Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Волчьи стаи" снова востребованы /1/ Накал подводной войны усиливается

Первая мировая война продемонстрировала возросшие возможности подводных лодок, причем выявились важные приоритетные цели, которыми стали не боевые корабли, транспортные суда. Не удивительно, что в годы Второй мировой этот опыт борьбы с мировым судоходством был "творчески развит" и мастерски "тиражирован". Об этом здесь и скажем пару слов.

После успехов первых лет, ближе к концу Первой Мировой войны немецкие подводники стали ощущать снижающуюся эффективность использования одиночных субмарин.

Крупные трансатлантические конвои шли, хорошо прикрытые кораблями охранения, а в остальных случаях океан чаще всего оста­вался пустынным. «Первой ласточкой», показывающей, куда идет подводная война, стала атака в 1918 году лайнера «Юстиция» (читать ЗДЕСЬ). Еще задолго до новой мировой войны известный английский морской историк Х.Вильсон в своем труде "Линкоры в бою" ("Battleships in action") по поводу атаки "Юстиции" отметил ряд моментов.

Он писал: «Это был исклю­чительный случай, но он выдвигает вопрос о том, что могло бы случит­ся, если бы подлодки сосредоточивались группами для нападения на важные конвои. Попытка такого сосредоточения была сделана в мае 1918 года у входа в Канал, но успеха не имела. По-видимому, командиры германских лодок находили, что дейстуя сообща, они подвергаются опасности атаки подводными лодками союзников». И в целом Х.Вильсон был прав.
Транспорт "Юстиция"
Транспорт "Юстиция"

По некоторым данным, немецкие подводные лодки в годы Первой мировой войны нанесли Англии удар потрясающей силы, потопив около 65 % ее торгового флота. Воспроизводство торгового флота в тот период составляло только около 10 % от понесённых потерь, соответственно неограниченная подводная война поставила Англию на грань экономической катастрофы. Потери в тоннаже до некоторой степени возмещались новым строительством судов, но оно поглощало материалы и труд, которые были востребованы для других целей.

Потери британцев и в целом союзников в торговом тоннаже (тысячи рег.т) в период с мая 1916 года по январь 1917 года (по данным Х.Вильсона)
Потери британцев и в целом союзников в торговом тоннаже (тысячи рег.т) в период с мая 1916 года по январь 1917 года (по данным Х.Вильсона)
Британское Адмиралтейство вынуждено было признать: «Из всех задач, стоящих перед Адмиралтейством, наиболее грозной и наиболее трудной является проблема, связанная с нападением лодок на торговые суда. Никаких мер против этой формы войны ещё не найдено и, быть может, не будет найдено».
Еще одна цель уничтожена
Еще одна цель уничтожена

Для таких слов были основания, с 1 февраля 1918 года германские подводные лодки перешли к уничтожению всех встреченных судов, тем самым продемонстрировав тактику "неограниченной подводной войны". Германский морской генеральный штаб, как пишет Х.Вильсон, в своей записке от 12 февраля 1918 года заявил, что "неограниченная подводная война заставит противника заключить с Германией мир на позже, чем через 6 месяцев". И неудивительно, что с началом беспощадного потопления всех судов война на море вступила в критическую фазу. Все тот же Вильсон пишет, что "...была поставлена на карту жизнь иди смерть британской нации". И у него были основания так утверждать.

Потери британцев и в целом союзников в торговом тоннаже (тысячи рег.т) за 1917 год (по данным Х.Вильсона)
Потери британцев и в целом союзников в торговом тоннаже (тысячи рег.т) за 1917 год (по данным Х.Вильсона)

Неудивительно, что в межвоенные годы вопрос о тактике субмарин не остался без внимания, даже не смотря на ограничения для немецкого флота. О тактике одновременной атаки конвоя большим количеством субмарин размышляли в межвоенное время представители немецкого флота (Редер, Дениц, Ридель и другие) и не только.

Для справки: в 1939 году в Германии была опубликована монография Деница, в которой он выступал за ведение "корсарской войны" против торгового флота противника силами подводных лодок, рекомендуя их командирам атаковать цели преимущественно ночью из надводного положение.

Англичане, очень обеспокоенные успехами немецких подводников в Первой Мировой войне, создали специальный комитет "Комитет по исследованию обнаружения подводных лодок" ("Ann Submarin Detection Investigation Comitee"), главной задачей которого был поиск возможных путей борьбы с подводными лодками. Результатом работы комитета стала разработка гидролокатора, обозначенного по первым буквам названия комитета "ASDIC", или просто АСДИК. Хотя справедливости ради нельзя не отметить, что активный гидролокатор, затем получивший обозначение «Асдик» в его первоначальной примитивной форме был изобретён еще в конце Первой мировой войне К.Шиловским и П.Ланжевеном. Но как часто бывает британцам удалось данную идею довести до технической реализации, причем настолько широко данное техни­ческое достижение широко рекламировалось в мире, как конец эры подводных лодок. В это верили очень серьезно, не удивительно, например, что французы (приобретя у К.Шиловского лицензию на ультразвуковую аппаратуру), реализуя свою вторую кораблестроительную программу (1932-1943 годы), рассчитывали свои лодки, как и раньше на глубину погружения 80 метров, считая это вполне достаточным.

спуск на воду подводной лодки U-57 типа IIC, сетябрь 1938 года
спуск на воду подводной лодки U-57 типа IIC, сетябрь 1938 года

Немцы также опробовали свой гидролокатор – «прибор S» (S-Gerät) и установили, что он не способен обнаружить лодки на поверхности или очень глубоко под водой. Поэтому немецкие лодки рассчитывали рабочую глубину погружения 100 метров (гарантия верфи), предельной считалась 250 метров, а фактическая оказалась 280 метров. При этом самая массовая лодка VII С/41 получила частично еще более толстый прочный корпус - не 18,5, а 22 мм. Это позволило уходить под воду, быстро набирая воду в цистерны, не боясь «проскочить» предельную глубину.

Для справки: «S-Gerät» (Seetüchtiges Gerät) - немецкий гидролокатор (сонар), разработанный фирмой «GEMA» в 1938 году. Считался аналогом британского "Asdic" и предназначался для обнаружения подводных целей. Система работала на частоте 10-15 кГц, имела дальность действия в сотни метров и могла определять направление и расстояние до объектов с высокой точностью.

Скорость подводных лодок под водой со времени Первой Мировой войны оставалась в пределах 7-9 узлов. Как правило, конвои шел быстрее, поэтому догнать и атаковать с кормы транспорты субмаринам было затруднительно, а с носовых углов их поджидали корабли охранения, создавая полосу непрерывного гидроакустического наблюдения. Все в теории выглядело весьма хорошо, но на практике получилось несколько иначе.

Спуск на воду U-69 типа VIIC, март 1940 года
Спуск на воду U-69 типа VIIC, март 1940 года

С началом войны, с сентября 1939 года немецкие подводные лодки действовали поодиночке и достигли значительных успехов, однако уже в октябре 1939 года союзники установили систему конвоирования торговых судов. Такое решение в свою очередь вызвало "ответную реакцию" и Дениц решил воспользоваться "домашней заготовкой" - тактикой "волчьих стай", которую можно охарактеризовать как тактику координированного поиска и уничтожения цели.

Неожиданно для союзников немцы перешли к ночным атакам из надводного положения: Всемогущий АСДИК оказался бессилен, а за счет высокой надводной скорости лодки обгоняли конвой и выходили в атаку с разных сторон снова и снова. Причем первая лодка, заме­тившая конвой, передавала информацию о нем в штаб-квартиру, а оттуда ее транслировали лодкам в море, наводя на добычу. Позднее ввели правило, что первая лодка вообще не имеет права атаковать конвой, пока не подошли другие лодки.

Тактика "Волчьей стаи", как она стала называться, впервые опробована еще осенью 1939 года и вначале не дала высокий результат, скорее наоборот. Пришлось корректировать разработанную тактику (как было указано выше) и отрабатывать ее в Атлантике, после чего результат стал более значимым.

Капитан-лейтенант Г.Прин
Капитан-лейтенант Г.Прин

После оккупации французских портов и оборудования баз подводных лодок в Лорьяне и Сен-Назере осенью 1940 года перед немецкими подводными лодками открылись новые возможности, которые немецкое командование решило использовать максимально. В море в тот момент оказались почти все лучшие подводники ВМС Германии - Гюнтер Прин (U-47), Иоахим Шепке (U-100), Отто Кречмер (U-99), Генрих Блейхродт (U-48) и другие. Все они давно вошли в клуб «Сто тысяч», то есть потопили каждый суда тоннажем более 100 000 брт. К тому же осенние шторма затрудняли действия кораблей охранения, большинство из которых были малого тоннажа.

«Первый звонок» о благоприятной ситуации "прозвучал" в конце августа-сентябре 1940 года. Немецкая «Б-динст» (дешифровальная служба) своевременно «сломала» английский морской код и заранее определила место встречи конвоя SC-2 (53 судна, по другим данным -54), идущего из Северной Америки с кораблями охранения следующими из Англии. В то время из-за острого недостатка современных кораблей эскорта океанского класса конвой SC-2 (так называемый 7-узловой конвой) шел под прикрытием 1-2 вспомогательных крейсеров, а на подходах к месту назначения встречался в море с боевыми кораблями, которые проводив конвой, например, из Англии, поджидали конвой в Англию. Знание точки встречи давало возможность провести атаку фактически не по конвою, а по совместно идущей группе транспортных судов.

Подводная лодк U-47, модель
Подводная лодк U-47, модель

Четыре подводные лодки (U-47,U-28, U-65, U-101) получили необходимые координаты по радио и «рванули на охоту». Погода сильно усложняла действия немецких субмарин, на море восьмибальный ветер, сильное волнение, дождь, темнота, не все подводные лодки вышли на цель, а главное - не смогли это сделать одновременно. 6 сентября 1940 года U-65 заметила конвой и уведомила штаб и другие субмарины, однако сама не смогла атаковать из-за сильного волнения. Подводная лодка U-101 вообще отказалась от атак и вышла из погони из-за проблем с двигателем, U-28 еще двигалась к точке рандеву, и атаку произвела только U-47.

Немецкая подводная лодка U-28
Немецкая подводная лодка U-28

Рано утром 7 сентября 1940 года U-47 провела серию атак и потопила три судна: грузовые суда «Нептуниан» , «Хосе де Ларринага» и норвежское судно «Гро». В тот же день конвой наконец то встретил свои корабли эскорта (2 эсминца, шлюп, корвет, 2 траулера), которые взяли транспорта "под свое крыло", что снизило общий уровень опасности, но не ликвидировало ее полностью. В ночь с 8 на 9 сентября U-47 потопила еще одно судно (греческий "Посейдон"), а наконец-то подошедшая U-28 утром 9 сентября смогла отправить на дно еще одного "грека" - грузовое судно "Марданиан".

Таким образом, в этой атаке на конвой особенно отличилась U-47, которая с 2 по 9 сентября потопила 6 больших транспортов (всего 35000 брт), в том числе 5 - из конвоя SC-2, но израсходовала все торпеды, кроме одной. Именно Г.Прину был отдан приказ держаться в море в районе примерно 600 миль от западного побережья Англии и дважды в сутки передавать метеосводку. Данные о состоянии атмосферы требовались для составления прогнозов погоды, обеспечивавших налеты авиации на Англию. Кстати после этих атак, конвой SC-2 благополучно достиг порта назначения, потеряв всего пять судов.

Немецкая подводная лодка U-47
Немецкая подводная лодка U-47

Именно этот случай считается первым успешным применением тактики "волчьей стаи", когда общее управление субмаринами осуществляется не одним из командиров подводных лодок в море, а из берегового центра. Такой успех требовал "закрепления" и вскоре удача дала такой шанс, причем и на этот раз свою роль сыграл все тот же Гюнтер Прин.

20 сентября 1940 года неожиданно подводная лодка U-47, на которой Г.Прин уже несколько дней "трудился" над составлением метеосводок, обнаружила конвой НХ-72 (41 (40?) судно, Нью-Йорк – Галифакс). Лодка по распоряжению Деница "бросила" службу погоды и стала следить за конвоем. А что еще мог сделать Прин имея одну торпеду? Но по ее сообщениям из штаба подводных сил поступила команда близлежащим лодкам идти к рубежу перехвата. По расчету к месту встречи успевали несколько субмарин: U-32, U-46, U-48, U-52, U-99, U-100. Они уже не первый день находились в море и имели неполный запас торпед. Первые лодки подошли к конвою в ночь с 21 на 22 сентября и бросились в атаку с разных направлений.

Примерный район атаки конвоя НХ-72
Примерный район атаки конвоя НХ-72

Капитан-лейтенант Блейхродт с U-48 (в наличии две торпеды) первым атаковал конвой, выстре­лил все, что смог, и потопил 21 сентября 1940 года теплоход «Блайрандус» («Blairandus», 4409 брт) и повредил «Бромпарк» («Broompark», 5136 брт) – этот транспорт добила U-552, но почти через два года, 25 июля 1942 года.

Немецкая подводная лодка U-48
Немецкая подводная лодка U-48

Командир U-99, лучший подводник Германии капитан-лейтенант Отто Кречмер атаковал вторым, выстре­лил 21 сентября три торпеды и потопил большой танкер «Инвершеннон» («Invershannon», 9154 брт), пароход «Барон Блитсвуд» («Baron Blytswood», 3668 брт) и поврежденный ранее U-47 «Элмбанк» (5156 брт).

В ночь на 22 сентября отличился Шепке на U-100, который за четыре часа потопил семь судов, включая танкеры "Ториния" и "Фредерик С.Фэйлс" вместимостью по 10000 т каждый. К трофеям Шепке были записаны - "Канонеса" (8286 брт), "Далкэрн"(4608 брт), "Эмпайр эйрмэн" (6586 брт), "Шолар" (3940 брт), "Симла" (6031 брт).

Обер-лейтенант цур зее Йениш на U-32 торпедировал 22 сентября транспорт «Коллегиан» («Collegian», 7886 брт), который справочник Ю.Ровера также относит к судам конвоя HX-72.

Немецкая подводная лодка U-32
Немецкая подводная лодка U-32
Для справки: буквально через несколько дней после удара по конвою HX-72 Йениш почти догнал Шепке: 25 сентября его U-32 потопила транспорт «Мабритон» («Mabriton», 6694 брт), 26 сентября – повредил «Корриентес» («Corrientes», 6837 брт), который двумя днями позже добила U-37 (торпедой и артиллерийским огнем), и потопил «Танкред» («Tancred», 6094 6рт) и «Даркоила» («Darcoila», 4084 брт), еще через два дня – «Эмпайр Оцелот» («Empire Ofcelot», 5759 брт) и в завершение, 29-го числа – «Басса» («Bassa», 5267 брт); все английские, кроме норвежца «Танкред». Всего (с учетом НХ-72) – шесть потопил и одно судно повредил. Причем так повезло не только Йенишу.

Всего конвой НХ 72 потерял из своего состава 12 судов (некоторые источники называют число 11, не учитывая победу Йениша).

Удалось отличиться даже Прину со своей одной торпедой. 21 сентября капитан-лейтенант Прин своей последней торпедой повредил английский пароход «Элмбанк» («Elmbank»), который в тот же день добит артиллерийским огнем U-99. Но были в этой группе и "неудачники". Так, командир U-46 капитан-лейтенант Эндрасс только 26 сентября смог отличиться и потопил "шведа" «Силайн» («Siljan», 3058 брт). А вот подводная лодка U-52 (капитан-лейтенант Отто Залман) так и не успела к месту атаки.

Немецкая подводная лодка U-100
Немецкая подводная лодка U-100

Как показала эта атака, слабость и дезорганизованность обороны конвоя приводила к тому, что мно­гие суда уходили от конвоя и шли на свой страх и риск, что приводило к гибели одиночных судов. В Журнале боевых действий штаба подводных сил Кригсмарине было записано, что последние двое суток подтвердили правильность разрабо­танных еще в мирное время принципов использования радио в условиях соприкосновения с противником и групповых действий подлодок против конвоев. Отмечалось так же, что успех мог бы быть больше, если бы субмарины имели на борту полный запас торпед. Всего в сентябре 1940 года не­мецкие подводники потопили 59 судов, причем большинство - у побере­жья Ирландии, и более 70 % из них шло в составе конвоев.

Капитан -лейтенант Й.Шепке
Капитан -лейтенант Й.Шепке

В октябре положение для союзников еще более ухудшилось. Особенно тяжелыми выдались походы конвоев SC-7 и НХ-79, которые фактически оказались разгромленными. Первый потерял потопленными 21 судно, второй - 11, то есть 32 единицы из 83, входивших в конвои, или почти 40 %. Потери в октябре 1940 года достигли максимума за все 13 месяцев подводной войны - 63 судна в месяц (352,4 тысяч брт.), из них за две ночи потоплено более 50 % месячной добычи. И для этого были основания - в середине октября 1940 года опять в море собрались почти все лучшие немецкие подводники.

Это очень значимый факт, поскольку по итогам событий штаб немецких подводных сил составил такое резюме: «Не всегда можно ждать успеха, подобного тому, который мы достигли... Однако решающим фактором в достижении успеха всегда является опыт командира».

Достаточно сказать, что все 8 подводников, принявшие уча­стие в атаках конвоев в октябре 1940 года или уже имели, или получили впоследствии «Рыцарский Крест», шесть из них добились «Дубовых листьев» к этой награде, а один - еще и «Скрещенных мечей». Некоторые, как командиры U-99, U-48, воевали с начала войны на «семерках» (лодках типа VII), другие, как командиры U-99 (О.Кречмер), U-100 (Й.Шепке), получили свои новые корабли за боевые успехи на малых лодках типа II.

Немецкая подводная лодка серии VIIB, вероятно U-45
Немецкая подводная лодка серии VIIB, вероятно U-45
Для справки: ТТХ немецких подводных лодок серии VIIB - водоизмещение
(надводное/подводное) - 753/1040 т; размерения 66,5х6,2х4,7 м; ЭУ - 2
дизеля/2 ЭД ПХ, мощность - 2800-3200/750 л.с., запас топлива - 108 т соляра, скорость - 18,2/7,3 узлов; дальность плавания - 8700 (10)/90(4) миль; экипаж - 44-56 человек. Вооружение - 1х1-88-мм/45, 1х1-20-мм/65, 5-533-мм ТА (4 носовых, 1 кормовой), 14 торпед.

И этот опыт не замедлил сказаться на результатах, в частности на атаках немецких подводных лодок 18-19 октября 1940 года против двух конвоев, которые получили собственное название и вошли в историю как «Ночь длинных ножей». Но об этом в следующий раз...

Окончание следует, ссылка - ЗДЕСЬ.

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).