Борис Аршинцев был одним из наиболее успешных советских военачальников. В 1941 году его дивизия держала оборону под Вязьмой и стала одним из немногих соединений, которым удалось избежать окружения и организованно отступить. В 1942 году Аршинцев отличился при обороне Краснодара и Туапсе, успешно сдерживая атаки численно превосходящих сил врага. В ноябре 1943 года его дивизия высадилась в штормовую погоду под Керчью и закрепилась на плацдарме. В сегодняшнем материале расскажем подробнее о судьбе Бориса Аршинцева. Вы узнаете, как он планировал операции и за что он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Становление полководца
Борис родился 10 августа 1903 года в Грозном в семье рабочего-плотника. В 1920 году был призван в ряды Красной Армии и зачислен на пехотные курсы. После выпуска в звании командиром взвода, участвовал в боевых действиях против вооруженных формирований на Северном Кавказе в 1922 году. В межвоенный период продолжил службу, в 1938 году окончил академию, участвовал в конфликте с японцами на Дальнем Востоке в 1938-1939 годы. Великую Отечественную встретил преподавателем на кафедре службы штабов Военной академии РККА имени Фрунзе.
Советское руководство с первых дней боевых действий начало формирование новых воинских частей, комплектуя их командный состав в первую очередь преподавателями высших военных учебных заведений. В июле 1941 года Борис Аршинцев был назначен начальником штаба 211-й стрелковой дивизии, создававшейся в подмосковном городе Загорск (с 1991 года Сергиев Посад). В сентябре она отправилась на фронт и заняла позиции в районе Вязьмы. На этом участке в октябре 1941 года немцы провели стратегическую наступательную операцию с целью захвата Москвы. В ходе боев под Вязьмой в окружение попали крупные советские силы.
Дивизия Аршинцева была одним из немногих соединений РККА, которым удалось избежать разгрома под Вязьмой. 211-я стрелковая с боями отошла к оборонительной линии в районе Малоярославца.
Герой обороны Краснодара и Туапсе
В декабре 1941 года полковник был направлен на южный участок фронта, где отличился при обороне Краснодара. В конце июля 1942 года враг вышел к городу и начал атаковать с применением пехоты и танков. Борис Никитович к тому моменту командовал 30-й стрелковой дивизией. 22 июля его соединение отбило семь штурмов численно превосходящего противника — немцам не помогло даже массированное применение авиации.
Во время сражения Аршинцев поддерживал постоянную связь с подразделениями и оперативно укреплял трудные участки. Так, в тот день от отразил фланговую атаку немцев за счет использования заранее подготовленного противотанкового резерва, в который вошли даже отряды собак-истребителей танков. Немцы потеряли несколько десятков боевых машин и вынуждены были отойти. В итоге противник осознал, что прорвать позиции Аршинцева у него не выйдет, и перенес удар на соседний участок фронта. Уже на следующий день 30-я дивизия оказалась в полукольце — враг прорвал оборону соседних дивизий и рассчитывал окружить силы Аршинцева.
Полковник успел выйти из-под удара и отступил на новый рубеж обороны с минимальными потерями. Сам комдив выходил из полуокружения одним из последних, чтобы поддержать высокий боевой дух у своих солдат. В августе его дивизия отличилась при обороне пригородов Краснодара. В районе станицы Пашковская Аршинцеву удалось на несколько суток задержать немецкое наступление и организованно отойти за реку Кубань. Борис Никитович Аршинцев за бои лета 1942 года был награжден орденом Красного Знамени.
В дальнейшем Борис Аршинцев проявил себя в тяжелых оборонительных боях осени 1942 года на Туапсинском направлении. Его соединение удержалось на подступах к городу и черноморскому побережью, за это 30-я стрелковая дивизия была преобразована в 55-ю гвардейскую. Аршинцев же повышен в звании до гвардии генерал-майора. В 1943 году он участвовал в освобождении Кубани, выбивал немцев из Краснодара и многих станиц. В ноябре 1943 года, когда Красная Армия полностью освободила Краснодарский край и начала операцию по высадке в Крыму.
Высадка на Керченский плацдарм и последний бой
В десанте на полуостров должны были участвовать и подразделения Аршинцева. Гвардии генерал-майор уделил большие внимание подготовке передовых отрядов и обеспечил их всем необходимым. Высадка началась в ночь на 3 ноября, когда на море бушевал шторм. Несмотря на погодные условия и сильный обстрел врага, гвардейцы успешно закрепились в районе населенного пункта Опасная. Аршинцев лично переправился на плацдарм и обеспечил его дальнейшее расширение. За два дня боев его дивизия продвинулась вперед на 12 километров и нанесла существенный урон врагу.
Аршинцев смог закрепиться на плацдарме у Керчи и выполнил задачу командования. За успешное проведение операции гвардии генерал-майор был повышен в должности и представлен к званию Героя Советского Союза, но получить высокую награду он не успел. 15 января 1944 года Борис Никитович Аршинцев вновь находился на передовом наблюдательном пункте, чтобы поддерживать устойчивую связь с войсками и лично наблюдать за полем боя. В ходе сражения немцы прямым попаданием снаряда поразили его блиндаж — гвардии генерал-майор погиб. Он был удостоен звания Героя Советского Союза уже посмертно.
До наших дней сохранилась часть личных вещей талантливого генерала: бинокль, машинка для скручивания папирос и наручные часы. Увидеть их можно в новой масштабной экспозиции Музея Победы «Путь к Победе». Экспонаты переданы нам до конца октября 2025 года из собрания Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.
Напоминаем, что каждый может присоединиться к созданию экспозиции. Передайте в Музей Победы семейные реликвии — фотографии, документы, личные вещи ваших родственников-фронтовиков. Они займут достойное место на выставке, а подвиг вашего предка станет частью нашего общего исторического наследия.
#МузейПобеды #Путь_к_Победе