В наше время миром правит капитал и многим это кажется естественным положением вещей. Финансовые олигархи манипулируют правительствами и меняют их как перчатки по своему произволу. Но так было не всегда. Путь капитала во власть не был похож на пресловутое veni, vidi, vici [1].
АНТОН МЕРЖИЕВСКИЙ
Благочестивые монахи
Первую правильно оформленную заявку еще не на власть, а на партнерство с властью подал капитал банковский. Случилось это в эпоху развитого Средневековья в XII-XIII вв. Как всегда, не обошлось без Крестовых походов, которые, с одной стороны, способствовали притоку в Европу невиданных ранее ресурсов, не связанных напрямую с владением землей, а с другой стороны, потребовали невиданной же ранее концентрации и мобильности денежных потоков.
В силу разных обстоятельств Орден бедных рыцарей Христа (L’Ordre des Pauvres Chevaliers du Christ (фр.)), известный как тамплиеры[2], с удовольствием взвалил на себя бремя обслуживания финансовых потоков. Благодаря покровительству Святого Престола, смиренные воины-монахи оттеснили более разобщенных конкурентов – ломбардских и еврейских ростовщиков. Да-да, вопреки распространенному мнению, еврейские ростовщики никогда не составляли единой организации. Более того, они часто выступали ширмой для феодалов, которые не могли давать деньги в рост напрямую из-за церковного запрета и вынуждены были прибегать к посредничеству евреев. Точно так же в наше время за вывесками «еврейских» банков прячутся активы британской королевской семьи и других аристократических родов (конспирология, конечно).
К концу XIII века орден «храмовников» (так дословно можно перевести обозначение «тамплиеры») представлял собой не столько воинское соединение, сколько полноценную общеевропейскую и ближневосточную банковскую организацию с хорошим спектром услуг и активов.
Говорят, тамплиеры придумали векселя и банковские чеки на вклады, которые можно было пополнять. Вроде бы, предлагали услуги страхования. Скорее всего, все эти инструменты придуманы были веками (тысячелетиями?) раньше, но применялись только по оказии и предназначались только для своих.
Орден же опутал Европу и Ближний Восток сетью командорств, коих насчитывалось более 5 тыс. вместе с замками и монастырями. Это хорошая система банковских филиалов и отделений, как бы их назвали сейчас, даже по меркам XXI-го века (до появления мобильных банковских приложений, конечно). Для века XIII-го филиальная сеть у тамплиеров была просто невообразимая. У Сбербанка РФ сейчас (на 2024 год) сопоставимо - около 11,5 тыс. офисов[3], но земельного дохода, в отличие от командорств, они не приносят.
Банковские услуги тамплиеры сделали общедоступными, в средневековом смысле. Прибыль вкладывали, само собой, в недвижимость, больше всего в главный актив своего времени – землю. Была бы тогда промышленность, вкладывали бы и в нее.
В итоге земельные же владения Ордена к 1307 году составляли около 10500 мануариев, участков в 100-200 га. Доход с каждого мануария позволял содержать 1 рыцаря. Для сравнения: число рыцарей, которых мог позволить себе король Франции через 30 лет, в начале Столетней войны, оценивается примерно от 2500 до 4000.
Орден рыцарей Храма стал крупнейшим кредитором Европы. В подвалах его штаб-квартиры, замка Тампль в Париже хранилась французская королевская казна: золотой запас богатейшего государства континента, а в довесок королевская печать и налоговые реестры. Там же хранилась Иерусалимская казна, состоявшая из пожертвований и предназначавшаяся для финансирования паломников.
Не удивительно, что Главный казначей ордена 100 с лишним лет, от Филиппа II Августа до Филиппа IV Красивого, по совместительству возглавлял казначейство Франции, в современных терминах был министром финансов. Ряд французских провинций платили светские налоги тамплиерам напрямую.
По мнению Десмонда Сьюарда (The monks of war…, 1972), цитируемого Википедией, «ни одно средневековое учреждение не сделало большего для развития капитализма». В общем, как может показаться, капитал пришел к власти, еще немного – и настоящий капитализм. Но – нет.
Король реагирует
В 1307 году король Филипп IV Красивый, самый крупный должник тамплиеров, довольно легко положил конец идиллии. Ему почти не пришлось прибегать к военной силе, обошлись работой подконтрольных спецслужб и судов. «Карманный» Римский Папа Климент V, которым по случаю обзавелся Филипп IV (это отдельная увлекательная история, продолжившаяся т. называемым «Авиньонским пленением»), тоже пригодился.
Обстоятельства падения тамплиеров неплохо изучены и изложены в историографии. Как ни крути, это была блестящая спецоперация Филиппа IV, не зря, ох не зря прозванного Красивым. Аресты руководства, чиновников и простых братьев-рыцарей прошли синхронно, с разницей максимум в несколько дней по всей Франции. Жертвы просто не успевали предупредить друг друга об опасности. Как провернуть такое в XIV веке представить крайне сложно.
В результате Орден был организационно ликвидирован. По приговору суда физически ликвидировали (сожгли на кострах) не много братьев, значительную часть заточили по монастырям. Бессудных расправ как таковых не было. Ошметки тамплиеров на европейских задворках либо переименовались и мимикрировали, либо влились в другие монашеские и военно-монашеские ордена. Имущество частично растащили, частично распродали и тоже растащили. Участие в дележе приняли все, кто смог дотянуться: само собой, французский король, госпитальеры, Тевтонский орден, местные светские и церковные феодалы… Никто не ушел обиженным.
Филипп IV легким движением руки избавился от колоссальных долгов и назойливой опеки. Более того, король Франции показал всем будущим феодальным монархам, как это делается: вот есть финансовые олигархи, и вот их уже нет.
Капитал отступил, но, на удивление, урок не выучил. Из раза в раз, вплоть до XVI, а кое-где и до XVIII века он с упорством, достойным лучшего применения, наступал на одни и те же грабли: радостно кредитовал феодальных монархов в расчете опутать их долгами и урвать толику власти. Но рецепт Филиппа IV неизменно работал. В разных странах и в разное время его подстраивали под местные особенности, но в целом схема работала, даже до судов обычно не доходило и жечь на кострах никого было не надо.
Тамплиеры тоже оставили рецепты: они показали всем последователям как надо и как не надо использовать финансовое могущество в борьбе за политическую власть. Как надо поняли многие, как не надо поначалу не понял никто.
Другие публикации по теме:
******************************************************************************************
[1] Пришел, увидел, победил (лат.) Этой фразой, по сообщению Плутарха, Гай Юлий Цезарь известил своего друга Гая Манция о быстрой победе над Фарнаком, правителем Боспорского и Понтийского царств
[2] Они же Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма (L’Ordre des Pauvres Chevaliers du Temple de Jerusalem (фр.)), они же Бедные воины Христа и Храма Соломона (Pauperes commilitiones Christi Templique Salomonici (лат.))
[3] Данные ресурса ПрофБанкинг. profbanking.com