Земельные наделы крестьянам при крепостничестве появились благодаря добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Помещики сохраняли собственность на всю свою землю, но обязаны были предоставить крестьянам в пользование «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел.
Законодательные нормы.
Условия предоставления земель и повинностей регулировались Манифестом об отмене крепостного права и «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», подписанными Александром II 19 февраля 1861 года. Некоторые положения:
Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от земли в течение 9 лет.
Размеры полевого надела и повинностей фиксировались в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
Практика.
Земля предоставлялась общине по числу ревизских душ. В состав душевого надела входила как крестьянская усадьба, так и полевой надел, включавший пахотные, пастбищные и сенокосные земли.
Помещики имели право по своему усмотрению производить «разверстание угодий к одним местам»: предоставлять крестьянам земли в другом месте, переносить крестьянские усадьбы, а также обменивать крестьянские земли.
Если крестьянский надел оказывался меньше низшего размера, помещик обязан был или прирезать недостающую землю («прирезки»), или снизить повинности.
Мнения историков.
Сторонники «безуказной» теории не отрицали значение указов, прикреплявших крестьян к земле, но считали, что сами эти указы были не причиной, а следствием уже сложившихся крепостнических отношений в сфере экономики и лишь юридически оформляли их.
Есть мнение, что законы 19 февраля 1861 года, означавшие юридическую отмену крепостного права, не являлись его отменой как социально-экономического института — хотя и создали условия для того, чтобы это случилось в течение последующих десятилетий.