Владимирская область богата на достопримечательности и при этом их разновидность в регионе весьма многогранна – от природных красот до архитектуры, уходящей корнями в глубокое прошлое. На канале уже есть несколько статей посвященных малой части из них и находящихся немного в стороне от проторенных туристических троп. Но, этот цикл был бы неполным без главных жемчужин региона, без тех мест, что известны всем, мест с истори ей, оставившей глубокий культурный след, мест, что влекут к Владимиру путешественников из всех уголков страны. И, несомненно, одним из них является красивейший храм Покрова на Нерли
Покровский храм известен, уверен, всем. Ведь он возвышается как символ и не только веры, но и самой Руси. Руси древней, дремучей, в темных, непроходимых лесах которой еще бродит голос язычества и тлеют угольки костра на старом капище. Но при этом Руси, кондовой, заветной, Руси, где в наливающемся вечернем небе все ярче горит звезда нового Бога и крест Его веры взметнулся на куполе каждой церкви. Стены храма на Нерли хорошо помнят и Русь ратную, помнят ее и до 1237 года, разделившего историю на «до» и «после», помнят и расцвет Владимиро-Суздальского княжества и конечно помнят князя Андрея Боголюбского, с которого все и началось.
Сын Юрия Долгорукого, после утверждения отца в Киеве, был посажен им на княжение в Вышгороде. Но, вопреки воли почтенного батюшки, Андрей уехал во Владимир-на-Клязьме, тайно прихватив с собой из Вышгородского монастыря икону Богородицы. Об этой иконе и раньше ходили слухи о чудесах, будто ночью она отходила от стены и становилась посреди церкви. Чудо не преминуло явиться и в дороге: не доезжая Владимира десяти верст кони Андрея встали, заставить идти их дальше не получилось, а ночью князю явилась Богородица, велев оставить икону здесь. Расценив знамение Андрей основал на этом месте каменный город Боголюбый, нынешнее Боголюбово, а при городе возник монастырь
Так гласит легенда. А по одной из версий приставку «Боголюбский» Андрей получил как производную от названия города, но, словно в противовес, по другой, именно Боголюбово стало называться по прозвищу Андрея, носившего его за свои личные качества. Какая бы из них не оказалось верной, и кто бы не подарил кому имя, точно одно – судьба города и князя тесно переплелись, и не только в названии. Здесь Андреем была основана своя резиденция и при нем город стал стремительно развиваться, став чуть ли не столицей Северо-Восточной Руси, здесь Андрей принял смерть, после которой прекратился и рост города.
От Боголюбова, через живописнейший луг, уводит дорога к Покровскому храму.
Но прежде чем отправиться к главной архитектурной жемчужине, стоит заглянуть в Боголюбский монастырь Рождества Богородицы, там есть на что посмотреть, да и история без него будет неполной.
Припарковать автомобиль можно на стоянке около ж/д перехода, там начинается исключительно пешеходный маршрут к храму, переход, кстати, оборудован лифтами для повышения доступности, около стоянки можно приобрести сувенирную продукцию и есть WC, место отметил значком на карте
Итак, став после смерти отца «самовластцем всей Суздальской земли» Андрей Боголюбский перенес столицу своего княжества во Владимир. Разобравшись с многочисленной родней и окончательно утвердившись на новом месте князь взялся за дело и взялся рьяно. Способностей ему было не занимать. «У Андрея всегда все было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха» - так характеризовал Боголюбского историк Ключевский. Совсем рядом, под боком у Владимира, выросла его каменная двухэтажная резиденция - дворец с Храмом Рождества Богородицы. Наверное, отсюда и стоит начать отсчет истории современного монастыря
О славных деяниях Андрея Боголюбского, фигуры для нашей истории более чем значимой, можно написать не одну статью: здесь и походы на Киев, Новгород и Волжскую Булгарию, и осада Вышгорода, но помимо ратных подвигов стоит отметить строительство великого множества храмов, покровительство литературе и конечно политику по усилению самодержавия, по сути первую попытку централизации власти. Борясь с практикой вечевых сходок Андрей в своей деятельности опирался не на родовое боярство, а на младшую дружину. Боярство на князя зело обижалось.
Параллельно развивалось во всех направлениях и Боголюбово, став со временем одним из крупнейших городов. Росла и резиденция князя. Так на реконструкции выглядел княжеский дворец
Весь комплекс был окружен каменными стенами, дворец и храм соединены меж собой переходом по второму этажу, площадь вымощена плиткой, все постройки выполнены из отесанного камня. Другого такого замка на Руси того времени история не знает. Конечно, по прошествии стольких веков от княжеской резиденции не осталось практически ничего. После трагической гибели Андрея, Боголюбово разорил Рязанский князь Глеб, а там подоспело роковое время нашествия, комплекс был сильно поврежден и стал постепенно ветшать. До середины прошлого века замок считался полностью утраченным, пока в 1954 году не была обнаружена лестничная башня и переход, каким-то чудом сохранившиеся до наших дней.
А теперь просто представьте всю ту тьму веков и событий, коим были свидетели эти стены и сейчас у нас есть возможность своими руками прикоснутся к единственной «гражданской» постройке домонгольского периода.
Да, на территории монастыря остался уникальный артефакт постройки 1158-1165гг находящийся в открытом доступе. Шатровая колокольня, надстроенная над лестничной башней, появилась гораздо позже, в 18 веке, но даже невооруженным взглядом виден контраст в цвете камня, отличающий кладку времен древней Руси от более позднего добавления.
По иронии ли судьбы, или по ее наставлению, до наших дней дошел именно тот фрагмент замкового комплекса, где погиб героический князь. К 1173 году конфликт Андрея с видными боярами усилился, недовольство зрело давно, и в итоге вылилось в заговор. Отчего-то в ночь с 28 на 29 июня 1174 способность не дать захватить себя врасплох подвела князя. Заговорщики, среди которых были и родственники Боголюбского, бояре Кучковичи, выпив для храбрости вина, поднялись к спальне князя. Один из них представился княжеским слугой Прокопием и постучал в дверь. По голосу распознав фальшь и обо всем догадавшись, Андрей дверь не открыл, бросившись к висевшей над кроватью перевязи с мечом. Но верного клинка святого Бориса, клинка, что был всегда с князем, на месте не оказалось. Предусмотрели заговорщики и это – рубиться в сечи, забывая себя, князь умел не хуже, чем вести политику. Дверь треснула под ударами, и предатели бросились на Андрея. Князь встретил врага лицом к лицу, как и привык, но вскоре пал под ударами. Подумав, что дело сделано, злодеи ушли, но израненный Андрей очнулся и попытался скрыться за лестничным столбом. Его быстро отыскали по кровавому следу и только тогда гулкие своды башни услышали его последнее: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!»
Эти же стены смотрят на монастырский двор и сейчас, в наше время и, несомненно, на них лежит глубокий отпечаток истории, а небольшой фрагмент княжеских палат дарит прекрасную возможность к ней прикоснуться.
Удивительно, как история постепенно приоткрывает свои тайны, иногда словно сдергивая полог мрака над событиями дней давно минувших - так явился на свет века простоявший в безвестности элемент замкового комплекса. Но еще удивительней, что отголосок этой истории прозвучал буквально недавно, в 2015 году. При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись 12 века, на камне были высечены имена 20 заговорщиков, убивших князя, обстоятельства того убийства и фраза: «Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты». Такие факты заставляют задуматься сколького мы еще не знаем и сколько открытий нам еще предстоит.
А пока же вернемся к Боголюбову и продолжим прогулку.
Историками высказывается предположение, что монастырь был основан на территории замка в 13 веке при преемниках Андрея, однако сведений об раннем периоде обители очень мало. Нынешние постройки появились гораздо позже. Рождественская церковь с колокольней над палатами датируется 18 веком
Величественный и грузный Боголюбский собор построен в 1855-1866 гг. в «русско-византийском» стиле
Надвратная Успенская церковь с колокольней и часами появилась в 1841 г.
Зарождение обители в период древней Руси несомненно, активно развивалась в ней жизнь и в более поздний период, замерев только в 1923 году. Возрождение монастыря началось лишь после 1991 года и сейчас двери обители вновь открыты. Наш визит пришелся на раннее утро, но монастырская жизнь начинается еще раньше, по двору юркой стайкой деловито сновали молодые монахини, каждая при своем деле, вокруг чистота, гармония и умиротворение. Турист здесь явление далеко не редкое и на нашу небольшую компанию внимания никто не обращал. Единственно, что за ранним часом нельзя было попасть внутрь Андреевских палат.
А обитель красива. Символично сливаясь с небом синеют купола Боголюбского монастыря Рождества Богородицы, а под сводами стен уцелевшей башни древнего замка гуляет эхо славных деяний великого князя Андрея Боголюбского.
Частично сохранились в Боголюбове земляные валы, рвы и части стен от былых укреплений. Все это делает экскурсию по монастырю насыщенной, интересной и действительно погружает в глубокое прошлое.
От Боголюбского монастыря отправимся к другой постройке времен князя Андрея и также помнящей Русь до монгольского нашествия. Постройке, что по праву считается самым совершенным храмом, созданным на Руси.
Как я уже говорил выше к Покровской церкви уводит пешеходная дорога через живописный Боголюбоский луг. От перехода над ж/д путями идти чуть более 1 километра, а с самого моста открываются панорамные виды на монастырский комплекс
и заливные луга
В весенний паводок, когда высокая вода широко и вольно разливается по полю, Покровская церковь приобретает особое очарование, становясь местом притяжения фотографов и художников всех мастей, что ничуть неудивительно. И так примечательный своей строгой и изящной архитектурой храм в окружении воды становится лишь краше. Посмотрите, в сети есть полно фотографий такого периода и это действительно красиво. Наш визит пришелся на одни из майских праздников, весна в тот год выдалась ранней и теплой и основной поток воды уже сошел на нет.
Но даже остатки разлива выглядят весьма живописно. Мощеная дорожка периодически ныряет в воду, а на «другом берегу» словно овеянный легендами Град-Китеж, вырастает Покровский Храм
Церковь на Нерли появилась одновременно с княжескими палатами Андрея Боголюбского в период с 1158-1165 гг. и вошла в его обширную «программу» белокаменных построек. Место было выбрано чуть дальше от дворца, при впадении Нерли в Клязьму и выбрано не случайно. Это сейчас устье реки сместилось южнее, а во время Андрея именно здесь находилось пересечение торговых речных путей
Именно здесь прибывающие корабли поворачивали к резиденции князя, попутно любуясь на панораму Боголюбского дворца и Владимира. Тонкий ход, призванный лишний раз показать величие и силу княжества.
Храм стал речными воротами во Владимирскую землю, ее парадным входом. А таковой вход должен был и выглядеть соответствующе своему статусу. Приглашенные князем «из всех земель мастеры» взялись за дело. Учитывая географию строительства в заливной пойме, задача была не из простых, храм могло подтопить. Чтобы обезопасить церковь, на фундаменте были возведены четырехметровые стены, засыпанные землей. Получившийся холм облицевали плитами и уже на нем воцарился белокаменный Покровский храм
Талант зодчих оказался уникален, в процессе стройки сформировалась более усложненная композиция, церковь стала выглядеть стройней, а на фасадах появились искусные белокаменные рельефы. Практически в таком виде она сохранилась и до нашего времени
К сожалению, полностью утрачена внутренняя роспись храма, а вот некоторые резные рельефы наружных стен остались в первоначальном виде.
Центром композиции фасада является восседающий на троне царь Давид благословляющий правой рукой и с псалтырем в левой. Рядом разместились львы, как символ местных князей, и птицы, как символ кротости и Святого Духа. Женские лица вероятнее всего символизируют Богородицу, ведь, по мнению историков, именно ей было первое посвящение Храма
Располагались на территории и другие храмовые постройки более позднего периода. В середине 19 века была построена колокольня, а к концу того же века и теплая церковь Трех Святителей. К слову, в 1784 году из-за низкой доходности Покровский храм чуть было не разобрали на строительный материал, но, к счастью, начать работы не хватило средств и церковь осталось на своем месте. Пережила она и послереволюционные годы, оказавшись под защитой Владимирской коллегии по делам музеев, что не может не радовать, ведь это действительно уникальный памятник домонгольской Руси времен расцвета Владимирского княжества.
Весьма странно, но до середины 19 века Храм Покрова на Нерли был почти неизвестен историкам, его изучение началось лишь с 1858 года. Массовый туризм стал процветать к концу прошлого века, и по сей день весь Боголюбовской комплекс пользуется у путешественников огромной популярностью, входя в почти все программы маршрута «Золотого кольца».
Порекомендую к посещению его и я. Впереди длинные майские выходные и есть отличная возможность не только «сменить декорации», прикоснуться к истории, уходящей корнями в глубокое прошлое, но и насладиться живописными видами. Только посмотрите, как гармонично сочетаются простые, но вместе с тем изысканные черты храма, с окружающим пейзажем, прекрасно дополняя друг друга.
Покровский храм был создан парадным украшением Владимирской земли, призванным восхитить приезжающих красотой своих форм. Остается он таковым и сейчас.
Летели столетия, вырастали и рассыпались прахом вековые деревья, реки меняли свои русла, шли по земле войны, менялись цари и эпохи, ветер обдувал крепкие стены, лили дожди, но Покровский храм все стоял на своем месте, стоял взметнувшись белокаменной свечой к вечному небу, стоял как символ, стоит таковым и поныне. И хочется верить, что простоит еще не один век.
Начав знакомство с белокаменным зодчеством в Боголюбове, продолжим его во Владимире - уникальности и красоты там не меньше.
Всем ровных дорог и самых ярких впечатлений.