Найти в Дзене

«Люди с меньшей охотой несут деньги в банки»: ставки по вкладам снова растут

Оглавление

Российские банки снова стали повышать процентные ставки по вкладам, сообщил портал «Финуслуги». Так, максимальная ставка по депозиту в Сбербанке с 21 октября с учетом надбавок составит для большинства клиентов 16% годовых, для клиентов уровня «Сберпремьер» — 16,1%, «Сберпервый» — 16,2%. Кроме того, банк повысил ставки по вкладам на срок от пяти месяцев до одного года. Рост составил 1-2,1 процентного пункта.

Неделю назад ставки по вкладам повысил ВТБ. По долгосрочным депозитам максимальная ставка составит 15%, по трехмесячным — 16%, сообщили KazanFirst в пресс-службе банка. По вкладам на три месяца для клиентов ставки поднимут до 16% годовых. Как отметил старший вице-президент, руководитель департамента продуктов розничного бизнеса ВТБ Алексей Охорзин, клиенты сохраняют тренд на сбережение — это доказывает рост портфеля и в сентябре, и в октябре. Он продолжится до конца года, часть клиентов будет «перекладываться» после депозитов, открытых на пике ставок в начале года. Другие стремятся разместить свои средства на короткий срок под конец года.

Доходность депозитов повысил банк ДОМ.РФ. Максимальная ставка 17% по вкладу-конструктору «Мой Дом» доступна новым клиентам при открытии вклада от 1,5 млн рублей на три месяца с выплатой процентов в конце срока, без пополнения и частичного снятия.

  📷
📷

В татарстанском «Ак Барс» банке только для новых клиентов доступен вклад 31% годовых на сумму до 50 тысяч рублей сроком на три месяца, сообщается на сайте кредитной организации. Оформить его можно только в офисе банка.

Отметим, что до этого банки снижали проценты по депозитам. Это произошло перед заседанием совета директоров Банка России по ключевой ставке в середине сентября. Тогда ЦБ снизил ключевую ставку с 18 до 17%, хотя часть аналитиков ожидали большего снижения.

Ранее KazanFirst сообщал, что в середине сентября потребительское кредитование сменило тренд с постепенного роста на снижение. В мае 2025 года в Татарстане, по мере снижения ставки ЦБ, количество выдач начало увеличиваться и к августу оно достигло 39 тысяч. Однако в сентябре рынок потребкредитов начал движение в обратную сторону и к середине октября опустился до отметки 36,5 тысячи.

«Многие просто забежали вперед»

По словам кандидата экономических наук, научного сотрудника Института международных исследований МГИМО Владислава Рычкова, у банков было несколько причин поднять ставки по вкладам.

— Многие просто забежали вперед в своих оптимистичных прогнозах после того, как ЦБ РФ начал снижать ставку, — отметил он.

Кроме того, по его словам, некоторые кредитные организации стремятся защитить депозитную базу перед неопределенным решением регулятора. Это может быть реакцией на усиление конкуренции в отдельных сегментах.

  📷
📷

KazanFirst

— Часто такие шаги — тактические: банки корректируют продуктовую сетку и тестируют спрос, не меняя общую политику по всем продуктам, — указал эксперт.

Рычков отметил, что конкуренция за вклады сегодня шире классического банковского рынка. Основные «соперники» банков — финансовые и инвестиционные платформы, ПИФы денежного и облигационного рынка, брокерские депозиты, ОФЗ/корпобонды, финтех‑сервисы с кешбэк‑решениями.

— При снижении банковских ставок клиенты перераспределяют сбережения туда, где видят не только высокую доходность, но и лучшую ликвидность по сравнению со срочными вкладами. Поэтому крупные игроки вынуждены повышать ставки точечно, чтобы удержать ключевые сегменты клиентской базы, — подчеркнул он.

Депозиты — самый консервативный инструмент для накопления

Персональный брокер в федеральном банке Алмаз Марданшин согласен относительно того, что это маркетинговый ход для привлечения большего количества клиентов. Он отметил, что, несмотря на повышение, банковская ставка по вкладам все равно остается ниже ключевой.

— Они сейчас поднимают ставки на короткие сроки, на три и шесть месяцев. Я бы, наверное, сказал, что это происходит либо перед заседанием, либо просто в конце квартала для того, чтобы привлечь больше ликвидности, — пояснил он.

Эксперт считает, что кроме других банков у инвесторов в этом сегменте банковского рынка, по сути, не так много альтернатив. Навскидку можно назвать только накопительные счета и фонды денежного рынка либо покупку длинных облигаций в расчете на снижение ключевой ставки и переоценку стоимости тела облигации.

— Депозиты — самый консервативный инструмент для накопления. Сравнивать их с другими инвестиционными инструментами не совсем корректно, потому что соотношение риска и доходности немного отличается. На коротком промежутке времени, на коротких отрезках у банков, по сути, нет конкуренции, — заключил он.

  📷
📷

«Кредитная модель потребления ведет в тупик»

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов КФУ Игорь Кох отмечает, что оживился спрос на кредиты. Соответственно, банкам понадобились новые кредитные ресурсы. Одновременно снизилась привлекательность вкладов — люди с меньшей охотой стали нести деньги в банки. Чтобы удержать вкладчиков и обеспечить расширение кредитования, банки вынуждены конкурировать между собой, в том числе за счет повышения ставок.

Он отметил, что в последние годы экономика значительного числа домохозяйств подверглась определенным испытаниям.

— Кредитная модель потребления, безусловно, ведет в тупик. Надо как-то соизмерять свои кредитные и потребительские аппетиты с имеющимися возможностями. Надо обеспечивать себе резервы, подушку безопасности, а это требует ограничения потребительских аппетитов. Так что изменения напрашивались. Хорошо, если мы увидим постепенное смещение фокусов кредитного потребления на сберегательное потребление, — считает эксперт.

Кох уточнил, никто не говорит, что нужно отказаться от ипотечных кредитов. Человек не может полжизни копить себе на квартиру, признал эксперт. Но «необязательное потребление» в кредит не должно существовать в нынешних масштабах.

— Когда люди берут кредиты на шубы, новые айфоны, поездки куда-то, это неправильно. Они потребляют больше, чем зарабатывают, за счет наращивания долговой нагрузки. Потребляют то, что еще не заработано, из расчета, что в будущем можно будет расплатиться. У многих домохозяйств уровень долговой нагрузки уже такой, что возникают сомнения в их способности расплатиться когда бы то ни было, — указал он.