Бегство Иакова с семьей из дома Лавана является прообразом Исхода из Египта.
Так же, как в свое время Авраам, двенадцать будущих колен Израилевых переселились сначала из Месопотамии (Книга Бытие 12:1−9), а затем вышли в обетованную землю с огромным богатством из египетского рабства (Книга Исход12:10−20). Так же, как и в будущем Исходе из Египта израильтяне лишили своего врага богатства и его идолов, враги их преследовали и настигли, однако они спаслись благодаря Божественному вмешательству.
В стихах 20-21 говорится, что Иаков, не известив Лавана, ушел от него со всем, что у него было, т. е. с его дочерьми и внуками и с его терафимами. Вот почему Лаван погнался за Иаковом.
22. На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел.
23. Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад.
24. И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. (Книга Бытие 31:22-24)
После семидневной погони Лаван настиг Иакова на горе Галаад (восточнее р. Иордан). Но ночью во сне явился Лавану Бог и предупредил его, чтобы остерегся причинить Иакову зло и не использовать ничего («ни доброго, ни худого»), чтобы вернуть Иакова обратно.
Если бы не это решительное вмешательство Господа, Иаков мог бы вернуться домой ни с чем.
«Ограждая неприкосновенность своего избранника, Бог является во сне язычнику Лавану чтобы предостеречь его от насилий Иакову, как ранее являлся Авимелеху ради Авраама (Бытие 20:3). Бог называется здесь общим именем Elohim, а не так как описано Его явление Аврааму – Яхве.» Лопухин А.П.
Еврейские комментаторы усматривает различие этих богоявлений в том, что первый вариант относится к области общего Провидения Божия, заботе о сотворенном мире, а второй — говорит о Яхве – Господе, Боге спасения
27. Зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? Я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; (Книга Бытие 31:27)
«тимпан» — род бубна, гусли - kinnor — струнный инструмент, вид арфы.
28. ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал. (Книга Бытие 31:28)
Лабан пытается представить Иакова изменником, который нечестно покинул свою службу. Лаван хотел, чтобы все думали, что он намеревался отпустить всех с всевозможными почестями: «с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями».
«Ревекка была отправлена из этой же семьи более 120 лет назад с молитвами и благословениями (Бытие 24:60). Это говорит об упадке религиозности семьи.» Мэтью Генри.
Иаков сначала с кротостью отвечает на упрек Лавана, объясняя, что он опасался, как бы Лаван не оставил при себе жен Иакова с детьми, как ранее лишал его законной награды.
На второе же обвинение — в похищении терафимов — Иаков отвечает предложением произвести в его стане поголовный обыск, при свидетелях из числа спутников Лавана. При этом на случай, если бы терафимы нашлись в стане Иакова, то он произносит — по праву патриарха и главы семьи заклятие на виновного. Иаков, не подозревая о том, что именно Рахиль похитила домашних идолов, приговорил к смерти свою любимую жену (стих 32).
Младшая дочь обманула своего отца, как в главе 27 младший сын Иаков обманул Исаака. ,Бог допускает хитрость, но не воровство.
Рахиль обманула отца (стихи 33-35). Лавану не могло прийти в голову, что женщина решится так осквернить домашних богов – сев на них, когда у нее, по ее словам, было "обыкновенное женское".
Когда обыск Лавана не привел ни к чему, Иаков высказывает наполняющие его чувства. Он ответил Лавану, что подозрения в краже оказались необоснованными, и что Лаван обходился с ним несправедливо все эти двадцать лет, несмотря на то, что Иаков служил верой и правдой. Иаков перечисляет все тяготы, которые выпали на его долю в доме Лавана на протяжении двадцати лет пастушеского служения: материальные потери, жар и стужу, бессонные ночи.
42. Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера .(Книга Бытие 31:42)
Страх Исаака означает, что Исаак боялся Бога, в Которого верил. Этот Бог не покидал и Иакова; Он видел бедствие Иакова и его труд и вступился за него.
Получив такой отпор и, ранее, предупреждение Бога, Лаван предлагает заключить союз. Это был скорее договор о ненападении.
46. И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме. (Книга Бытие 31:46)
При аналогичном случае из жизни Исаака — при союзе с Авимелехом (Бытие 26: 30-31)— договор не сопровождался установлением знаков, а только совместной трапезой.
47. И назвал его Лаван: Иегар‐Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом. (Книга Бытие 31:47)
Иегар-Сагадуфа… Галаад…. Эти два слова на арамейском и на иврите означают «груда, гора свидетелей».
49. также: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга. (Книга Бытие 31:49)
Мицпа слово означает «сторожевая башня».
Условиями, оговоренными в соглашении, были: Иаков не станет плохо обращаться с дочерьми Лавана и не будет брать других жен (стих 50), и впредь они будут держаться на расстоянии и не будут претендовать на территории друг друга (стих 52).
Этот союз не являлся дружеским соглашением. Они не доверяли друг другу и просили Бога, чтобы Он за ними присматривал, не давая обманывать.
51. И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою. (Книга Бытие 31:51)
Однако заключение этого союза означало и закрепление разрыва между Израилем и племенами Востока. Согласно договору, граница между ними пролегала по гористой стране Галаад. Все это важно было и для последующих израильско-арамейских отношений (Лаван был арамеянином, сирийцем: Бытие 25:20).
53. Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака. (Книга Бытие 31:53)
Из Книги Иисуса Навина 24:2 мы знаем, что Фарра, отец Авраама и Нахора, поклонялся чужим богам, а не Богу Авраама, Исаака и Иакова. Лаван отличает Бога Авраамова от Бога Нахорова. Он представляет себе их как два отдельных божества или ангелов двух домов, а под именем Бога их отца – Бога верховного над обоими этими божествами.
Иаков не мог присоединиться к такой языческой клятве Лавана. Он не поступается истиной даже ради примирения и не клянется суеверно или бездумно, а призывает «страх Исаака» (т.е. «страшный Бог Исаака»), обращаясь к истинному Богу.
55. И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место. (Книга Бытие 31:55)
возвратился Лаван в свое место - еврейские комментаторы истолковывают как «к идолам своим»
В этой главе мы читаем, что Бог явился во сне как Иакову (стих 3), так и Лавану (стих 24) - с тем, чтобы разделить их – как символ будущего отделения народа Божьего от остальных народов.
Записанные здесь события имели впоследствии большое значение для Израиля, так как убеждали его в том, что Бог освободит его и станет защищать, когда возвратит из Египта в Обетованную землю, чтобы изгнать врагов из пределов земли, принадлежащей Его народу.