Найти в Дзене

Как продуктивные задания связаны с когнитивным подходом в обучении иностранному языку

Начнём с когнитивного подхода. Когнитивность - это способность к умственному восприятию и переработке информации (восприятие, понимание, обработка, структурирование, сохранение, трансформация и использование). Когнитивный подход позволяет сформировать в сознании обучающегося знания о системе языка, обеспечивает сознательное усвоение знаний и информации. Вот для чего мы объясняем грамматику и требуем вдумчиво рассказывать правила, особенно в средней и старшей школе. Мы хотим, чтобы ученики поняли/осознали и усвоили грамматические явления, что в дальнейшем поможет им грамотно строить и понимать предложения/тексты/речь. Когнитивный подход практически всегда идёт в связке с коммуникативным, так как "Всё школьное обучение вращается вокруг двух процессов: осознания и овладения." - Лев Семёнович Выготский. В нашем случае осознание относится к когнитивности, а овладение языком к коммуникативной компетенции, всё же на языке мы общаемся, развивая умения говорить, писать, получать информацию п
Оглавление

Немного теории

Начнём с когнитивного подхода. Когнитивность - это способность к умственному восприятию и переработке информации (восприятие, понимание, обработка, структурирование, сохранение, трансформация и использование).

Когнитивный подход позволяет сформировать в сознании обучающегося знания о системе языка, обеспечивает сознательное усвоение знаний и информации.

Вот для чего мы объясняем грамматику и требуем вдумчиво рассказывать правила, особенно в средней и старшей школе. Мы хотим, чтобы ученики поняли/осознали и усвоили грамматические явления, что в дальнейшем поможет им грамотно строить и понимать предложения/тексты/речь.

Когнитивный подход практически всегда идёт в связке с коммуникативным, так как "Всё школьное обучение вращается вокруг двух процессов: осознания и овладения." - Лев Семёнович Выготский.

В нашем случае осознание относится к когнитивности, а овладение языком к коммуникативной компетенции, всё же на языке мы общаемся, развивая умения говорить, писать, получать информацию посредством чтения или восприятия речи на слух.

Когнитивный подход опирается на принцип сознательности в обучении и учащиеся являются активными участниками процесса, а не объектом обучающей деятельности преподавателя.

Про осознанность в обучении я писала в этой статье:

Другими словами, без осознанности и сознательного обучения, невозможно освоить язык, также, как и любой другой предмет. Пока сам не начнёшь думать, докапываться до истины, разбираться в том, что непонятно, прогресса не будет.

Именно продуктивные задания способствуют и даже вынуждают учащихся разбираться в строении языка, усваивать правила и исключения из правил для того, чтобы формулировать и создавать свои собственные высказывания.

Что такое продуктивные задания, и какие они бывают я подробно писала здесь:

Более того, учащиеся только тогда начинают чувствовать, что действительно изучают язык, когда делают сами что-то с этим языком. А не просто повторяют за учителем или угадывают правильные ответы.

Сравните два задания:

1) Найдите ответы на вопросы по конкретному содержанию в тексте. Это хорошее задание, оно формирует умение понимать прочитанное. Но не продуктивное, так как ученик ничего не создаёт сам. Максимум он может немного изменить лексику в ответах.

2) Ответьте развёрнуто на общий вопрос по теме, которая была раскрыта в тексте. В этом случае учащимся нужно понять и проанализировать полученную информацию из текста, сделать свои выводы, найти аргументы, что-то перефразировать, что-то додумать и сформулировать своё собственное высказывание/суждение на основе прочитанного текста. Это продуктивное задание.

На уроках мы часто используем первое задание, то есть проверяем рецептивные умения, а вот про продуктивные забываем. Хотя оно логично вытекает из проделанной работы с текстом.

Естественно, что для того, чтобы это задание выполнить ребёнок должен знать основы строения языка и понимать, что это знание нужно углублять. Он будет учиться пользоваться тем, что уже знает, определять свои дефициты, запрашивать необходимую информацию. А самое главное, он будет думать!

-2

Из личной практики

В этом году у меня новые 10е классы. К сожалению, с абсолютным большинством учащихся мне придётся начинать осваивать продуктивные умения с нуля. А это значит, что ребята язык практически не знают. Они могут только читать вслух и хочется надеяться, что знают самую базовую лексику. Именно такой результат мы получаем к 10 классу, если полностью игнорируем продуктивные задания на уроках.

Даже сильные учащиеся, а они есть в каждом классе, пишут с огромным количеством ошибок. Остальные не пишут сами совсем, не могут связать двух слов. Так и хочется спросить, чем занимались на уроках в течение восьми лет. Если честно, мне такие классы попадаются довольно редко.

Чтобы хоть как-то выровнять ситуацию, пока что использую следующее:

🔹️После проверки любых письменных работ, дома каждый самостоятельно и осознанно выполняет работу над ошибками. Это значит, что исправленное нужно понять - почему исправлено, в чём заключается правило. Цель - данную ошибку не повторять. Конечно, это произойдёт не сразу, но постепенно должно сработать. Я здесь в роли консультанта: спрашивайте, что непонятно. Те, кому нужен язык или хотя бы хорошие оценки, будут делать.

🔹️Практически на каждом уроке провожу небольшое продуктивное упражнение для всех. Времени на раскачку уже нет. Дети взрослые, пусть учатся думать, по крайней мере. Обязательно повторяем структуры предложений, начиная с самых простых, а потом уже пишем. Письмо организовать гораздо проще, чем говорение. И его должно быть много.

🔹️Обязательный опрос устных продуктивных заданий! Постоянная проверка письменных. Если есть возможность у всех, если нет такой возможности (у меня эти классы сейчас не делятся на группы, хотя в прошлые года всегда делились, а толку...), то выборочно. Пишут все, а работы беру у трёх-четырёх человек. Перед тем как отвечать перед классом, все тренируются в парах, я сажусь к тому, кто оказался без пары. Перед всем классом отвечают 1-2 человека, слушаем, задаём вопросы. Ещё несколько человек спрашиваю в индивидуальном режиме, пока остальные работают по другому заданию самостоятельно и индивидуально.

Именно эти классы, так сказать, вдохновили меня написать данную статью. Своим низким языковым уровнем они очень ярко показали непосредственную взаимосвязь между выполнением продуктивных заданий и осознанием языка, то есть когнитивностью. Одно способствует и развивает другое. Если нет одного, то и другого тоже нет. Так получается.

На уроках они всё время вынуждены были занимать пассивную позицию. Посмотрим, удастся ли мне их растормошить в течение следующие двух лет. Буду писать об этом в своих статьях.

Коллеги, что вы обо всём этом думаете?🤔