Найти в Дзене
Extreme Sound

За гранью 20 минут: 5 величайших эпических песен прогрессивного рока

Оглавление

Эпическая, длинная композиция — это краеугольный камень и визитная карточка прогрессивного рока. Помимо сложных инструментальных партий и фэнтезийных сюжетов, эти произведения искусства идут дальше: они сплетают воедино несколько музыкальных частей, которые плавно перетекают друг в друга, часто возвращаясь к главным темам в финале.

Погрузимся глубже — в мир настоящих гигантов, песен, которые длятся более 20 минут. Именно в этом формате жанр раскрывается во всей своей красе и амбициозности.

Вот наш рейтинг пяти величайших прог-рок эпосов, чья продолжительность — лишь малая часть их величия.

5. Spock’s Beard – “The Great Nothing” (2000)

-2

Многие ценители прога 70-х скажут, что ничто из созданного позже не сравнится с работами пионеров. И по большей части они будут правы. Но есть исключения. Spock’s Beard — одна из тех групп, чьи лучшие творения действительно могут соперничать с классикой. 27-минутный финал их альбома "V" — именно такой случай.

Конечно, в нем слышны отголоски Kansas и Gentle Giant, но эксцентричность, мелодизм и жизнеутверждающий посыл здесь — это квинтэссенция Spock’s Beard. Песня, основанная на личном опыте лидера группы Нила Морса о том, как музыка вернула его к жизни из депрессии, представляет собой восхитительную смесь медитативной акустики, яркого симфонического великолепия и безумных прог-роковых джемов. Несмотря на то, что "The Great Nothing" появилась на десятилетия позже других участников этого списка, она почти не уступает им в величии.

4. Phideaux – “Snowtorch” (2011)

-3

Phideaux — это, возможно, главный секрет современного прог-рока, преступно малоизвестный и недооцененный. Этот ансамбль, возглавляемый Фидо Ксавье, обычно насчитывает около дюжины участников, включая нескольких вокалистов и мультиинструменталистов.

Их двухчастный эпос "Snowtorch" — это настоящий шедевр. Взрывная инструментальная секция "Fox on the Rocks" — один из самых поразительно сложных, причудливых и захватывающих пассажей в истории прог-рока. Вокруг нее разворачивается великолепно-драматичное, оперное, фолковое и классическое полотно. В целом, "Snowtorch" — это незаменимое творение и, возможно, величайший прог-рок-эпик XXI века.

3. Yes – “The Gates of Delirium” (1974)

-4

Да, "Close to the Edge" — более популярный и доступный эпос Yes. Но он не дотягивает до 20-минутной отметки. А вот "The Gates of Delirium" с альбома "Relayer" — это совершенно другой зверь. Вдохновленная «Войной и миром» Толстого, эта композиция — музыкальное изображение битвы и ее последствий.

Ее властные смены настроения и виртуозное исполнение не утратили своей мощи и спустя 50 лет. Влияние джаз-фьюжна, привнесенное новым клавишником Патриком Моразом, придает треку уникальное звучание. Способность Yes переходить от адских инструментальных шквалов (изображающих битву) к божественному умиротворению (финальная часть "Soon", изображающая мир) просто поражает. "The Gates of Delirium" — это великолепные американские горки эмоций и музыкальных идей.

2. Genesis – “Supper’s Ready” (1972)

-5

Безусловно, самая длинная песня, когда-либо записанная Genesis. "Supper’s Ready" закрывает их лучший альбом "Foxtrot" и представляет собой завораживающее, яркое и запоминающееся путешествие, основанное на библейской Книге Откровения. Ее величественная инструментальная часть, образная история, театральность (особенно со стороны фронтмена Питера Гэбриела) и невероятное разнообразие сегментов — это все, что делало классическую эру Genesis такой особенной.

Песня блестяще эволюционирует от великолепной акустической гитары и нежного пения в "Lover’s Leap" к все более панической атмосфере, проходя через причудливые "Willow Farm" и гипнотически-напряженную "Apocalypse in 9/8", чтобы в итоге разрешиться прекрасным пасторальным катарсисом. Сколько бы раз вы ее ни слышали, финал все равно будет вызывать мурашки.

1. Jethro Tull – “A Passion Play” (1973)

-6

Бесспорно, "Thick as a Brick" (1972), состоящий из одной песни, разбитой на две части, — это канон жанра. И он абсолютно заслуживает всех похвал. Но его преемник, построенный по тому же принципу, "A Passion Play", вызывает у многих отторжение. Его называют непроницаемо холодным, серьезным и странным.

И именно поэтому он превосходит своего предшественника.

Его более мрачные и причудливые философские исследования смертности и этики (в рамках истории о путешествии человека по загробному миру) значительно более амбициозны и вознаграждают слушателя. Ассортимент мрачных размышлений, сложных джемов и причудливых переходов здесь просто завораживает. Даже сказочная интерлюдия «История зайца, потерявшего очки» — это очаровательное и смелое решение. "A Passion Play" — это не претенциозный провал, как считают многие, а подлинное произведение гения, требующее от слушателя усилий, но вознаграждающее его сторицей. Это вершина концептуального прог-рока.