Найти в Дзене

Учить всех или только тех, кто хочет?

Может и учителя должны готовиться к урокам не все, а только те, кто хочет? Тем не менее, в комментариях часто всплывает этот вопрос. Выскажу своё, возможно, самое непопулярное мнение. Учитель должен учить всех. В этом и заключается трудная, но важная задача учителя. А если в классе сегодня никто не хочет учиться, чем тогда заниматься учителю? В том то и дело, что приходится заставлять явно или неявно всех детей учиться, а не идти у них на поводу. Ну что, детки, хотите учиться сегодня, или будем отдыхать? Так что ли? Мотивация может быть разная, главное, чтобы она работала. Заинтересовать, заставить, использовать разные стратегии управления. Урок длится 40-45 минут, это время все дети должны работать. По крайней мере, они должны понимать, что должны трудиться. Тогда ответственность за невыполнение заданий ложится на них. Все учащиеся должны получать задание, если они пришли на урок. И каждый учащийся должен быть каким-то образом в течение урока опрошен: устно, письменно или просто
Оглавление
Учили, учим и будем учить.
Учили, учим и будем учить.

Может и учителя должны готовиться к урокам не все, а только те, кто хочет?

Тем не менее, в комментариях часто всплывает этот вопрос. Выскажу своё, возможно, самое непопулярное мнение.

Учитель должен учить всех. В этом и заключается трудная, но важная задача учителя.

А если в классе сегодня никто не хочет учиться, чем тогда заниматься учителю? В том то и дело, что приходится заставлять явно или неявно всех детей учиться, а не идти у них на поводу.

Ну что, детки, хотите учиться сегодня, или будем отдыхать? Так что ли?

Иван Антонович Тихий "Экзамен", 1957
Иван Антонович Тихий "Экзамен", 1957

Мотивация

Мотивация может быть разная, главное, чтобы она работала. Заинтересовать, заставить, использовать разные стратегии управления. Урок длится 40-45 минут, это время все дети должны работать. По крайней мере, они должны понимать, что должны трудиться. Тогда ответственность за невыполнение заданий ложится на них.

Все учащиеся должны получать задание, если они пришли на урок. И каждый учащийся должен быть каким-то образом в течение урока опрошен: устно, письменно или просто посмотреть его тетрадь, необязательно на оценку, но учитель должен увидеть его работу или отсутствие работы и определённым образом отреагировать.

Если ученик из урока в урок не работает, значит мы сами его к этому приучили, дали ему такую возможность.

Ты сегодня с нами или будешь работать индивидуально на оценку? Выбор без выбора. Задание для таких учащихся лучше заготовить заранее.

Владимир Егорович Маковский «В сельской школе», 1883 год
Владимир Егорович Маковский «В сельской школе», 1883 год

Правильные задания

Многие дети не учатся просто потому, что не тянут материал. Нужно дать им доступное задание. Программа зачастую не совпадает с возможностями большого количества учащихся. Я сейчас имею в виду ФОП по иностранному языку, по другим предметам скорее всего картина такая же.

Неопытный учитель фокусируется только на учебнике, который сделан под эту программу, да ещё с большими недостатками, и пытается во что бы ни стало его пройти. А дети на втором месте, как прилагающийся к учебнику материал, который нужен для того, чтобы пройти учебник. Зачастую такой учитель даже не понимает, для чего он работает, в чём смысл его профессиональной деятельности. Это очень печально.

Божко Валентин Демьянович (1902-1983)
Божко Валентин Демьянович (1902-1983)

Лёгкий путь в никуда

Бывает ещё такой вариант: учитель работает только с сильными учениками, остальные просто сидят, ведь они ничего не понимают. В данном случае учитель выбрал для себя самое простое - учащихся, которые с ним на одной волне, и шпарит материал с ними.

Остальные дети вынуждены на его уроках деградировать ещё больше, так как их не берут в расчёт. И они сами виноваты, раз не стараются и не слушаются. Учитель видимо на них обиделся и умыл руки, вот они и сидят, занимаясь своими делами.

К сожалению, одного такого недобросовестного учителя на параллели достаточно, чтобы дети поняли, что можно безнаказанно бездельничать на уроке. Другим учителям приходится биться из урока в урок, и из-за этой постоянной битвы многие опускают руки.

Так что учителя, которые целенаправленно позволяют учащимся отдыхать на своих уроках, можно сказать, ведут подрывную деятельность и сильно осложняют жизнь остальным своим коллегам.

Дмитрий Иванович Пускин «Дополнительные занятия в школе», 1958
Дмитрий Иванович Пускин «Дополнительные занятия в школе», 1958

Быть честными

Да, мы можем допускать ошибки при обучении, у нас, возможно, не хватает знаний и опыта, но целенаправленно исключать некоторых учащихся из процесса обучения, я считаю, нельзя.

Если дать задание, заведомо зная, что оно непосильно, и подыгрывать детям, которые только делают вид, что его выполняют, а при этом занимаются своими делами, не опрашивать их, не проверять, чем они заняты, то это и есть завуалированное исключение детей из процесса обучения. Разве нет?

Тройку тоже надо заработать, если не могут усваивать материал, пусть хоть парты моют, тексты переписывают, предложения заучивают наизусть, делают коллажи, что угодно, но только не сидят, развалясь и развлекаясь в своих телефонах. Даже если не весь урок, но хотя бы часть урока они должны напрягаться и что-то делать.

Самуил Григорьевич Невельштейн, «Урок истории», 1967
Самуил Григорьевич Невельштейн, «Урок истории», 1967

А вот если такие горе ученики уже привыкли демонстративно и нагло ничего не делать, то не стоит тратить свои нервы, уговаривать и воспитывать, можно дать им самую простую карточку на урок и оценить выполненное задание в конце урока. Если набралось несколько двоек, сообщить классному руководителю. Все карточки сохранить. Если изменений нет, довести до сведения родителей, они имеют право знать, чем их ребёнок занимается на уроках. Сейчас даже в школу можно не вызывать, достаточно, отправить сообщение онлайн. А вдруг они правда не в курсе. В большинстве случаев дети начинают шевелиться. И уже через несколько уроков на ваш вопрос: "Ты с нами или индивидуально сегодня работаешь?", будет работать с классом. Проверено!

Коллеги, а вы что думаете по этому поводу?