В конце 1990-х годов, под руководством легендарного конструктора Берта Рутана, компания Scaled Composites приступила к созданию самолёта, который должен был кардинально изменить представление о высотных платформах. Model 281 Proteus был задуман как исследовательский аппарат и коммерчески жизнеспособная стратосферная телекоммуникационная станция. Идея заключалась в том, чтобы на постоянной основе разместить на высоте свыше 19 километров летательный аппарат, способный обеспечивать широкополосный интернет и телекоммуникационные услуги над крупными мегаполисами, конкурируя с орбитальными спутниками по стоимости и превосходя их по задержкам сигнала.
Для реализации этого действительно инновационного и амбициозного замысла потребовалась радикальная аэродинамическая схема. Рутан выбрал тандемную компоновку крыльев - переднее крыло размахом 23,65 метра и заднее, более крупное, с размахом 28 метров. Такая конструкция обеспечивала исключительную аэродинамическую эффективность и несущую способность при минимальном весе.
Фюзеляж Proteus выполнен из цельнокомпозитного графито-эпоксидного материала, что было передовым решением для своего времени. Самолёт рассчитан на экипаж из двух пилотов, размещённых в герметичной кабине. Но этот вариант актуален только для этапа прототипирования. Конечная архитектура предусматривает возможность «опционального пилотирования» - полёты могут осуществляться как в полностью автономном режиме, так и под управлением с наземной станции.
Первый полёт состоялся 26 июля 1998 года на аэродроме Мохаве. За штурвалами находились главный лётчик-испытатель Scaled Composites Майк Мелвилл и Питер Зиболт. Уже через несколько месяцев, в июне 1999 года, Proteus совершил трансатлантический перелёт из Бангора (штат Мэн) в Ле-Бурже, чтобы дебютировать на Парижском авиасалоне. В течение недели он ежедневно демонстрировал свои возможности, подтверждая статус революционной платформы для телекоммуникаций.
Технические параметры и рекордные достижения
Proteus представляет собой уникальное сочетание характеристик, редко встречающихся в одном летательном аппарате. Его технические данные, зафиксированные в справочнике «Jane’s All the World’s Aircraft 2003—2004», выглядят следующим образом:
- Длина: 17,17 м
- Размах крыла: 28 м
- Высота: 5,38 м
- Площадь крыла: 27,92 м²
- Масса пустого: 2658 кг
- Максимальная взлётная масса: 5670 кг
- Двигатели: 2 × Williams FJ44-2, тягой по 10,2 кН
- Максимальная скорость: 504 км/ч
- Крейсерская скорость: 352 км/ч на высоте 6000 м
- Практический потолок: 19 000 м
- Скороподъёмность: 17 м/с
Однако эти сухие цифры не передают главного - способности Proteus находиться в заданной точке на высоте более 19 800 метров в течение 18 часов и более. Именно эта выносливость и высотность, с перспективой постепенного увеличения этих характеристик, стали основой для установления мировых рекордов.
В октябре 2000 года в ходе серии полётов над пустыней Мохаве Proteus установил три официальных мировых рекорда ФАИ в классе C1-e (самолёты массой 3000–6000 кг с турбореактивными двигателями). Пилотируемый Майком Мелвиллом и Робертом Вальдмиллером, одетыми в скафандры, предоставленные NASA Dryden, самолёт достиг следующих результатов:
- Абсолютная высота: 19 277 м (25 октября 2000 г.)
- Высота в горизонтальном полёте: 19 015 м (25 октября 2000 г.)
- Высота с полезной нагрузкой 1000 кг: 17 067 м (27 октября 2000 г.)
Эти достижения подтвердили расчётные характеристики и продемонстрировали огромный потенциал Proteus как исследовательской и общеполезной платформы. Его успех был признан на самом высоком уровне: в декабре 1998 года журнал Time включил Proteus в список «100 лучших технических прорывов года».
Научные миссии и наследие в аэрокосмической отрасли
Несмотря на то, что коммерческий проект HALO так и не вышел на рынок, Proteus нашёл своё истинное призвание в науке. Компания Scaled Composites, а позже её материнская структура Northrop Grumman, активно продвигали самолёт в качестве универсальной платформы для исследований в стратосфере.
Proteus сыграл косвенную роль в истории космонавтики. Аэродинамическая схема крыла была адаптирована для создания самолёта-носителя White Knight - первой ступени системы Scaled Composites Tier One, которая в 2004 году вывела SpaceShipOne в космос и выиграла Ansari X Prize. Второе его предназначение - сверхточная съёмка земной поверхности, недоступная даже самым современным спутникам с орбиты.
На протяжении более чем двух десятилетий Proteus продолжает эксплуатироваться, выполняя миссии для NASA и других исследовательских организаций. К настоящему времени на его счету более 4000 лётных часов. Его наследие - доказательство концепции, что высотные платформы могут быть гибкими, эффективными и многоцелевыми инструментами для науки, связи и наблюдения, оставаясь на грани между атмосферой и космосом.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Подписывайтесь и на телеграмм канал https://t.me/CulturniyCod. Как только там наберётся минимальная активность (всего 10 подписчиков), там ежедневно будут выходить короткие посты, связанные с историей, техникой и наукой!
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.