Они не носили блестящих плащей, не наряжались гигантскими цветами и не втыкали кинжалы в свои синтезаторы, как их более эпатажные коллеги по британскому прог-року 70-х. Вместо этого группа Camel делала нечто по-своему радикальное: они просто стояли на сцене и играли до седьмого пота.
Возможно, именно эта нелюбовь к показухе и оставила их в статусе "культовых героев", а не мировых суперзвезд. Но дело точно было не в музыке. Их композиции могли быть великолепно симфоничными, головокружительно сложными, на удивление цепляющими или очаровательно странными. Во главе всего этого всегда стоял Эндрю Латимер — гитарист, вокалист и флейтист, который был стержнем группы на протяжении всех ее многочисленных смен состава и стиля.
Давайте погрузимся в мир этого музыкального "верблюда" и рассмотрим его разные лица через самые знаковые, хоть и не всегда самые известные, песни.
Часть 1: Рокеры. Неожиданная мощь
Многие считают Camel слишком мягкими, но это заблуждение. В их арсенале всегда были мощные, почти хард-роковые боевики.
- Arubaluba (1973): Не дайте названию обмануть вас. Это не расслабленная музыка для отпуска на острове. Это пылающий ад из фуззового органа и гитарных риффов, напоминающих кипящую лаву. Настоящий штурм с их самого сырого и рокового альбома.
- Freefall (1974): Этот трек открывает их классический период. Головокружительные размеры и сложные ритмы сочетаются с почти джаз-фьюжновой легкостью, которую бас и барабаны умудряются подкладывать под всю эту звуковую бойню.
- Another Night (1976): Самый прямолинейный и простой рокер в их дискографии. Песня, написанная о басисте Даге Фергюсоне, который "по ночам постоянно куда-то исчезал и творил всякие глупости".
Часть 2: Красота. Мелодии, которые вдохновляли поколения
Именно за свои великолепные мелодии и изящные аранжировки Camel и вошли в историю.
- Rhyader (1975): Жемчужина с их полностью инструментального концептуального альбома The Snow Goose. Здесь на передний план выходит флейта Латимера, скользящая над хрупкими, мечтательными фортепианными пассажами.
- Song Within a Song (1976): Вокальная гармония в духе Pink Floyd сочетается с пасторальной флейтой и точечной игрой электропианино, создавая невероятно умиротворяющую атмосферу.
- Air Born (1976): Музыкальный портрет самого Энди Латимера. Акустическое, неоклассическое вступление и ленивый вокал передают его типично британскую сдержанность. По словам самого Латимера, во время записи в середине трека можно услышать, как кто-то затягивается косяком, что добавляет атмосфере расслабленности.
- Tell Me (1977): С приходом басиста Ричарда Синклера из Caravan в звучании группы появились новые краски. Его теплый, тоскливый вокал стал важным дополнением к арсеналу Camel.
- Elke (1977): Самая импрессионистичная вещь в их дискографии, записанная при участии самого Брайана Ино. Его клавишные, флейта Латимера и арфа гостевой исполнительницы сливаются в идеальный саундтрек для плавания по реке.
Часть 3: Прог-монстры. Когда все на пределе
И, конечно, Camel не были бы собой без длинных, эпических и технически навороченных композиций.
- Lady Fantasy (1974): 12-минутная сюита, в которую группа вложила, кажется, все, что у них было. Драматичное вступление, лиричные гитарные линии, фанковый клавинет, галопирующий ритм — за 12 минут вы услышите больше идей, чем у некоторых групп наберется за всю дискографию.
- Rhayader Goes to Town (1975): Еще один инструментал с The Snow Goose, где Латимер доказывает, почему его считают одним из лучших гитаристов прог-рока, а клавишник Пит Барденс выжимает из своего синтезатора Moog все возможные краски.
- Chord Change (1976): Музыкальный портрет сложного характера клавишника Пита Барденса. По словам Латимера, "Пит был очень переменчивым, поэтому мы написали пьесу с множеством перемен". Одна из самых навороченных композиций Camel.
- Lunar Sea (1976): Эпическое закрытие альбома Moonmadness, посвященное барабанщику Энди Уорду и его любви к джазу. Трек балансирует на грани прог-рока и фьюжна, и все участники играют на пределе своих возможностей.
- Skylines (1977): Еще одна фьюжн-ориентированная вещь, где над ломаным размером парят соло на синтезаторе и гитаре, доказывая, что технически группа была просто феноменальна.
Часть 4: Поп-мелодия. Несостоявшиеся хит
В конце 70-х группа сделала крен в сторону более доступной, поп-ориентированной музыки.
- Wait (1979): Трек с сумасшедшем запоминающимся припевом. Легко представить его на американском радио рядом с 10cc и Supertramp.
Часть 5: Странности. Британский юмор и эксцентрика
Camel всегда были немного "с причудами" — это было обязательным условием для британской прог-группы тех времен.
- Down on the Farm (1978): Написанная и спетая Ричардом Синклером, эта песня звучит как глава из аудиокниги по произведениям Вудхауса. Урбанистическая по звучанию ода фермерской жизни, в комплекте со звуками животных.
- Metrognome (1977): Вокал Синклера придает этой песне оттенок юмора в духе "Монти Пайтона", а сложные прог-роковые вставки напоминают, что даже в своих самых эксцентричных проявлениях Camel всегда оставались виртуозными музыкантами.
А вы знакомы с творчеством Camel? Какая из этих песен заинтриговала вас больше всего? Делитесь в комментариях!