Война СССР с Германией периода 1941-1945 годов, стала тем отрезком в истории, за который инженеры обеих сторон успели создать немалое количество технических средств удивительных и необычных по своим техническим характеристикам.
Нужно отметить, что немцы в начале 30-х годов очень основательно и ответственно относились к проектированию, так как большая часть этой техники негласно планировалась для использования в военных частях вермахта.
По окончанию Первой Мировой войны немцам было запрещено выпуск военной техники.
Заводы пришлось частично закрыть, а вот персонал и военные инженеры были грамотно распределены по предприятиям, где бы они смогли работать над проектами, которые можно было бы использовать в мирное время и по возможности для военных целей.
Элитой считались инженеры, работающие на заводах по изготовлению авиатехники, так как их знания и способности были на порядок выше других специалистов.
За период, начиная с середины 20-х годов и заканчивая поражением в Великой Отечественной войне, немецкие инженеры успели создать и воплотить в жизнь несколько проектов, которые были, не только удивительны с точки зрения их эксплуатации, но и по своим рабочим характеристикам.
Kettenkraftrad или немецкий гусеничный тягач Sd.Kfz. 2 (НК-101)
Этот необычный мотоцикл с универсальными свойствами на гусенично-колесном ходу одна из немногих моделей немецкой военной техники, которые хоть и выпускались в весьма ограниченном количестве, но смогли не только пережить войну, но и после нее выпускались заводом, так как оставалось немало комплектующих деталей.
Эта модель вездехода стала одной из немногих, которые даже после поражения Германии собирались на заводах, где их начали изготавливать до середины 1949 года.
В целом было изготовлено 550 экземпляров, где последние мотоциклы были проданы со склада в 1955 году.
Создателем этого уникального тягача, в котором из мотоцикла инженер позаимствовал только переднее колесо, стал инженер Эрнст Книпкамп, который в 1940 году предложил руководству завода NSU собрать для испытаний несколько экземпляров.
Надо понимать, этот вид транспорта специально создавался для военных, где главным вопросом эксплуатации оставалось создание техники для преодоления пересеченной местности и участки бездорожья.
Еще одним немаловажным нюансом являлось то, что габариты мотоцикла позволяли перемещать транспортное средство по воздуху, немецкими транспортными самолетами Ju 52.
После того как немцы в боевых условиях попробовали десантировать эти машины на Крите потерпели ряд неуда, с идеей в дальнейшем использовать Kettenkraftrad для десантных подразделений отпала.
Причиной стало то, при приземлении слишком тяжелый по весу мотоцикл получал повреждения, которые в полевых условиях невозможно было устранить.
Если для десантников и разведывательных подразделений мототрактор не подошел, то для связистов, артиллеристов, пехоты и полевой жандармерии эта техника стала незаменимым помощником.
Модель оказалась настолько качественной, что немалое количество немецких офицеров предпочитало использовать для передвижения по непроходимым местам русского бездорожья исключительно Kettenkraftrad.
Мотоцикл, или как его проще назвать полутягач оказался на редкость не убиваемым по живучести.
Его использовали не только для доставки малогабаритных грузов, но и для буксировки артиллерийских орудий весом до 450 кг. В военных записях сохранились данные, что Kettenkraftrad использовался даже как тягач на аэродромах.
Технические особенности Kettenkraftrad
Согласно паспортным характеристикам по ровным участкам с твердым покрытием максимальная скорость мотоцикла составляла 65 км/ч, что было весьма впечатляющим фактором.
Когда относительно недавно один из сохранившихся экземпляров, который был восстановлен, энтузиастами опробовали на одном из полигонов, Kettenkraftrad смогли разогнать до скорости в 55 км/ч, что весьма удивительно, хотя по факту это достижение было зафиксировано специалистами.
И все же, не эта особенность считается главной. Во-первых, несмотря на то, что на мотоцикле установлено только одно переднее колесо, техника весьма уверенно преодолевала крутые повороты, при этом водитель чувствовал себя абсолютно уверенно и комфортно.
Инженер предусмотрел практически любые сложности в управлении: например, при сбросе скорости и повороте руля мотоцикл трансмиссия срабатывает таким образом, что скорость мотоцикла сама снижалась.
Был ли загружен мотоцикл или его использовали без груза, машина мчалась по самым сложным участкам устойчиво, а для военных это был крайне немаловажный фактор.
Наши дни
Несмотря на немалый отрезок времени после того как были выпущены эти удивительные мотоциклы-вездеходы, по источникам, вполне вызывающие доверие на сегодня имеется еще более 200 экземпляров Kettenkraftrad.
Большая часть этих машин находятся в частных коллекциях на территории Германии и стран Европы.
Что немаловажно, практически все они на ходу и исправно могут выполнять свои эксплуатационные функции.
Совсем недавно, можно сказать случайно, при реконструкции немецких казарм был найден еще один экземпляр этого удивительного мотоцикла.
К счастью, машина практически не пострадала от воздействия агрессивной среды и подземных вод, что позволило в самые короткие сроки восстановить Kettenkraftrad до рабочего состояния.