Найти в Дзене
Extreme Sound

Безумный прог-эпос Алекса Харви: история альбома Tomorrow Belongs To Me

Оглавление

Вспоминаем 'Tomorrow Belongs To Me' — странный и гениальный альбом The Sensational Alex Harvey Band. Как эпатажный шотландец смешал эко-протест, динозавров и сатиру на Гитлера.

Tomorrow Belongs To Me
Tomorrow Belongs To Me

Прог-эпос о динозаврах, викингах и Гитлере: история безумного альбома The Sensational Alex Harvey Band

В пестром мире рок-музыки 70-х Алекс Харви был явлением абсолютно уникальным. Хриплоголосый шотландец сочетал в своем творчестве хард-рок, прог-музыку и зловещую театральность, вдохновленную кабаре Веймарской республики.

The Sensational Alex Harvey Band
The Sensational Alex Harvey Band

Его группа, The Sensational Alex Harvey Band (SAHB), была его идеальным инструментом для воплощения самых смелых идей. Апогеем их творчества стал альбом 1975 года Tomorrow Belongs To Me — настоящий прог-эпос, завернутый в обложку, будто нарисованную Роджером Дином в соавторстве со вселенной Marvel.

«Сенсационное» рождение группы

До создания своей самой известной группы Алекс Харви уже успел поэкспериментировать с психоделией и даже записать концептуальный альбом о Лох-несском чудовище. Но в 1972 году он нашел музыкантов, которые стали его пропуском в мир безграничной музыкальной универсальности.

Зэл Клеминсон (настоящее имя — Алистер Макдональд Клеминсон) — шотландский музыкант, гитарист, автор песен. Родился 4 мая 1949 года в Глазго (Шотландия).
Зэл Клеминсон (настоящее имя — Алистер Макдональд Клеминсон) — шотландский музыкант, гитарист, автор песен. Родился 4 мая 1949 года в Глазго (Шотландия).

Он встретил их в пабе в Глазго. Гитарист Зал Клеминсон, клавишник Хью Маккенна, его двоюродный брат-барабанщик Тед и басист Крис Глен играли в группе Tear Gas — гремучем и виртуозном прог-фьюжн коллективе. Клеминсон обожал Джеффа Бека и Фрэнка Заппу, а Маккенна мог на синтезаторе Moog или электропиано выдать соло не хуже гитарного. Когда Алекс назвал своих молодых соратников «сенсационными», он задал им невероятно высокую и амбициозную планку, которой они стали соответствовать.

-5

Альбом-эко-манифест с динозаврами и викингами

Уже на втором альбоме Next (1973) группа показала свою склонность к экспериментам. Но именно Tomorrow Belongs To Me (1975) многие критики восприняли как футуристический концептуальный альбом.

Next
Next

Во многом это произошло благодаря центральной композиции — The Tale Of The Giant Stoneater («Сказание о гигантском камнееде»). Это была настоящая прото-экологическая пьеса, ставшая реакцией Харви на то, как он, будучи в отпуске в Шотландии, увидел, как бульдозеры уничтожают огромный участок нетронутой дикой природы.

«Путешествия, что не начались, уступают место будущим парковкам», — яростно ревет Харви на фоне многочисленных смен настроения, ритма и музыкального размера. Но Алекс не был бы Алексом, если бы не приправил свой эко-манифест упоминаниями о шотландском принце Красавчике Чарли, викингах и злополучном бронтозавре, лежащем кверху брюхом.

Отсылки к Заппе и самый громкий скандал

Другие треки на альбоме были не менее эпичны и диковинны. Give My Compliments To The Chef & Delilah — это кипящее варево из лирических бессвязиц, синтезаторных партий и сотрясающих землю риффов Клеминсона. А вступление к песне «Shark’s Teeth», с его звуками ветряной машины и головокружительными гитарно-клавишными пассажами, критики того времени справедливо сравнивали с творчеством Фрэнка Заппы.

Однако самой большой проблемой стал заглавный трек альбома — кавер на песню из мюзикла «Кабаре», действие которого происходит в Берлине 30-х годов. Эта песня, вместе с появлением Харви на сцене в образе Гитлера, немедленно привели к обвинениям в нацизме.

Сатира, а не пропаганда

Какими бы неуклюжими и непродуманными ни казались сейчас такие выходки, на самом деле Харви занимался сатирой на Гитлера. Артист был убежденным пацифистом и яростным критиком британского «Национального фронта». Его политические взгляды были такими же прогрессивными, как и лучшая музыка, которую он создавал вместе с SAHB.

-7

Tomorrow Belongs To Me остался в истории как памятник безудержной фантазии, музыкальной виртуозности и смелости, на которую сегодня решатся немногие. Это был альбом, где эко-протест мог соседствовать с динозаврами, а сложнейшие прог-аранжировки — с опасной театральной провокацией.