Тема этой статьи совсем не новая, но вдруг оказалась очень насущной.
У меня никогда раньше не было второгодников, а тут вдруг в 9 классе появились несколько человек с прошлого года. Оказалось, что не сдали экзамены (разные предметы) и пересдать не смогли. И вот до 18 лет они продолжат учиться, посещать уроки. А потом что их ждёт? Если снова не пересдадут?
Кстати, и в 10 класс приходят дети, которые не смогли сразу сдать ОГЭ, потом пересдали, но уже никуда не успели поступить, пришлось вернуться в школу. Но учиться в 10 классе многим из них не под силу.
Я помню довольно давно один мальчик несколько лет никак не мог сдать обществознание, даже с подсказками. Между экзаменами он работал в пекарне, таскал мешки с мукой, других вариантов у него не было, так как он был из неблагополучной семьи. Потом вроде бы он всё-таки сдал экзамен и получил документы об основном образовании.
Но это был уникальный случай. Теперь же таких ребят с каждым годом всё больше. Неужели ужесточили экзамен и списать стало практически невозможно? ОГЭ всегда был довольно лояльным, может быть, как раз из-за таких детей, чтобы выпустить их в мир хотя бы с документами.
Если так, то систему оценивания нужно срочно менять. Не перетаскивать таких детей из класса в класс с нарисованными тройками, так они, сами того не понимая, становятся заложниками ситуации. А с самого начала искать к ним подход, хоть как-то развивать их и не дарить просто так оценки. Речь не идёт о детях с ОВЗ, у них есть своя щадящая форма экзаменов, речь о педагогически запущенных детях, возможно, с девиантным поведением, но не обязательно. В эту группу также попадают очень изолированные, не раскрывшиеся дети, с низкой самооценкой, которые даже к доске выйти боятся.
Как-то я написала статью о том, что нужно добросовестно учить всех детей, независимо от того, хотят они этого сами или нет. Ведь это обязанность учителя, разве нет? Сколько же негативных комментариев я получила на эту статью! От учителей! Мне пришлось, конечно, отбиваться, и было это очень неприятно и странно. Но совсем не сложно, когда правда и истина на твоей стороне.
Вот эта статья:
Учитель - главный на уроке! Всегда исходим из этого. Если он позволяет учащимся на своём уроке бездельничать, это говорит не столько об учащихся, сколько об учителе. Вот такая простая логика.
Теперь перейду непосредственно к нашему предмету "Иностранный язык". Как он может и должен помогать в общей системе обучения и воспитания каждого ребёнка, включая тех, кто учиться не хочет. Всё же школа - это не только и не столько предметные знания и УУД, это большой пласт в жизни человека, который вносит свой вклад в формировании его личности.
В принципе, это относится к любому учебному предмету, но примеры я буду приводить из своего.
Приучать к труду - самое важное!
Само слово "урок" изначально обозначало прежде всего работу.
Устар. Работа, заданная на определенный срок. "Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его." Л. Толстой, Война и мир. "Жмурин устанавливал солдатам урок на день — срубить каждому по двадцать заклепок." Степанов, Порт-Артур.
Да и вообще, это странно - рассуждать о том, работать на уроке или нет. Только вот всё чаще и чаще на уроке работает учитель, а многие учащиеся только делают вид. Где-то схитрили, где-то списали, где-то просто слушали вполуха или вообще своими делами занимались. Время протянули, урок прошёл, звенит звонок, вскакивают, не обращая внимания на учителя, всё - время урока вышло, право на отдых. Знакомая картина? В этом случае ребята привыкают не работать, а проводить время, да ещё и оценки за проведённое время получают.
Вот так многие и едут из урока в урок, из года в год, ничему не учатся, а только время отсиживают в школе. Так и получаем мы второгодников.
Для решения данной проблемы я бы сделала акцент на двух вещах: на осознанном обучении и на продуктивных заданиях.
Как понять, что ребёнок на уроке трудился? Да очень просто, он должен показать результат своей работы и получить за свою работу оценку. Не выполнил, нет результата? Значит не трудился, получай то, что заработал.
В качестве результата приведу пример одного продуктивного задания - описание картинки (устно или письменно), при оценивании которого учитывается множество критериев: объём текста, лексико-грамматическая правильность, наличие или отсутствие опор, время выполнения, индивидуальные особенности учащегося и т.д. Ясно, что это задание должен делать каждый индивидуально и в соответствии со своими наработанными умениями получать объективную оценку за результат.
Если ребята будут получать оценки только за результат своей работы, заставит ли их это трудиться? Конечно! При условии, что им не нужны двойки за четверть.
Подробно про продуктивные задания я писала в этой статье:
Любой лексический и грамматический материал можно вывести в продуктивную речь, любое рецептивное задание можно перевести в продуктивное.
Например, прочитали текст или послушали аудио, используйте полученную информацию - напишите о том, что вы прочитали/услышали и поняли. Ясно, что сразу такое задание выполнить невозможно, нужно, по крайней мере, сначала учить детей писать, начиная с самых простых текстов по образцу. Но ведь есть и более простые задания, да и написать можно не тексты, а слова и словосочетания хотя бы, для начала.
Выполнили грамматическое упражнение вместе, после этого обязательно - мини тест (карточка), который покажет, как поняли материал, а на обратной стороне - составьте свои подобные предложения (можно определить тематику). Пока ученик не сделает какое-нибудь продуктивное задание сам, он даже не поймёт, может ли он использовать изученный материал или нет.
Осознанность тесно связана с когнитивностью, то есть с осмыслением учебного материала. Если для выполнения продуктивного задания ученик задумается, что ему нужно узнать, освоить, понять, и начнёт двигаться в эту сторону, то он уже становится осознанным.
Про связь когнитивности с продуктивными заданиями я писала здесь:
Чем старше ребёнок, тем осознанность должна быть выше. Осознанность позволяет отдалять результат деятельности, когда учащиеся будут добросовестно работать три урока и только на четвёртом будут применять полученные знания, выполняя заключительное/итоговое задание продуктивного плана. Но к этой осознанности учащийся придёт постепенно, только через много-много уроков, где его приучили работать на результат.
Для слабых учащихся, то есть нашей группы риска, всегда нужны простые продуктивные задания и опоры к ним, чтобы задание было доступным для выполнения. Но и оценка за такие задания будет значительно ниже, они должны это понимать. Также как и то, что им придётся как следует потрудиться даже за эту низкую оценку.
Ученик, который трудится на уроках, всегда будет в выигрыше, в любом случае, потому что, как известно, терпение и труд всё перетрут.
Развивающий аспект
Как можно учиться, не развиваясь? Это ещё надо постараться.) Долговременная и кратковременная (оперативная) память, логическое и аналитическое мышление, речь, концентрация, переключение и распределение внимания, различные виды восприятия. Одно только осмысленное чтение активизирует мозговую деятельность, что уж говорить про решение нестандартных задач.
Изучение иностранного языка, как известно, стимулирует работу обоих полушарий, улучшает концентрацию внимания, креативность мышления. Сам практико-ориентированный предмет позволяет на уроках использовать очень разноплановые задания, задействовать все возможные познавательные/когнитивные процессы, не отходя от учебной программы.
Например, некоторые упражнения для развития памяти, вам хорошо известные, можно использовать для тренировки лексики:
- «Снежный ком». Учитель называет слово на определённую тему, первый ученик повторяет это слово и предлагает своё, далее количество слов возрастает, как снежный ком.
- «Запомни картинку». Учитель показывает картинку по определённой лексической теме, называя предметы или полностью описывая её, потом картинка переворачивается. Учащиеся должны назвать как можно больше предметов, изображённых на картинке.
- Задания с картинками. Учитель показывает картинку, на которой изображено 10 предметов, затем показывает вторую картинку, на которой изображены те же 10 предметов и добавлены 5 новых. Ученики должны назвать 5 новых предметов.
- Упражнения в устной форме. Учитель читает одно предложение вслух, просит учеников мысленно повторить его, затем читает это же предложение вторично и просит записать или произнести вслух то, что запомнили.
- Задания с текстом. Учащиеся делятся на команды, на доске для каждой команды висит лист бумаги с текстом, написанным мелким шрифтом. Участники команд по очереди подбегают к доске, запоминают предложение из текста, возвращаются и записывают его. Побеждает команда, которая быстрее и с минимальным количеством ошибок восстановит весь текст.
Ну разве наш предмет не является одним из самых развивающих? Разве мы не можем включать в план урока хотя бы время от времени подобные задания, тем самым давая ребятам возможность развивать свои психические процессы, формируя более развитую личность. Пусть кто-то и не освоит даже базовый английский на уроках, но, по крайней мере, улучшит свои интеллектуальные возможности, что позволит им лучше учиться в целом.
Формировать адекватную самооценку
Сейчас много говорят об эмоциональном интеллекте - это способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
Самооценка и эмоциональный интеллект, конечно, связаны: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем здоровее самооценка. Чем лучше я умею отделять факты от эмоций, тем мой эмоциональный интеллект выше. Интересно, что низкий эмоциональный интеллект часто проявляется в перфекционизме: «Всё должно быть идеально, иначе я неудачник». А вот люди с развитым эмоциональным интеллектом понимают: ошибки — часть роста. А теперь давайте вспомним, как мы исправляем ошибки и оцениваем работы учащихся. И сколько шансов мы им даём на возможность учиться на своих ошибках. Ну и соответственно, какую самооценку мы у них формируем.
Люди с низкой самооценкой проявляют стеснительность, нерешительность, не верят в себя и в свои возможности, не стремятся к развитию, не берут на себя ответственность за свои поступки. Ведут себя так, как будто они вообще не существуют. Такой человек вряд ли сможет осознанно учиться, всегда будет рассчитывать на других.
Один из способов формирования адекватной самооценки у учащихся - создать на уроке благоприятный психологический климат, установить доверительные и уважительные отношения между учителем и учениками, а также между всеми учениками в классе.
Об этом я писала в этой статье:
А ещё больше хвалить (ругаем мы достаточно), ведь похвала создаёт благоприятный эмоциональный фон на уроке. Любой успех, даже незначительный, но оценённый, повышает уверенность в себе.
После всего написанного, я сама в шоке от того, насколько сложная и ответственная у нас работа. И что греха таить, не каждый может с ней справиться. Бывает, что и сил не хватает на полноценные уроки, и не даром нагрузка для учителя установлена в количестве 18 часов в неделю.
Уважаемые коллеги, я ни в коем случае не обеляю самих детей, но фокус этой статьи был на нашем вкладе в развитие личности ребёнка, на том, что мы можем и, в общем-то, должны делать для этого. Всё же мы - не последние люди в системе образования.
Есть ли какой-то другой выход из этой ситуации, которая с каждым годом усугубляется? А ещё интересно, есть ли у вас второгодники в классах в этом учебном году?