Найти в Дзене
Navygaming Channel

U-boot против "Юстиции"/ Трагедия в трех актах: Акт 1 //UB-64

В годы Второй Мировой войны немецкие "Волчьи стаи" показали свою высокую эффективность, что обеспечивалось как грамотным планированием боевого применения немецких субмарин, так и организацией их взаимодействий, в котором не малую роль играла радиосвязь. Правда, радиосвязь, в свою очередь, иногда бывала причиной обнаружения и гибели подводных лодок - но это уже неизбежное зло, так сказать. В тоже время практика, когда лодка-"разведчик" вела сбор и передачу данных для лодок своей группы ("вол­чьей стаи") и одновременно транслировала ее на берег в штаб под­водных, позволяла оперативно перенацеливать иногда немногочисленные под­водные силы на наиболее выгодные районы, тем самым сосредотачивая их там где нужно. Достаточно очевидный сейчас тактический прием не всегда был так распространен, например, в во время Первой Мировой войны такое управление было еще неосуществимо, но уже тогда с берега передавали лодкам приказы и распоряже­ния. Известны случаи, когда оперативный радиообмен между подво
В годы Второй Мировой войны немецкие "Волчьи стаи" показали свою высокую эффективность, что обеспечивалось как грамотным планированием боевого применения немецких субмарин, так и организацией их взаимодействий, в котором не малую роль играла радиосвязь. Правда, радиосвязь, в свою очередь, иногда бывала причиной обнаружения и гибели подводных лодок - но это уже неизбежное зло, так сказать. В тоже время практика, когда лодка-"разведчик" вела сбор и передачу данных для лодок своей группы ("вол­чьей стаи") и одновременно транслировала ее на берег в штаб под­водных, позволяла оперативно перенацеливать иногда немногочисленные под­водные силы на наиболее выгодные районы, тем самым сосредотачивая их там где нужно. Достаточно очевидный сейчас тактический прием не всегда был так распространен, например, в во время Первой Мировой войны такое управление было еще неосуществимо, но уже тогда с берега передавали лодкам приказы и распоряже­ния. Известны случаи, когда оперативный радиообмен между подводными лодками в море приводил к рассосредоточенному по времени удару по одной цели. Это позволяло наносить серьез­ные потери противнику даже в таких условиях, когда объект атаки был прикрыт очень сильным эскортом. Один из таких случаев привел к потоплению самого большого транспортного судна, погибшего от торпед в Первую Мировую войну - лайнера «Юстиция». Тут можно конечно вспомнить "Лузитанию", но она ведь не была транспортом, формально, )

Перед началом войны голландская судоходная компания «Холланд Америка Лайн» заказала в Англии на верфи «Harland& Wolf» океанский лайнер «Статендам» для регулярных трансатлантических рейсов. Потери транспортных судов странами Антанты вынудили Англию реквизировать «Статендам» и, переименовав его в «Юстиция», использовать как войсковой транспорт для переброски солдат через Атлантику. Как видим, британцы оставались верными себе - "если чего то не хватает, всегда это можно забрать у соседей, союзников или нейтралов".

Пассажирский лайнер "Статендам"
Пассажирский лайнер "Статендам"

Официально громадный лайнер (32 234 брт, 18 узлов, размеры 740x86x43 футов) передан фирме «Уайт Стар Лайн» (не той ли, которой принадлежал "Титаник"?). Летом 1918 года войсковой транспорт вошел в строй и явился очень ценным прибавлением к уже существующему флоту. В июле того же года «Юстиция» после окончательной «доводки» перешла из Ливерпуля в Белфаст, откуда 19 июля в Нью-Йорк в охранении 12 сторожевых кораблей разного класса. Транспорты с «живой силой» всегда охраняли особенно тщательно, а такой громадный - особенно. На борту находилось 600-700 человек экипажа и военного персонала и шел войсковой транспорт за американскими солдатами.

Через несколько часов после выхода, находясь у северо-западного побережья Ирландии в Северном канале, конвой попал в район патрулирования подводной лодки UB-64. Ее командир обер-лейтенант фон Шрадер примерно в 16 час увидел в перископ большой конвой, и среди судов выделялся размерами один - трехтрубный, двухмачтовый, который он вначале принял за бывший германский трансатлантик «Фатерлянд», сходный размерами и силуэтом.

Кстати, было бы интересно посмотреть на действия немецкого подводника, если бы это был на самом деле "Фатерлянд", захваченный в 1917 году американцами и переименованный в "Левиафан". Атаковал бы он бывший немецкий лайнер или нет?
Лайнер "Фатерлянд"
Лайнер "Фатерлянд"

Стремясь не упустить такой «лакомый кусок», Шрадер пошел на сближение и в 16.30, необнаруженный охране­нием, вышел в атаку с дистанции около 300 м. Правда, из-за того, что конвой следовал противолодочным зигзагом, стрелять пришлось не носовым 4-торпедным залпом, а использовать единственный кормовой ТА. Зато этот выстрел получился удачным, торпеда попала в машин­ное отделение. На месте погибло 15 машинистов и третий механик, много котлов вышло из строя сразу, машинное отделение заполни­лось паром, стало затопляться, лайнер сбросил ход, а затем остано­вился. Корабли эскорта бросились в атаку на дерзкого противника и «вы­сыпали» на субмарину 35 глубинных бомб, правда, не достигнув никакого результата, кроме взбаламученной воды. Англичане попали в слож­ное положение, надо было определить повреждения «Юстиции» и ре­шать, что делать дальше, а подлодка оставалась неподалеку.

Через 50 мин, переждав, пока наверху все успокоится, UB-64 всплы­ла в отдалении и командир увидел в перископ стоящий без хода лай­нер, покрытый клубами пара из поврежденных котлов. Корабли эскорта ходили рядом, тщательно осматривая водную по­верхность. Погрузившись, Шрадер начал медленно подкрадываться к лайнеру, стараясь производить как можно меньше шума. Этот при­ем ему удался и примерно через час он занял позицию снова по левому борту лайнера. Интенсивность движения кораблей эскорта не позволяла думать о сближении на минимальную дистанцию, как при первом выстреле; с другой стороны, большое расстояние увеличива­ло риск промаха, поэтому обер-лейтенант решил сделать двухторпедный залп, не прорывая линию охранения.

Транспорт "Юстиция"
Транспорт "Юстиция"

В 18.15 UB-64 выпустила с дистанции 2000 метров две торпеды по "англичанину". Шра­дер не стал ждать результатов залпа, а сразу нырнул, в шуме взры­вов глубинных бомб он успел расслышать только один торпедный взрыв, хотя попали обе торпеды - в середину корпуса и в корму. Однако миноносцы заметили перископ и ринулись в атаку еще до выс­трела, но эта оперативность реагирования не повлияли на эффективность бомбометания. Новые 23 бомбы нанесли только моральный ущерб немецким под­водникам.

А положение с лайнером значительно ухудшилось. Три торпедных попадания в один борт окончательно лишили «Юстицию» спо­собности самостоятельно двигаться, лайнер получил сильный крен и дифферент на корму. Его взяли на буксир и вся процессия медленно двинулась к побережью Ирландии, речь шла уже только о спасении ценнейшего судна.

Подводная лодка UB64
Подводная лодка UB64

В свою очередь UB 64, счастливо пережив почти 60 глубинных бомб, не утратила способности к новым атакам, а ее командир Шрадер не оставил мысли добить поврежденного противника. Через полчаса после второй атаки обер-лейтенант привел свою лодку на перископную глубину и рассмотрел медленно движущийся на букси­ре пароход, все более садящийся на корму. Шрадер увидел, что есть возможность опять выйти в атаку на электромоторах, так как ни о каком всплытии при таком эскорте говорить не приходилось. Рискуя полностью «посадить» батарею, командир субмарины начал заходить с левого борта. Чтобы иметь возможность сразу уходить с места вероятного сброса глубинных бомб, Шрадер выстрелил с 900 м од­ной торпедой из кормового аппарата и снова успешно.

Вероятно, кормовой торпедный аппарат немецкой субмарины
Вероятно, кормовой торпедный аппарат немецкой субмарины

И снова охрана отреагировала молниеносно - 11 глубинных бомб разорвались над лодкой и повредили топливные цистерны в междубортном про­странстве, топливо начало всплывать на поверхность. Казалось, что удача отвернулась от субмарины, но не зная о таком демаскирующем факторе, лодка продолжала следовать на малом ходу за буксируемым гиган­том, положение которого становилось все более критическим. В пос­ледний раз осмотрев «Юстиция» в 22.30, командир UB-64 увел свой корабль в сторону от конвоя, чтобы пополнить запасы электроэнер­гии, зарядить торпедные аппараты и дать отдых команде. Ско­рость движения «инвалида» была минимальной, и опытный подводник не сомневался, что сможет опять догнать процессию. Так оно и случилось. И через семь часов, около 5 часов утра 20 июля 1918 года немецкая подводная лодка еще раз атаковала транспорт, но одиночная торпеда не поразила цель.

Тот самый настойчивый немецкий подводник - Отто Эрнст Вальтер фон Шрадер
Тот самый настойчивый немецкий подводник - Отто Эрнст Вальтер фон Шрадер

Здесь можно позавидовать удаче командира UB-64, которого не уто­пили суда охранения сразу, а главное - не заметили масляный след. Вероятно, помогло то, что на море была сильная зыбь и след был не очень хорошо различим. Сами немецкие подводники узнали о своем демаскирующем «хвосте» только после 4-й атаки, когда, всплыв, они обнаружили пятна на поверхности воды. Поняв, что в таких условиях надеяться на еще одну успешную атаку нереально, Шрадер благоразумно отвел субмарину от конвоя, но не сдался. Он начал вызывать близ­лежащие подводные лодки, передавая в эфир координаты повреж­денного гиганта.

И его призыв не остался без ответа.

Совсем как "...но их дело не пропало даром, декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул ... .

Продолжение следует....