Напомнить вокалистам о важных моментах при обучении никогда не бывает много.
1.Опора.
"Вся суть постановки голоса заключается в умении направить звук «в маску» и удержать его там, уперев у корня верхних резцов.
Appoggiare la voce — значит поддерживать звук. Выдерживать же звук возможно лишь уперев его в какое-то одно, определенное место.
И итальянская школа дает нам это место: это апподжо исключительно «в маске».
Звук «в маске» означает, что струя воздуха направлена поющим в самую переднюю часть твердого нёба, к краю верхних передних резцов.
В этом умении направить звук и удерживать его там во время пения заключается искусство правильной постановки голоса".
Ф.Ф.Витта.
Подробнее в статье "Куда и на что опирается ваш звук во время пения? Appoggio(поддержка)– техника распределения воздуха, разработанная итальянцами".https://dzen.ru/a/ZrCM99VE3E6OZyg8
2.Сильные и слабые доли.
"Во-первых, в каждом такте существуют слабые и сильные доли, сами по себе создающие динамическую основу музыкальной фразы, во-вторых, есть ритмический рисунок мелодии, в-третьих, интонации каждой мелодии имеют свои кульминационные моменты, подчеркивающие смысловую сторону фразы.
Без сильной доли трудно ритмично петь, потому что первая доля такта не только помогает выдерживать точный ритм, но и определяет темп музыки. А темп в свою очередь определяет эмоциональный характер произведения".
Александр Павлович Ивáнов (1876–1933)-русский искусствовед.
Из статьи "10 полезных цитат от известных певцов и педагогов для вокалиста".dzen.ru/...fum
Статья "Теория для вокалистов" поможет тем,кто не знает музграмоты.
3."Филировка звука - изменение динамики звучания взятой ноты. Красиво сфилированный звук-это и прием, и способ выразить разные чувства.
Первый звук всегда более громкий и должен быть хорошо атакован, должен получить достаточную силу и устойчивость и затем постепенно, медленно, естественно ослаблен до piano.
Нужно следить, чтобы звучание оставалось в одной точке, одинаково опертым, собранным, в высокой позиции.
Тренируйте умение изменять силу звука, сводя его к едва слышимому звучанию, подобному звуковой нити.
Умение филировать звук и умение удерживать звук на дыхании очень связаны. Поэтому упражнения на филировку разовьют и ваше певческое дыхание.
Упражняйтесь в филировке на одном выдержанном звуке.
Помните про “опору “дыхания.
Изменение в громкости звука должно происходить не резко, а очень плавно и очень незаметно.
Следите, чтобы звук развивался без дрожания и изменения интонации".
Из статьи "Вокальная техника.Как звуки становятся разные по штрихам,громкости,плотности. Умение петь слова".dzen.ru/...xod
4.Резонанс.
Резонирующую волну звука певец оформляет в гласные и согласные буквы языком и губами и выпускает вперёд.
Когда мы пытаемся спеть определенную ноту, то мы используем свои голосовые связки, которые вибрируют и создают звук. Но затем этот звук проходит через наш рот и существенно изменяется.
Ваша задача так извлекать звук при помощи мышц рта и глотки, придать ротоглоточному резонатору такую форму, чтобы были обеспечены акустические условия для лучшего выявления вашего тембра.
На этих упражнениях вы почувствуете работу мышц языка, губ, щёк, мягкого нёба.
Вы почувствуете работу своих квадратных мышц лица, которые находятся в области верхней губы, носа и щек.
Мало кому известно, что хорошо развитые квадратные мышцы лица улучшают качество звуковой волны, пуская ее в резонаторы.
Большую часть времени занятий вокалом певец и приспосабливается это делать в своем голосовом аппарате.
Из статьи "8 упражнений для тренировки мышц артикулировать в высокой певческой позиции".dzen.ru/...ylf
5.Квадратные мышцы.
Почему надо поднимать квадратные мышцы лица и как это влияет на звук.
Приподнимание тех частей щек, которые находятся под нижними веками, провоцирует также поднятие и мягкого неба.
Если лицевые мышцы опущены, то певцу необходимо удваивать подсвязочное давление, чтобы компенсировать низкое мягкое небо, но в результате получается форсированный и холодный звук.
Когда же мышцы лица подтянуты, тембр приобретает необходимые для хорошей полетности высокие обертоны.
Качество тона напрямую зависит от выражения лица поющего, потому что от него зависит расположение и работа внутренних мышц вокального аппарата певца.
Поэтому всем твердят про пение на полу-улыбке-это поднимает нужные мышцы.
Улыбка не только создает приподнятое настроение, но и дает нам нужную приподнятость мышц при пении.
Улыбнитесь:
- ртом,
- лбом
- и представьте улыбку в районе солнечного сплетения.
После этого начинайте выдыхать со звуком.
Как вам качество звука при этом?
Это упражнение ведет к нужному натяжению мышц.
Вывод не сама улыбка нам нужна ,а приподнятость мышц для пения.
Из статьи Почему надо поднимать квадратные мышцы лица и как это влияет на звук.Насколько важна приподнятость мышц для пения.dzen.ru/...drs
6.Переход от одного звука к другому.
Гортань родит звук индифферентный, не имеющий формы того или иного гласного, и характер речевого звука исходный тембр гортани получает проходя через надставную трубку, т. е. проходя по ротоглоточному каналу.
Каждый гласный звук характеризуется двумя областями усиления, 'причем одна из них обязана своим происхождением резонансу глотки, а вторая резонансу ротовой полости.
Именно этим и определяется необходимость при переходе от гласного к гласному перемещать язык из одной позиции в другую.
Язык является тем основным артикуляционным органом, перемещение которого создает в ротовой и глоточной полостях нужные для образования формант объемы воздуха.
Именно поэтому невозможно при едином положении языка произнести разные гласные. Единое положение языка создаст единые по своему объему полости в глотке во рту, следовательно, одинаковый их резонанс, форманты не смогут образоваться и гласные не возникнут.
Таким образом, переход от гласного к гласному есть тембральное изменение звука, обязанное своим происхождением изменению резонанса ротоглоточных полостей.
Поэтому так трудно выравнивать гласные и формировать(говорить)все звуки в одном и том же месте при пении.
При переходе от речи к пению высота каждого звука вместо скольжения по звуковой шкале вверх или вниз приобретает устойчивость, слоги растягиваются и в голосе появляется вибрация.
Голос при обычном бытовом пении мало отличается по тембру от речи, так как люди используют для этого привычные речевые установки голосового аппарата.
У голосов, хорошо поставленных о природы или у голосов специально-поставленных для пения профессионально, певческий голос отличается:
- большей силой
- большими звуковысотными возможностями,
- ровностью и красотой тембра,
- звучит ярко, звонко, блестяще, с большим количеством «металла».
- звучит округло, мягко, объемно,
- имеет льющийся характер,
- хорошо тянется и имеет ровную пульсацию -вибрато.
В итоге, есть две возможности воздействовать на тембр голоса:
можно менять исходный тембр, рождающийся в голосовой щели (например, грудной и фальцетный звук, жесткая или мягкая атака звука);
менять форму и размеры резонансных полостей по пути движения звука от голосовых связок до губ.
Из статьи Как происходит изменение голоса во время пения под воздействием резонаторов.dzen.ru/...mm3
7.Резонаторы.
В пении профессионала все звуки голоса должны быть равновокальны. Это делает голосовой аппарат музыкальным инструментом с единым тембром.
Резонаторы. Характерным свойством резонатора является то, что он отзвучивает (резонирует) на звук определенной высоты, совпадающий с его собственным тоном.
Головной резонатор. Это только полости, расположенные выше небного свода в лицевой части головы, в области “маски”. Головной резонатор – важнейший индикатор правильного певческого звучания голоса. Резонаторные ощущения в головном резонаторе являются сильнейшими возбудителями голосовой функции, следовательно, “попадание в резонатор”, т. е. ответ резонатора на верное формирование тембра гортани, ведет к облегчению процесса звукообразования.
Грудной резонатор – это трахея и крупные бронхи. Это единственные воздушные полости – трубки, которые имеются в грудной клетке. Трахея и крупные бронхи не относятся к резонаторам, имеющим неизменный объем, так как они могут растягиваться в длину при глубоком вдохе.
При одновременном отзвучивании головного и грудного резонаторов голосовые связки совершают колебания по смешанному типу, что позволяет петь весь диапазон ровным звуком. Резонаторная раскачка воздуха в резонаторах не только улучшает выведение звуковой энергии, но и в сильнейшей степени воздействует на источник колебаний – на голосовую щель.
Смешанное звучание. При смешивании регистров не должно возникать форсированного звучания. Перегруженная форсированным звучанием голосовая щель работает на удержание сильного напора дыхания, ей трудно плавно изменить характер вибрации, т. е. изменить регистровый механизм.
Очень важное значение имеет следующее: необходимо, начав голосообразование на опоре на грудном регистре, при переходе в головной регистр продолжить его звучанием на дыхании, а не связками.
Из статьи Как хорошо вы знаете устройство своего инструмента,чтобы успешно им пользоваться? Высота,сила,тембр голоса,резонаторы,гортань.dzen.ru/...e-c
Запись на уроки вокала или на консультации
в сообщениях сообщества "Школа вокала" vk.com/club42295654