных опытов СССР по созданию противовоздушного комплекса нового поколения. Этот прототив в полной мере показал возможности поражения воздушных целей средним калибром орудий с помощью радионаведения. Однако техническая сложность и проблемы с его серийным производством привели к прекращению проекта. Специалисты могут оценивать отказ от «Енисея» как отказ от возможности усиления ПВО танковых войск, поскольку по характеристикам он был близок к требованиям 1960-х годов. Сегодня ЗСУ-37-2 «Енисей» выступает лишь памятником инженерной мысли того времени и ценным историческим опытом.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.