Найти в Дзене
Navygaming Channel

Конвой обречен, если атакуют "подводные асы"/2/ Когда против "Rudeltaktik" нет противодействия

Вспомним, один из удачных для Кригсмарине, и катастрофичный для союзников, боевой эпизод из "Битвы за Атлантику" в ходе Второй мировой войны, вошедший в историю, с легких слов немецкой пропаганды, как "Ночь длинных ножей" . Окончание - начало ЗДЕСЬ Как уже было отмечено ранее, переход к конвоям позволил снизить потери торговых судов от ударов подводных лодок в Атлантике. Например, по данным К.Блэйра, за четыре последних месяца 1939 года (сентябрь - декабрь) из 700 судов, которые пересекли Атлантику только пять было потоплено. Первая половина 1940 года также не могла вызвать тревоги - с января по май включительно Атлантику пересекло более 1500 судов, из которых только 3 было потоплено. Более того, за март- май 1940 года ни одно судно не было потеряно (см. диаграмму). Однако, как мы видим, с июня 1940 года ситуация для союзников стала ухудшаться, немецкие подводные лодки адаптировались к новым условиям и перешли к новой тактике. К тому времени немецкие подводники уже получили большой пра
Вспомним, один из удачных для Кригсмарине, и катастрофичный для союзников, боевой эпизод из "Битвы за Атлантику" в ходе Второй мировой войны, вошедший в историю, с легких слов немецкой пропаганды, как "Ночь длинных ножей" . Окончание - начало ЗДЕСЬ

Как уже было отмечено ранее, переход к конвоям позволил снизить потери торговых судов от ударов подводных лодок в Атлантике. Например, по данным К.Блэйра, за четыре последних месяца 1939 года (сентябрь - декабрь) из 700 судов, которые пересекли Атлантику только пять было потоплено. Первая половина 1940 года также не могла вызвать тревоги - с января по май включительно Атлантику пересекло более 1500 судов, из которых только 3 было потоплено. Более того, за март- май 1940 года ни одно судно не было потеряно (см. диаграмму).

Данные по количеству судов пересекающих Атлантику и погибших от атак немецких подводных лодок в 1940 году
Данные по количеству судов пересекающих Атлантику и погибших от атак немецких подводных лодок в 1940 году

Однако, как мы видим, с июня 1940 года ситуация для союзников стала ухудшаться, немецкие подводные лодки адаптировались к новым условиям и перешли к новой тактике. К тому времени немецкие подводники уже получили большой практический опыт, а технических средств противодействия новой «Rudeltaktik» («Тактике стаи»), как называли ночные атаки сами немцы, у союзников еще не имелось. Перелом был не далек, но пока же, британцы оказались бессильными против атак из надводного положения ночью.

Для заметок: Буквально через полгода, весной 1941 года начали давать первые результаты успехи англичан в радиолокационной технике, и в марте 1940 года погибли 3 лодки – U-47, U-99, U-100, активно действовавшие в октябре 1940 года.
Немецкие подводные лодка в доке Лориана
Немецкие подводные лодка в доке Лориана

В ночь с 16 на 17 октября 1940 года одна из самых результативных субмарин Второй Мировой войны - подводная лодка U-48 (серия VIIB) обнаружила конвой, находясь на позиции северо- западнее банки Роколл. Она держалась в море уже не первый день, потопив за этот поход танкер и два теплохода из конвоя НХ-74. Это шли суда конвоя SC-7 следовавшего из канадского Сиднея в Англию. Охрана состояла из четырех эскортных кораблей. По сигналу с U-48 в море приступили к развертыванию U-46, U-99, U-100, U-101, U-123 (по данным К.Блэйра в атаке приняли участие всего 7 лодок: U-38, U-46, U-99, U-100, U-101, U-123, U124).

Для заметок: считается, что первой все же конвой SC-7 обнаружила U-124 (командир -В.Шульц), которая в том районе наблюдала за погодой. 15 октября 1940 года лодка Шульца обнаружила и утром 16 октября потопила одиночное судно - канадский лесовоз «Тревиза» (1813 брт). Этот "канадец" отстал от конвоя SC-7, но Шульц об этом не знал, а между тем рядом с ним находится союзный конвой. Бывает...
Тот самый канадский лесовоз конвоя SC-7
Тот самый канадский лесовоз конвоя SC-7

Между тем, вскоре U-48 потеряла контакт с конвоем, когда ее после потопления танкера «Лангедок» (9512 брт) и парохода «Скорсби»( 3843 брт) загнали под воду глубинными бомбами самолеты и корабли охранения. Кстати, это были как раз первые потери конвоя SC-7

Впервые подходившие лодки не стали просто искать противника «на удачу», а по приказу Деница развернулись в линию поперек предполагаемого курса конвоя, причем субмарины продолжительное время шли полным надводным ходом, чтобы быть уверенными, что они обгонят более тихоходный конвой. К утру 18 октября ловушка была расставлена, и немцы стали ждать.

Немецкая подводная лодка U-48
Немецкая подводная лодка U-48

К утру 18 октября ловушка была расставлена, и немцы стали ждать. Пока шло ожидание, действовавшая самостоятельно лодка U-38 (океанская типа IX, командир – капитан-лейтенант Г.Либе) догнала конвой в ночь с 17 на 18 октября и дважды атаковала, потопив транспорт. Трофеями Либе стал шведский пароход с грузом пшеницы "Энос" (3554 брт), идущий в Манчестер, который немцы расстреляли из орудия, и английский пароход «Карсбрек» (3670 брт), который был поврежден, но остался на плаву. В свою очередь эскортные корабли: корвет К15 «Хартсиис» («Heartsease», тип «Флауэр») вместе со шлюпом U36 «Лейф» («Leith», тип «Гримсби) обнаружили субмарину и загнали ее под воду.

Британский шлюп "Лейф" типа "Гримсби"
Британский шлюп "Лейф" типа "Гримсби"

Первый («Хартсиис») остался караулить «немку», а три остальных эскортных корабля – «Лейф», L15 «Фауи» («Fowey», тип «Щорэм»), K80 «Блюбэл» («Bluebell», тип «Флауэр») – повели своих подопечных дальше.

Во второй половине дня 18 октября 1940 года немцы заметили приближающийся конвой союзников. Погода им явно не благоприятствовала, хотя с 18 на 19 октября было полнолуние, луна не часто пробивалась сквозь дождевые облака, рассеивая темноту ночи. Зато, когда она светила, тяжелые пароходы были хорошо видны, чего не скажешь о подводных лодках.

Британский шлюп L15 «Фауи» («Fowey», тип «Щорэм»)
Британский шлюп L15 «Фауи» («Fowey», тип «Щорэм»)

Точно рассчитанная позиция позволила атаковать одновременно с обеих сторон. Причем немцам сразу повезло. По некоторым источникам, одна из первых торпед попала в танкер, над морем встал огненный столб высотой более 200 метров (всего в ту ночь сгорело 10000 тонн). Другая торпеда попала в транспорт, перевозивший боеприпасы. Последовал еще один сильнейший взрыв, после которого океанский пароход просто разлетается в куски.

Для заметок: взорвавшимся танкером, по всей видимости является "Лангедок", атакованный U-48, однако это было до начала атаки группы подводных лодок, около 6 утра еще 17 октября, и вряд ли его пожар мог бы помочь немецким субмаринам в ночь с 18 на 19 октября. Другого потопленного танкера в составе конвоя не было.
Подводная лодка U-48 возвращается в базу
Подводная лодка U-48 возвращается в базу

Через 15 минут после наступления полночи подошли три английских эскортных корабля корабля, но подмога не слишком изменила ситуацию. «Cерые волки» Деница уже вцепились в свою добычу. Одним из первых, в девять часов вечера 18 октября 1940 года конвой атаковал Эндрасс (U-46), торпедировав английский пароход «Бьютус» (4886 брт) и шведский «Конваллария» (1996 брт). Минут через десять Ф.Фрауэнхайм торпедировал британский "Крекирк" (3971 брт), в 22 часа Кречмер потопил британский транспорт "Эмпайр Минивэр" (6055 брт). Дальше лодки наносили конвою удар за ударом, торпедируя и добивая его суда. Чьи именно торпеды попадали в цель, разобрать было непросто.

Как записал в вахтенный журнал капитан-лейтенант О.Кречмер (U-99), «эскадренные миноносцы мечутся и для собственного успокоения все время выпускают осветительные снаряды, кото­рые, однако, мало помогают, так как ночь лунная".
Список судов потопленных U-99 О.Кречмера из состава конвоя SC-7
Список судов потопленных U-99 О.Кречмера из состава конвоя SC-7

В 22.25 торпеда с U-46 потопила шведский пароход "Ганборг" (1572 брт), за пять минут с 22.30 до 22.35 подводная лодка U-99 Кречмера умудрилась потопить два судна: греческий "Ниритос" (3854 брт) и британский "Фискус" (4815 брт).

Выписка из вахтенного журнала U-99, который вел О. Кречмер
Выписка из вахтенного журнала U-99, который вел О. Кречмер

Но некоторым судам везло. Например, британский пароход «Блайспрей» (4155 брт) был торпедирован 18 октября U-101 (1-2 торпеды), на другой день – U-100 (две торпеды), но все же дошел до порта, и неудивительно, его груз - строевой лес. Меньше повезло транспорту «Шакетика» (5458 брт). 18 октября он попал под атаки U-100 и U-101, был торпедирован, остался на плаву, но 19 октября все же пошел на дно после третьего попадания торпеды - с U-123.

Подводная лодка U-123
Подводная лодка U-123

Всего на дно по­шло, как уже отмечалось, 20 судов (встречаются другие данные – 21 судно). Утром U-99, U-101 и U-123 пошли домой, так как расстреляли все торпеды.

Однако вскоре подводная лодка U-47 (Г.Прин), следуя на но­вую позицию, обнаружила новый конвой-НХ-79. Он был больше перво­го - 49 судов, охранение у него так же должно было быть посильнее - 7 кораблей, но так получилось, что океанский эскорт - вспомога­тельные крейсера «Алания» и «Монткальм» - уже повернули назад, а прибрежный эскорт не успевал подойти, т.к. сопровождал задержав­шийся конвой ОВ-229.

-11

Прину не привыкать было играть роль наводчика, и по его сигналу в бой рванулись, кроме его лодки, U-46, U-48, U-100. Находившиеся в море U-38 и U-28 получили разрешение на атаку конвоя, если они успеют прибыть на позицию. В итоге успела только первая, U-38. Фактор ограничения по времени был очень существенным, т.к. немцы понимали, что сложилась ситуация «волк в овчарне», но через несколь­ко часов обязательно подойдут боевые корабли и райская жизнь за­кончится. Погода продолжала благоприятствовать немцам: все тот же шторм, дождь, ветер, а в разрывы облаков ярко светит луна.

Немецкая подводная лодка U-38
Немецкая подводная лодка U-38

Первым добился успеха Либе (U-38), потопив за шесть минут два британских транспорта - "Матеран" (7653 брт) в 22.13 и ""Уганда" (4966 брт) в 22.19 19 октября 1940 года, затем в дело вступил Г.Прин на U-47, начав собирать трофеи в 22.27 с нидерландского "Билдердейка" и британского танкера "Ширак" в 22.31.

В целом, коман­дир U-47 превзошел самого себя, стреляя 19-20 октября торпедами как из пулемета и вскоре дал радио с моря: «Потопил 8 судов, примерно 50,5 тысяч тонн. Все торпеды выстрелил». На самом деле результат был поскромнее - потоплены «Билдедейк», «Ла Эстансия», «Витфорд Пойнт» Point" - всего 17067 брт, повреждены «Ширак», «Ателмонарх», «Вэндби». Ошибки во время ночного скоротечного боя неизбежны, причем, как правило, каждый ошибался в выгодную для себя сторону. Иногда случалось, что, выполнив атаку и достигнув попадания, командир шел дальше, а поврежденный транспорт добивала другая лодка. Так поврежденные U-47 танкер «Ширак» и транспорт «Вэндби» потоп­лены в ту же ночь - первый U-48, а второй U-46.

Немецкая подводная лодка U-47
Немецкая подводная лодка U-47

В этом и была еще одна сильная сторона новой тактики. За счет перекрестных атак гарантированно погибали те суда, которые не пошли на дно сразу. Более того - те лодки, которые спешили к конвою, вначале могли добить отставших подранков.

Почти в полночь, 00.15 20 октября U-100 И.Шепке уничтожила танкер "Капрелла" (8230 брт), а через минуту - в 00.16 - был поражен еще один танкер "Ситала" (6218 брт), Шепке в докладе оценил их в 12000 и 10000 тонн, "ошибся" процентов на 30-35, в свою сторону, )).

В итоге, за две ночи без каких-либо потерь 8 подлодок (первая атака - 6 субмарин, вторая - 5) потопили 32 (по данным К. Блэйра – 33) судна из 83 (38,55%). Это конечно меньше чем погибло судов из состава конвоя PQ-17 (22 судна из 35, 62,85%), но тоже очень много. Конечно, победный рапорт с моря был значительно преувеличен сами подводники насчи­тали потопленного тоннажа на 325 000 тонн, а в реальности он потянул на 156557 брт. Тем не менее результат был очень значителен.

-14

Гюн­тер Прин в этом походе по официальным подсчетам командования первые превзошел рубеж в 200 000 брт и первым среди подводников (пятым в Вооруженных силах вообще) был награжден Дубовыми листьями к своему Рыцарскому кресту. Радиограмма о награждении была направлена прямо на лодку 20 октября 1940 года

Результат отдельных лодок в данной операции отдельные источники представляют следую­щим образом: U-38 (капитан-лейтенант Генрих Либе) - 3 транспорта потоплено (16173 брт ) и 1 поврежден; U-47 (капитан-лейтенант Гюнтер Прин) - 3 потоплено (17067 брт) и 3 соответственно; U-46 (обер-лейтенант Энгельберт Эндрасс) - 5 потоплено (25373 брт); U-48 (капитан-лейтенант Генрих Блейхродт) - 4 потоплено (22990 брт); U-99 (капитан-лейтенант Отто Кречмер) - 6 потоплено (28066 брт) и 1 соот­ветственно; U-100 (капитан-лейтенант Иоахим Шепке) - 4 потоплено (24785 брт) и 2 соответственно, повреждено; U-101 (капитан-лейтенант Фриц Фрауэнхайм) - 2 потоплено (4866 брт) и 2, соответственно, повреждено; U-123 (капитан-лейтенант Карл-Гейнц Мёле) – 5 транспортов потоплено (17307 брт).

Немецкая подводная лодка U-100 в базе
Немецкая подводная лодка U-100 в базе

Как видим, есть существенные отличия между докладами немецких командиров и реальными послевоенными данными (которые тоже не всегда точны). И этому есть объяснения, в том числе и одновременные атаки на одно и тоже судно, и ошибки в определении размеров ночных условиях, и невозможность точно определить гибель отдельного судна. Кстати, в последней таблице на счету Г.Прина два транспорта, уничтожение которых он разделил вместе с U-46 и U-48.

Для заметок: И все равно странно, правда? Мы же знаем, что ошибочные данные в годы войны докладывали только командиры советских подводных лодок и их политруки, ведь так? Если что – это сарказм.
Шлюпка с торгового судна приближается к U-99 для прохождения досмотра, картина 1981 года - Германия помнит Кречмера?
Шлюпка с торгового судна приближается к U-99 для прохождения досмотра, картина 1981 года - Германия помнит Кречмера?

В любом случае два конвоя понесли серьезные потери, что неудивительно: и тактика была эффективной, и все эти 8 немецких командиров-подводников имели большой боевой опыт и носили звание «асов», правда, не долго: из них Прин, Эндрасс, Шепке погибли в войну, а Кречмер попал в плен. Но, признаем, именно их личное мастерство, подготовка команды и техническое состояние подводных лодок позволило достичь очень высокого результата в атаках 17-20 октября 1940 года.

Для заметок: с сентября 1939 года по декабрь 1940 года из основных конвоев (которых было более 6100), местом назначения которых были Британские острова, только пять потеряли при переходе шесть и более судов: HX-72, SC-7, HX-79, SC-11,HX-80. И эти конвои потеряли в общей сложности 61 судно, в том числе 33 приходится на SC-7 и HX-79!

По некоторым данным, английский импорт с 5,5 млн.тонн в месяц в начале 1940 года сократился до рубежа 3,5 млн.тонн к концу года! Это уже был стратегический результат - следовало что-то делать. И союзники приняли меры, но об этом как -нибудь позже.