О Владимире, некогда столице Северо-Восточной Руси, центре Ростово-Суздальского княжества, а ныне административном центре Владимирской области написано великое множество статей самых разных оттенков. У одних авторов город вызывает восторг, неподдельный интерес, и Владимир величают Великим, у других же разочарование, скуку и ощущение общей неухоженности. Но как бы то ни было Владимир был, остается и всегда будет одним из самых ярких городов Золотого кольца, влекущего к себе в независимости от сезона тысячи туристов многих стран мира.
Триумфальная арка знаменитых Золотых ворот, блеск куполов величественного Успенского собора, и причудливая резьба Дмитровского храма – известны, уверен, всем. Да, это основные точки притяжения, своеобразные столпы туристического Владимира, его символы, но зодчество домонгольских времен далеко не все, что может показать древнейший город современному туристу. Так какой же он, Владимир?
Наша поездка пришлась на одни из майских праздников, когда в связи с длительными выходными туристический поток в городе значительно увеличился, лишний раз подчеркивая, Владимир весьма популярен у путешествующих.
Автомобиль припарковали немного в стороне от главной, Большой Московской улицы, у небольшой Троицкой церкви, возведенной в камне между 1740 и 1746 гг.
Здесь, среди узких с деревянными домиками улиц, город еще не показывает своего белокаменного величия, храня атмосферу уютной провинции. Но, стоит пройти буквально триста метров по Музейной улице, и Владимир раздвигает тесные стены, разбегаясь в стороны простором Соборной площади
Искусным внешним декором притягивает взгляд терем красного кирпича с угловой башенкой и флюгером над ней. Это здание Городской управы, еще дореволюционной постройки.
В 1884 году на месте старой гауптвахты было выстроено новое помещение для городской управы, размещавшейся в то время в торговых рядах. Переехав в новое здание дума опять не осталась без соседства, разделив его все с той же гауптвахтой, сиротским судом и мещанской управой. Постепенно встал вопрос о расширении, кое и было завершено в 1907 году пристройкой красавца-терема в древнерусском стиле.
После октября 1917 года терем заняли власти новой страны, а после ВОВ здесь разместился дом пионеров и школьников. В настоящее время бывшая управа вместила в себе Дом дружбы — место для торжественных встреч почетных гостей, церемоний награждения и иных официальных мероприятий крайней важности. Попасть внутрь не получится, ну если вы не приглашены в него в числе вышеназванных делегаций конечно.
Здесь же на Соборной площади 22-метровой стелой застыл памятник, посвященный 850-летию Владимира.
Стоит сделать небольшое отступление, ведь относительно даты основания города существует две версии: 990 и 1108 гг. Первая отсылает к поздним летописям с известием об основании князем Владимиром Святославовичем, тем самым, что крестил Русь, на реке Клязьме города названного его именем. Вторая говорит о возведении здесь крепости другим князем, тоже Владимиром, но уже Мономахом. Последняя версия считается преобладающей.
Но какая бы из них не оказалось в итоге верной, по прошествии стольких веков простому туристу, наверное, не так и важно. Понятно одно – Владимир город древний, город с большой историй, уходящей к великим деяниям великих князей, к обороне и разорению его монгольским нашествием, к становлению в нем столицы русских земель. И отголоски этой истории до сих пор сохранились в городе – за тем и едет путешествующий народ.
И какой причудливой резьбой не украшен был бы терем городской управы, какими бы уютными не были улицы с купеческими домами все внимание на Соборной площади прочно приковывает к себе монументальный Успенский собор
Величественный памятник белокаменного зодчества Древней Руси, некогда главный храм столицы русских земель, венчавший на великое княжение Дмитрия Донского, Александра Невского, Ивана Калиту и других владимирских и московских князей, живой летописью ушедших времен красуется на высоком берегу Клязьмы.
Ему есть что рассказать, здесь с появлением собора для Руси начиналась новая веха истории со всеми ее изгибами и поворотами, победами и поражениями, и не зря на главах храма сияют золотом символичные шлемы-купола. Отражается в них не только блеск солнца, но и Русь ратная, испокон веков как один встававшая за свою землю и Веру, и в тон колокольному звону звучат слова апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».
Такие купола в виде шлемов характерны для немногих уцелевших храмов «домонгольского» периода, а Успенский собор был построен именно тогда, в 1158-1160 гг. Да, облик дошедший до наших дней, сформировался не сразу. После пожара 1185г. князь Всеволод Большое гнездо значительно увеличил алтарную часть, пристроил боковые галереи и первоначальный собор оказался как бы внутри нового храма. Досталось Успенскому и во время взятия Владимира Батыем в 1238 году, укрывшись за его стенами задохнулась в дыму княжеская семья, поврежден был и сам собор.
Серьезные изменения были проведены во второй половине 18 века по распоряжению Екатерины II, повелевшей воссоздать былое благолепие древнейшей святыни. А в начале века 19-го рядом с собором была возведена колокольня, пока еще отдельно стоящая. Спустя 50 лет между ними был возведен Георгиевский придел. В таком виде храм красуется по сей день.
Непременно стоит заглянуть и внутрь собора ведь там остались уникальные фрагменты фресок 15 века. В 1408 г. великий князь Василий Дмитриевич пригласил для украшения стен знаменитого иконописца Андрея Рублева и его сподвижника Даниила Черного. Мастера расстарались, и храм приобрел новый облик. Но, конечно, наиболее значительна композиция «Страшный суд», где Рублев, вопреки канону, создал фреску, наполненную не ужасным предчувствием адских мук, а созерцательным покоем и предчувствием торжества справедливости.
Доступ в Успенский собор с осмотром без экскурсии обойдется в 350 руб. Свободный вход в храм на службу доступен в вечернее время, но более точную информацию лучше уточнить на официальном сайте.
Зайти внутрь стоит определенно, не часто можно встретить такую уникальную роспись, вышедшую из-под пера знаменитого мастера, пусть и уцелевшую фрагментарно.
Слева от Успенского собора находится трехэтажное здание музейного центра «Палаты».
Дом значительно уступает по возрасту своим соседям, он был построен во второй половине 18 века. Ныне на трех этажах бывших присутственных мест расположился, как нетрудно догадаться, музей. В числе постоянных экспозиций: «Прогулка по старому городу», переносящая в атмосферу губернского Владимира вековой давности, картинная галерея и «Старорусская школа», а на третьем этаже представлены временные экспозиции. Нам, к сожалению, не хватало времени зайти внутрь, но судя по отзывам музей весьма неплох.
Сразу за музейным центром сквозь только-только начинающую набирать силу зелень белеет стенами второй белокаменный памятник домонгольского периода – Дмитровский собор.
Возведенный из белого камня-известняка в 1194-1197 гг. (хотя есть данные и о постройке в 1191 г.) в эпоху расцвета Владимирского княжества собор был освящен в честь Дмитрия Солунского – небесного покровителя князя Всеволода Юрьевича Большое гнездо (не нужно удивляться разным именам, Всеволод в крещении носил имя Дмитрий) Храм находился на княжеском дворе и служил Всеволоду домовой церковью.
Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом, по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение, но после неумелой реставрации в 19 веке эти элементы ошибочно отнесли к более поздним надстройкам, и они были снесены. Пострадал Дмитровский собор и от татаро-монгольского завоевания, да и после храм неоднократно горел.
Но, несмотря на все неурядицы до наших дней, сохранилась и эта визитная карточка Владимира знаменитая своей белокаменной резьбой.
Стены собора украшают около 600 рельефов, большинство из которых подлинные. Помимо фигур святых здесь изображено множество геральдических мотивов: улыбающиеся львы, орлы, грифоны, кентавры. Рассматривать стены собора, словно читать одну большую каменную книгу, занятие весьма увлекательное.
Да, что там, одна арка портального входа целое произведение искусства
Сами собой напрашиваются ассоциации с Храмом Покрова на Нерли, о котором подробнее рассказал здесь - Уникальное зодчество древней Руси - Храм Покрова на Нерли и каменные палаты Андрея Боголюбского. Путешествуем по Владимирской области, что совсем неудивительно – Дмитровский храм появился немногим позже, и младший брат Андрея Боголюбского, словно отдал дань своему предшественнику на престоле, продолжив начатую Андреем причудливую каменную летопись.
Завершая прогулку в «этой части» города стоит зайти и на смотровую площадку около памятника крестителям Владимирской земли – князю Владимиру Святославовичу и святителю Феодору
С площадки открывается вид на заклязьменские дали
И целую россыпь куполов венчающую следующую часть города
Прогуляемся.
От Соборной площади вдаль уходит Большая Московская улица, обтекая с двух сторон арку Золотых ворот.
Когда-то здесь проходила знаменитая «Владимирка», да и вообще улица, упомянутая в источниках начала 17 века, играла важную роль в жизни города, являясь средоточием его торговой жизни.
По сторонам расположились дома прошлого и позапрошлого веков, некогда принадлежавших как городской знати, так и коммерческим структурам: банкам, кинотеатрам, непременно дворянскому собранию, гимназии и т.д.
А в доме № 46 родился и жил один из самых узнаваемых голосов страны, диктор Всесоюзного радио - Юрий Левитан.
Напротив торговых рядов, взамен утраченной, вновь отстроена Пятницкая церковь, некогда главная купеческая церковь Владимира
Изменив прямому маршруту Большой Московской, свернем налево, на пешеходную Георгиевскую улицу. Это все тот же исторический центр города, делающий петлю от основной магистрали, но Георгиевская словно предлагает ненадолго отдохнуть от шума автомобилей и пройтись по тихой, узкой улице.
Вновь полюбоваться на заклязьменский простор
И взглянуть на Успенский собор с другого ракурса
Здесь же желтеет стенами Георгиевская церковь, заложенная еще Юрием Долгоруким, ведь рядом располагался его княжеский двор. Нет, это не храм княжеских времен, нынешняя церковь построена в 1783-1784 гг., но на старом фундаменте и с использованием материала своего предшественника.
В остальном Георгиевская улица повторяет пешеходные улицы любого другого города, но только в своем, Владимирском масштабе. Здесь и россыпь сувенирных лавок со всякой всячиной, где каждый сможет найти себе сувенир по душе, и уличные лотки с тем же товаром
Различные музейчики и мастер-классы
Кажется ли улица скучной? Тут, наверное, каждому свое. Любителям шумных и перегруженных всем подряд: Московского Арбата, Нижегородской Покровки, Казанской Баумана, Екатеринбургской Вайнера (список можно продолжить), постоянно кипящих движением и жизнью, думаю, да. На Георгиевский же все по-иному, здесь царит атмосфера провинции, но провинции уютной, имеющей свой шарм и очарование. Башенка пожарной каланчи и жанровые скульптуры лишь подчеркивают этот колорит.
Да и выводит улица к превращенной в музей старой водонапорной башне, логично вписывающейся в общую композицию города.
Вообще идея устроить в ней музей весьма хороша, получилось вполне аутентично и атмосферно. Свою прямую функцию водонапорная башня, построенная в 1912 году, утратила чуть менее чем через сорок лет в связи с реконструкцией всей водопроводной системы города, не справлялась старушка.
В башне расположилась экспозиция «Старый Владимир», рассказывающая о городе конца 19 - начала 20 века. Выставка обойдется в 350 руб. и представлена воссозданными интерьерами комнат состоятельных горожан, церковной лавки, полицейского участка и т.д., призванных передать дух течения городской жизни прошлого.
Здесь много подлинных выписок из книг, журналов и газет той эпохи. Вот, взгляните на страницы Брачной газеты, аналог нынешних сайтов знакомств и соц. сетей
Башню пронизывает спираль лестницы
А на верху, там, где ранее располагался резервуар с водой, оборудована смотровая площадка с панорамным видом на все стороны города
От Водонапорной башни вернемся к Большой Московской улице и самой известной достопримечательности города – Золотым Воротам. По дороге сразу бросается в глаза характерный холм ведущий к Воротам, то Козлов вал – уцелевший фрагмент древнего оборонительного укрепления.
Хотя название вала появилось много позднее по имени посадского жителя Алексея Козлова, обустроившего на холме сад. Ныне на валу устроена своеобразна смотровая площадка, а зимой крутые склоны во всю используются для катаний на ватрушках.
А за валом, обтекаемый с двух сторон автомобильными потоками, нерушимой глыбой, пережив все перипетии веков, стоит главная визитная карточка Владимира, его самый узнаваемый символ – Золотые ворота.
Построенные еще в 1164 году при князе Андрее Боголюбском Золотые ворота использовались не только как оборонительное сооружение, но и как триумфальная арка. Город его времени имел пять входных ворот, помимо внутренних, но до наших дней сохранились только эти. Золотые, вместе с освященной надвратной Ризположенской церковью, оформляли парадный въезд в самую богатую часть города, там обитала вся знать, и находился княжеский двор. Получив столь статусное «местоположение» ворота были обиты листами меди, ярко блестевшей на солнце – отсюда и название. Сами массивные двери примыкали к арочной перемычке, по верху которой был устроен деревянный настил, служащий дополнительной боевой площадкой. Перемычка сохранилась и ныне.
Даже во время драматических событий 1238 года орда не смогла пробить непоколебимых ворот, ворвавшись в город через проем в стене.
Да, до наших дней Золотые ворота дошли с сильными перестройками, но учитывая прошедшие столетия и все то, что выпало на их долю, начиная от нашествия, пожаров и заканчивая значительными реконструкциями, это по-прежнему уникальный объект каменного зодчества показывающий величие бывшей столицы Руси.
Сейчас в комплексе открыт музей, в надвратной церкви расположилась военно-историческая экспозиция с диорамой, повествующей о событиях взятия города Батыем
Весьма неплохая диорама со световым и звуковым сопровождением. Родственную и по характеру, и по смыслу нам довелось видеть в музее Рязанского кремля (подробнее писал здесь: Прогулки по Рязани. Кремль), что совсем неудивительно, ведь события тех лет объединили судьбы многих городов Руси.
Также экспозиции Золотых ворот продолжены на боевой площадке, где расположена «Галерея героев-владимирцев» участников ВОВ, среди экспонатов можно увидеть и образцы стрелкового оружия известных конструкторов из Коврова: Симонова, Дегтярева, Шпагина.
Небольшое уточнение: на момент написания статьи музей Золотых ворот, да и сама арка закрыты для посещения ввиду реконструкции, ворота обтянуты строительной сеткой и осмотреть достопримечательность даже снаружи не получится. По найденной информации срок окончания ремонта – октябрь 2026 г. Учитывайте при планировании поездки.
Казалось бы, три основных столпа туристического Владимира увидены, что еще может показать относительно небольшой город? Да и день нашего пребывания давно перевалил за половину.
Однако нельзя обойти вниманием Церковь Святой Троицы, уже обласканной лучами заходящего солнца. Да и расположена она напротив Золотых ворот
Старообрядческая Троицкая церковь с доминирующими мотивами древнерусского зодчества была построена в 1913-1916 гг., но действовала недолго, службы продолжались лишь до 1928 года. В настоящее время под сводами храма, обладающих прекрасной акустикой, разместился музей хрусталя и стекла 18-21 вв.
Немного в стороне прицелился в вечернее небо граненым шпилем Храм Святого Розария Пресвятой Девы Марии. Католическая церковь была построена в 1894 году и просуществовала до 1930 года. После храм был закрыт, настоятель отправлен на Соловки и позже нашел свой последний приют в печально известном урочище Сандормох. В начале 90-х прошлого столетия храм возвращен приходу и действует поныне. Под его сводами регулярно проходят богослужения и концерты церковной музыки
В противоположную от Золотых ворот сторону уходит Никитская улица, разделенная уютным сквером Н.В. Гоголя
В конце улицы, спрятавшись от основных достопримечательностей стоит Никитская церковь, или Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, если официально.
Во многих статьях о Владимире можно встретить отзывы, что своей архитектурой Никитский храм больше подошел бы Петербургу, идеально вписавшись в его колорит. Не поспоришь, церковь действительно разительно отличается от других объектов культа во Владимире, но, меж тем, и здесь она смотрится вполне уместно добавляя еще один штрих к очарованию города. Согласитесь, смотрится красиво.
Новая церковь, выстроенная на средства владимирского купца Семена Лазарева, появилась в 1765 году на месте разобранного из-за ветхости старого храма. Впоследствии Никитская неоднократно достраивалась и перестраивалась явив в итоге уникальный для Владимира памятник архитектуры в стиле провинциального барокко.
Говорят, до революции Никитский храм был виден из любой точки города. В наше время, такого конечно уже нет, застройка города делает свое дело, но вот если подняться на колокольню самой церкви, то на округу открывается вполне панорамный вид. Такой подъем доступен за символическое пожертвование в самой церкви.
Вверх уводит очень узкий и тесный подъем с лестницей, пробираясь по которому понимаешь почему звонари раньше были людьми преимущественно небольшого роста.
А с небольшой площадки колокольни открывается обзор на залитый вечерним солнцем Владимир. Хорошо видны купол надвратной церкви Золотых ворот, пирамида Троицкой церкви и конус водонапорной башни. С другой стороны, прямо под боком, открывается подворье Свято-Успенского монастыря, с другой виднеется громада Успенского собора и жилая застройка города.
Взглянуть на Никитский храм, свернув в сторону от исторического центра, порекомендую всем гостям города. И архитектура церкви, и вид с колокольни того определенно заслуживают.
Мы же, уже под самый вечер пребывания в городе, по сложившейся традиции, доехали до Владимирского Центрального парка, где свой неспешный круг описывает колесо обозрения «Небо 33»
У его подножия расположился выставочный павильон «Город на ладони», где представлен художественный макет Владимира воссоздающий его центральную и историческую части. Вход свободный
Билет на один круг колеса обойдется в 400 руб. на взрослого. С верхней точки Владимир вновь раздается в стороны, показывая с высоты свои главные достопримечательности. Хорошо видны и Успенский собор, и Золотые ворота, да и сам город в лучах заходящего солнца весьма хорош.
Подводя итог прошедшего дня солнце плавно опускается за горизонт, эпилогом раскрашивая небо нежными тонами
Пора подвести итог и нашей поездке. Так каким предстает нынешний Владимир современному туристу? Великим городом с вековой историей, уникальным зодчеством и своей особой атмосферой или унылой и скучной провинцией, без лоска и пафоса больших городов на которую не стоит тратить времени?
Рассуждать и спорить можно долго, ведь на вкус и цвет…Для нас же Владимир несомненно останется в первой категории. Останется городом куда непременно стоит вернуться и вновь неспешно прогуляться по его улицам открывая для себя что-то новое, заглянуть в древние храмы с уникальной живописью, полюбоваться на заклязьменские дали и просто посидеть на лавочке в парке глядя как древний город живет своей повседневной жизнью свято храня вековые устои и все также отражается в его куполах-шлемах древняя Русь.
Находясь в Владимире вполне логично включить в свой маршрут другое, не менее значимое место – Суздаль. Туда и направимся дальше. Всем ровных дорог и ярких впечатлений.