Найти в Дзене
Хельга

Она хотела как лучше. Глава 3/3

В сорок четвёртом году от Вани перестали приходить письма. А через некоторое время его жена получила телеграмму от командования и это было короткое послание, от которого веяло холодным ужасом – "Пропал без вести" С того дня Варвара стала ощущать непрестанную неодолимую тяжесть в спине и плечах. Она и сама не могла понять, что чувствует. Маленький Гришка интуитивно ощущал страшные перемены, которые произошли с матерью. Он и сам захворал, потерял сон и аппетит.
Глава 1
Глава 2 Отказы сына от пищи Варя связала с тем, что еда стала слишком простой и скудной. Не было сладких пирогов и густой мясной похлёбки. Лютого голода деревенские в тех краях не познали, но всё же столы их значительно оскудели. На самом деле уже тогда у мальчонки начала проявляться болезнь. И даже после окончания войны, когда жизнь стала входить в прежнюю колею, он принимал пищу с неохотой. После Великой победы о многих солдатах, что числились пропавшими без вести, стали появляться сведения. Как ждала Варвара хоть каких

В сорок четвёртом году от Вани перестали приходить письма. А через некоторое время его жена получила телеграмму от командования и это было короткое послание, от которого веяло холодным ужасом – "Пропал без вести"

С того дня Варвара стала ощущать непрестанную неодолимую тяжесть в спине и плечах. Она и сама не могла понять, что чувствует. Маленький Гришка интуитивно ощущал страшные перемены, которые произошли с матерью. Он и сам захворал, потерял сон и аппетит.

Глава 1
Глава 2

Отказы сына от пищи Варя связала с тем, что еда стала слишком простой и скудной. Не было сладких пирогов и густой мясной похлёбки. Лютого голода деревенские в тех краях не познали, но всё же столы их значительно оскудели. На самом деле уже тогда у мальчонки начала проявляться болезнь. И даже после окончания войны, когда жизнь стала входить в прежнюю колею, он принимал пищу с неохотой.

После Великой победы о многих солдатах, что числились пропавшими без вести, стали появляться сведения. Как ждала Варвара хоть каких-то вестей! Но через год она получила очередное сообщение о том, что теперь её муж числится убитым в бою.

В тот момент она потеряла всякую надежду. До страшного письма у неё оставалась капелька веры в то, что Ваня жив и вернётся домой. Но увы…

В те дни Варвара и Надя очень сблизились. Она постоянно переписывались, поддерживали друг друга добрыми словами. А когда встречались, то порой вместе плакали, обнимались и радовались хотя бы тому, что есть друг у друга.

Надя души не чаяла в племяннике. Гриша тоже любил тётю и всегда ждал её приезда. Да и Варя теперь выглядывала в окна. Странное дело - когда было всё хорошо, то Надежда прям немало кровушки её попила, а как беда случилась, то будто подменили сестру брата.

- У моего сына больше нет отца, - с печальной улыбкой однажды произнесла Варвара, - зато матерей целых две.

1948 год

После войны Надежда вернулась к обычному режиму работы. Теперь вырваться в деревню было сложно. И всё же Надя умудрялась выкроить хотя бы денёк, чтобы навестить дорогих людей. Но в тот раз она приехала не потому, что соскучилось. У неё было важное дело, которое она хотела обсудить с невесткой.

- Поехали в город, - сказала Надя, - со мной будете жить. Сил моих большей нет одной.

- Надюшка, голубушка, да на кого ж мы дом-то бросим?

- Ничего не станется с домом. На что он тебе без мужика-то? Ваню уже не вернёшь.

- Ох, Надюш, не говори так. Порой гляжу я на то письмо, где говорится, что убит мой Ваня, аж сердце сжимается. И всё ж будто ищу я подвоха в том документе. Вдруг, жив мой муж?

- Не тревожь себе душу, Варенька. Вани уже нет, пора смириться с этим. Одной бабе с домом не управиться. Признаться тебе хочу, я ж раньше вертихвосткой тебя считала. А теперь вижу, что баба ты порядочная, ещё и однолюбка. Другая бы, может, и вышла второй раз замуж. А ты верная, потому некому будет дом в порядке держать.

- Ну, хорошо, Надюш, а вот если приеду я в город – чем лучше-то будет? Я делать ничего не умею, только в полях работать. А откуда в городе поля-то?

- А вот это самое главное! Завод у нас отстраивается. Точнее он уже построен давно, но новые цеха появляются, людей набирают. Понимаешь, Варь, страну-то поднимать надо! Вот и заманивают к нам людей, чтобы на заводах работали. Ты только скажи, я от завода бумагу возьму, чтоб тебя из колхоза отпустили.

- Да кем я буду там на заводе-то?

- А на кого выучишься, тем и будешь. Ты ведь сразу как придёшь, на курсах обучаться начнёшь. Вот прямо при заводе. Там тебе и питание, и комнату со временем дадут.

- Да это ж пока дадут! А сразу мы где с Гришкой жить-то будем?

- У меня будете жить! И даже думать не смей, что стесните вы меня. Мне в радость только Гришкин смех слышать и с тобой рядом быть. Сестрой ты мне стала, Варя.

Конечно, сначала Варя и думать не хотела о том, чтобы перебраться в город. Но Надя стала говорить, что у Гриши будет возможность учиться в хорошей школе, а потом и в институт поступить. А ведь в деревне у мальчонки вряд ли будет шанс выбиться в люди.

Варя подумала-подумала и согласилась. Если раньше она считала слова Нади "как лучше" пустым звуком, то теперь поняла, что сестра брата и правда хочет улучшить их жизнь.

***

Будто бы моментально всё сложилось – она пришла работать на завод, стала учиться, а Гришу записали в школу.

Работать на заводе Варе нравилось. У неё появились друзья, а ещё молодую наладчицу хвалило руководство. Такая она была способная и трудолюбивая.

Вопреки мрачным мыслям, отношения с Надей тоже были хорошими. В своём доме она была вольна делать, что хочет – двигать мебель, как ей удобно и покупать новые занавески. Поэтому Варя с ней не спорила, но втайне мечтала, что скоро им с Гришкой тоже выдадут отдельное жильё.

Одно тревожило Варвару - совсем худо у Гришки со здоровьем стало. Мальчонка худел, часто болел, выглядел бледным и слабым. Доктора диагностировали у него лёгочное заболевание.

- Не переживайте так, мамаша, - сказал старый доктор в очках, - болезнь не запущена, будете лечиться, и одолеете недуг. Но мальчишке надо хорошо питаться. Нужно мясо, яйца, мёд, масло – обеспечьте ему правильный рацион.

В магазинах не было вдоволь продуктов, которые требовались Грише. Мясо и масло Варя стала покупать на рынке, но это было очень дорого. Тогда она договорилась со своими деревенскими родственниками, чтобы присылали ей добротные продукты.

- Ох, Варюшка, смотрю я на тебя и диву даюсь, - вздохнула Надя, разглядывая привезённые из деревни продукты, - как одна ты со всем справляешься?

- Ну а как не справляться? Не могу я руки отпустить, ведь Гришку ставить на ноги надо.

- Понимаю моя хорошая. Как же повезло Ваньке в своё время с тобой. Как я раньше этого не понимала?

- Что толку говорить об этом, Надь? Это моя ноша, я её и тяну. Легко ли, сложно ли – тянуть надо.

Не сразу решилась Надежда дать невестке "добрый совет". Видела она, как тяжело ей одной неподъёмную ношу нести, и однажды не выдержала, вызвала на разговор.

- Мужика тебе надо, Варь.

- Ты чего, Надюха, спятила?

- Да не спятила я, а дело говорю. Милая моя, Ваньки уже нет. Не вернётся он никогда. А тебе надо бы о себе подумать – мужчину хорошего найти.

- Ох, не ожидала я от тебя таких слов! Ты ведь сестра Ванюшкина, а вот так просто говоришь, что мне надо замуж выйти.

- Да я, голубушка, о тебе ведь забочусь, хочу как лучше. И о Гришеньке переживаю. Я, конечно, всегда помогу, но всё ж мужчина нужен, который отцом Гришке станет.

- Вот ты, Надь, умная женщина. А скажи мне, чем легче-то мне будет, коли мужиком обзаведусь?

- Мужики-то поболее зарплату получают, и лучше нашего знают, где хорошие продукты достать. Вот выйдешь замуж – будут у сына твоего и яйца, и мясо, и фрукты диковинные. А уж мёд-то ложками есть будете. И опять же - отец нужен Грише.

Не стала тогда Варвара слушать родственницу. Даже разозлилась на неё – как Надя вообще могла предложить такое?

Но не давала Надежда забыть о том разговоре. То с одной стороны подойдёт, то с другой – всё твердит, что надо Варваре замуж.

- Послушай, неужто хочется тебе с посторонним мужиком рядышком жить? Он ведь сюда, к тебе придёт, мужик-то мой.

- А тут, Варенька, надо с умом выбирать. Если нет угла своего – гони такого. Хороший мужик он всегда угол имеет.

Прищурилась Варя, пригляделась внимательно к Надежде. Слишком уж складно она говорила – неужто, есть у неё кто на примете для невестки?

- Ох, ничего не скроешь от тебя! – торжествующе ответила Надя. – Есть такой, и ты его знаешь. Это Андрей Егорыч Макаров. Я его давно знаю, человек порядочный. Он после Виталия на его должность в музее встал. Будешь с ним жить и как сыр в масле кататься.

- А с чего ты решила, что Андрей Егорыч жениться на мне захочет?

- А с того, что намекает он мне на это уже не первую неделю. Понравилась ты ему очень, ни на какую другую женщину смотреть не может. Так что думай, Варь. Не упусти своё счастье. Сейчас, после войны, не каждой женщине выпадет возможность выйти замуж, тем более с ребенком. А у тебя такой шанс!

Категорически отказалась Варвара присматриваться к жениху. Абсолютно не хотела она замуж. Ведь, по правде сказать, своего Ванечку она так и не забыла, и по ночам плакать продолжала. Однажды всю ночь прорыдала, а наутро поняла – надо жить дальше. Так, может, не такую уж глупость предложила Ванькина сестра?

Денег на хорошее мясо и мёд для Гришки не хватало. А ещё Надежда давала понять, что не сможет всю жизнь привечать родственников. Андрей Егорыч был так любезен, так красиво ухаживал, что решилась Варя переехать к нему.

- Пока поживёте вместе, а потом и брак оформите, - радовалась Надежда, - и запомни! Ты не должна сомневаться, что поступаешь правильно. Это для счастья твоего и Гришки! Я знаю...

***

Как-то Варвара пришла домой с работы и увидела сына, жующего хлеб. Мать нахмурилась.

- Гриша, ты должен хорошо питаться! Мы же с тобой договаривались! Почему ты суп не ешь?

- Мамуль, да я и не против. Просто нет у нас ничего.

- Да как нет? Нам же из деревни мясо привезли, и я вчера котлет накрутила. Целая кастрюля получилась. И суп вот был с утра.

- Мам, да пустая кастрюля-то была. Я пришёл со школы и помыл ей. Ты ж всегда приучала меня, что грязной посуды быть не должно.

- Как пустая? – ахнула Варя и схватилась за голову. Андрей опять взялся за своё!

Много раз она говорила с мужем про то, что Грише нужно усиленное питание. Потому и привозят ей с деревни для него продукты.

- А я разве не должен есть что ли? – удивился тогда мужчина.

- Я готовлю на всю семью, - возразила Варя, - но мясо, которое мне присылают из деревни оно, в первую очередь, для Гриши.

Конечно, продуктов присылали больше, и тогда деревенское мясо шло на котлеты для всей семьи. Но самое главное - чтобы сын полноценно питалися.

Андрей не помогал с деньгами и продуктами, зато он охотно поглощал то, что предназначалось для Гриши, а потом обижался за малейшую критику.

- Ты мог бы покупать мясо на рынке. Я с удовольствием буду тебе его готовить.

- На рынке? Да ты с ума сошла. Там такая дороговизна!

Ох, как тяжело приходилось в те времена Варе. Ей и в голову не приходило, что однажды она будет прятать продукты. И от кого? От человека, который хотел называться её мужем!

Если когда-то у Варвары и была симпатия к мужчине, то его поведение эгоистичного ребёнка напрочь убивало в ней любые чувства. Однако уйти от него Варя не решалась. Он предоставлял ей кров и в общем-то неплохо относился к Грише.

- Смотри, Варь, будешь женихами разбрасываться, одна останешься, - говорили девочки, с которыми она делались на работе, - а Андрей Егорыч мужик видный, интеллигентный. Ещё и квартира отдельная!

Порой Варя думала о том, что, если бы завод выделил ей комнату, она охотно съехала бы туда с сыном. Но в доме будущего мужа для Гришки была целая комната – большая и светлая. Да и школа находилась совсем близко. Так и металась Варвара, размышляя о том, как будет лучше для сына. А про себя и думать забыла.

***

- Надь, что с тобой? – тихо спросила Варвара у Надежды.

Сестра мужа прибежала к ней домой и сказала, что ей нужно сказать невестке что-то важное. Выражение её лица было настолько странным, что Варя даже испугалась.

- Садись, давай чаю выпьем. Андрея пока нет, можно и посекретничать.

- Не до чаю мне, Варя…Тут дело такое.

- Да что случилось-то? – воскликнула Варвара, чувствуя, как холодная рука сжимает её сердце. Ну что могло ещё случиться? А ведь вид у Нади был такой, будто произошло нечто страшное.

- Ваня жив, - прошептала Надя и расплакалась.

Она показала официальное письмо, которое пришло на её адрес из сельского совета. Сперва туда сообщили, а из деревни уж и Наде. В нём было написано, что Иван Круглов жив и возвращается на родину. Сведения о гибели воина оказались ошибочными. Он был в плену, а потом в фильтрационном лагере.

- Вот так, Варюш, - тихо произнесла Надя, - а я же тебя собственными руками отдала другому мужчине. Вы ведь как супруги живёте, брак собираетесь оформлять. Как простить мне себя за это? А как у брата прощения просить?

Варвара смотрела на родственницу неподвижным взглядом. Иван жив – сколько раз слышала она эту фразу в своих снах. Но как же горько было просыпаться и возвращаться к жестокой реальности.

- Прости меня, Варька, прости, - рыдала Надежда, - что ж наделала-то я? Ты ведь так любила Ванечку, верна ему была. А я…всё я …. Хотела как лучше, но ошиблась.

- Не убивайся так, Надя, - ответила Варвара, - не спорю, именно ты меня подтолкнула к этому шагу. Ошибочному, плохому шагу. Но в пропасть кинулась я сама. Я ведь взрослая женщина, а не девчонка глупая. Потому мой это крест.

- И что делать ты будешь, Варенька?

- То, что должна была сделать уже давно. Мы с Гришей собираем свои вещи и уезжаем. Ты примешь нас у себя?

- Дорогие мои, конечно же, приму! Вот только как с Андреем Егорычем быть?

- А с ним я уж поговорю. Чистую правду скажу. Если хороший он человек, то поймёт меня.

Андрей устроил Варе скандал, узнав, что она уходит. Много оскорбительных слов говорил ей, называл себя обманутым. Покидая квартиру, в которой она какое-то время жила, Варвара не почувствовала ни малейшего сожаления. Впрочем, какого-то облегчения тоже не ощутила. Весть о том, что Иван жив, была радостной. Но как скоро он вернётся, и сможет ли простить её за связь с другим мужчиной – этого Варя не знала.

***

Иван Круглов вернулся домой через шесть месяцев после того сообщения из ведомства. Долгие шесть месяцев Варвара писала ему письма, но ответа не получала. Как оказалось позже, до него не доходили послания, отправлять почту он тоже не мог.

Надежда уговаривала невестку остаться жить у неё – она чувствовала себя очень виноватой и корила себя за то, что склонила родственницу связаться с Андреем. Но Варя воспользовалась гостеприимством лишь временно. Она пришла к руководству завода и заявила, что ей срочно нужна комната. Как оказалось, свободная комната была – туда и поселились Варвара с сыном.

Не то, чтобы Варя была обижена на сестру мужа, но понимала, что позволила надавить на себя, потому что находилась в зависимом положении. В своей же комнате она была сама себе хозяйка.

ЭПИЛОГ

Встреча супругов была немного неловкой, но всё же трогательной и нежной. Оба пережили свою историю за период разлуки, у каждого были свои тяготы, свой позор и своя трагедия.

Но Варя набралась смелости и призналась мужу в том, что была готова выйти замуж за другого мужчину. И хотя Ивану было тяжело это слышать, он её понял. В конце концов, его жена считала себя вдовой. Да и сошлась с мужчиной не по любви.

Они оба работали на заводе. Первое время они жили в маленькой комнатушке, которую получила Варя. Затем семье дали отдельную квартиру. И уже на новом месте у них родилась дочка Аня.

Спасибо за прочтение. Если понравился рассказ, жмите 👍, так вы поможете поддержать канал.
Другие мои более ранние рассказы можно прочитать по ссылкам ниже: