Найти в Дзене

Завод ЗИЛ (часть 47) - грузовые автомобили (1962-1986). ЗИЛ-131 - верный труженик Советской Армии.

Приветствую! Продолжаю публикации о модельном ряде завода ЗИЛ. В прошлый раз я рассказывал о ЗИЛ-130. Так как статья вышла довольно объемной, материал про ЗИЛ-131 я решил вынести в отдельную статью, так как грузовик не менее легендарный. ЗИЛ-131 (1966-2002). Автомобиль ЗИЛ-131 выпускался с 1966 года, в апреле 1974 года он получил Государственный знак качества СССР. В 1972-1975 годах в СССР был разработан первый прототип ЗИЛ-131 с дизельным двигателем, в 1978-1985 годах были разработаны и проходили испытания опытные ЗИЛ-131М с многотопливным двигателем ЗИЛ-6451 (но в связи с разработкой дизельного ЗИЛ-4334 от их серийного производства отказались). ЗИЛ-131Н (1986-1994). В 1986 году появился модернизированный вариант — ЗИЛ-131Н. Модернизированный вариант выпускался с карбюраторным двигателем (ЗИЛ-131Н). Основным двигателем был бензиновый ЗИЛ-5081.10. Это был модернизированный вариант двигателя ЗИЛ-130 - ЗИЛ-508.10. На двигателе установлены защищённые топливопроводы и электропроводка, р

Приветствую!

Продолжаю публикации о модельном ряде завода ЗИЛ.

В прошлый раз я рассказывал о ЗИЛ-130.

Так как статья вышла довольно объемной, материал про ЗИЛ-131 я решил вынести в отдельную статью, так как грузовик не менее легендарный.

ЗИЛ-131 (1966-2002).

Автомобиль ЗИЛ-131 выпускался с 1966 года, в апреле 1974 года он получил Государственный знак качества СССР.

В 1972-1975 годах в СССР был разработан первый прототип ЗИЛ-131 с дизельным двигателем, в 1978-1985 годах были разработаны и проходили испытания опытные ЗИЛ-131М с многотопливным двигателем ЗИЛ-6451 (но в связи с разработкой дизельного ЗИЛ-4334 от их серийного производства отказались).

ЗИЛ-131Н (1986-1994).

В 1986 году появился модернизированный вариант — ЗИЛ-131Н.

Модернизированный вариант выпускался с карбюраторным двигателем (ЗИЛ-131Н).

-5

Основным двигателем был бензиновый ЗИЛ-5081.10.

Это был модернизированный вариант двигателя ЗИЛ-130 - ЗИЛ-508.10.

На двигателе установлены защищённые топливопроводы и электропроводка, разъёмные выпускные коллекторы, повёрнутый поддон картера, перемещённый маслоприёмник.

Также ЗИЛ-131Н мог выпускаться с различными дизельными двигателями (ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ-131Н2).

-7

В качестве одного из вариантов дизельного мотора служил ММЗ Д-245.7.

-8

Эти грузовики легко отличить по внешнему воздухозаборнику (как на УРАЛ-4320).

Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334.

-10

Но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года.

Подкапотное пространство ЗИЛ-131.

-11

Кабина ЗИЛ-131.

Как и у других моделей, у ЗИЛ-131 было много различных модификаций. Одной из таких был седельный тягач.

ЗИЛ-131В.

Седельный тягач.

Некоторые армейские тягачи ЗИЛ-131В, предназначенные главным образом для зенитно-ракетных войск в качестве тягачей для транспортировки ракет, имели двигатели повышенной мощности ЗИЛ-375 рабочим объёмом 6,96 л.

Также бльшой объём в производстве занимало шасси для монтажа различного специального оборудования.

На шасси ЗИЛ-131 выпускались топливозаправщики АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131,

-15

автоцистерны АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131

и масса других.

Специально для армейских вариантов мастерских и лабораторий были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131.

Также некоторые спецавтомобили на базе ЗИЛ-131 имеют полную массу свыше официально разрешённой: например, аэродромный передвижной агрегат АПА-50М имеет массу 10950 кг, АПА-35-2В — 11370 кг.

Основное отличие ЗИЛ-131Н от других ЗИЛов — это возможность установки на нём бурильно-крановой установки (БКМ-313) с глубиной бурения 3 м.

-20

На базе тягача БАЗ-6009 выпускался комплекс "ТОЧКА-У" и хлебопекарный блок АХБ-2,5 (АХБ-60091).

-21

Также шасси ЗИЛ-131 использовалось для установки систем залпового огня.

БМ-13

-22

ГРАД-1

-23

Часть выпущенных ЗИЛ-131 была поставлена в вооружённые силы СССР и армии союзных и дружественных СССР государств.

В 1980-х на замену ЗИЛ-130 появился новый грузовик ЗИЛ-4331.

-25

Аналогичным образом планировалось заменить и ЗИЛ-131 - ЗИЛ-4334.

-26

Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.

Нажми кнопку "Поддержать автора", чтобы выразить благодарность за контент.