После спуска на воду, корпуса крейсера «Рюрик» в конце 1892 года, стало понятно, что построить достаточное количество, столь больших и дорогих крейсеров-рейдеров, — невозможно, из-за ограниченности денежных средств, выделяемых на новое судостроение.
Три или даже четыре крупных крейсера, будучи индивидуально очень сильными, всё же, не могли оказать достаточного влияния на прерывание морской торговли владычицы морей, — Великобритании.
Выход, виделся в постройке более дешёвых крейсеров, меньшего водоизмещения и силы, десяток которых (а вместе с ранее построенными и около полутора десятков), уже позволял надеяться на осторожность Англии, в вопросе принятия решения о военных действиях против России.
При этом, будущий, относительно дешёвый крейсер, виделся достаточно мореходным (две палубы, плюс полубак), хорошо защищённым от огня среднекалиберных скорострелок (т.е. наличие тонкого бронепояса по всей ватерлинии), достаточно быстроходным для своего времени (20 узлов или даже более, по возможности) и сильно вооружённым, — с решающим преимуществом над защитниками торговли второго класса(и фактическом равенстве с крейсерами первого класса). Дальность плавания, можно было уменьшить, по сравнению с «Рюриком», т.к., после заключения Франко-русского союза в 1893г, имелись основания, для использования портов, новоиспечённого союзника.
И всё это, не должно было выходить за пределы водоизмещения в 6000т (позднее 6500т и окончательно 6730т), чтобы ограничить стоимость и увеличить количество, предполагаемых к постройке единиц.
После рассмотрения ряда проектов в течении двух лет (1893/1894), наконец весной 1895г, был выработан окончательный вариант трёхвинтового стального броненосного крейсера. Чему способствовало получение в марте 1895г, французского проекта крейсера-яхты «Светлана», в котором МКУ обещала быть достаточно лёгкой и компактной, что наконец позволяло, выполнить почти все требования, к массовому крейсеру-рейдеру.
Вооружение, изначально предполагавшимся из двух 9″/35 и восьми 120мм скорострелок, достигло в окончательном проекте шести 9″/40 пушек и десяти 120-ти миллиметровок (а также 6-47мм, 2-37мм, 2-63,5 десантных и 3 ТА). Причём четыре бортовые 9″-ки располагались в 4″(102мм) казематах.
Главный калибр, имел лёгкий бронебойный снаряд весом 127кг (н/с 750м/с) и тяжёлый фугасный в 188,4кг (н/с 615 м/с), начинённый 12,3кг пироксилина. Ствол орудия весил около 14т, а АУ со щитом, около 32,5т.
Три машины крейсера и 26 котлов Бельвилля, проектной мощностью 12750 и.л.с., должны были обеспечить скорость не менее 20 узлов. На испытаниях, крейсера развивали скорость до 21,5 узла (после замены трёхлопастных винтов на четырёхлопастные) при мощности 14600 и.л.с.
Бронирование состояло из 102мм бронепояса гарвей-никелевой брони двойной перековки(американского завода Карнеги и позднее крупповской Ижорского з-да) высотой 2,26м с 22 шпангоута до кормового среза и 76мм пояса в носу из нецементированной никелевой(позднее хромоникелевой) стали. Палуба настилалась из 38,1мм бронелиста на 9,5мм подкладке из обычной судостроительной стали. Котельные кожухи и элеваторы защищались 38,1мм броней. Рубка имела толщину вертикальных стен 152мм, а труба приводов 89мм.
Дальность плавания составляла 4000 миль экономическим ходом, при полном запасе угля 1000т . При приёмке угля в кочегарки, трубы для подачи угля и некоторые свободные помещения, запас составлял 1200т, что давало дальность плавания до 4700 — 4800 миль.
Ниже бронепояса, корпус имел дерево-медную обшивку. Обрастание бронепояса, предполагалось сильно уменьшить за счёт применения легированной брони и специальной краски. Отсутствие дерево-медной обшивки на высоте бронепояса, позволяло сэкономить 38т, что составляло около половины процента от проектного водоизмещения.
Несмотря, на желание Морского министерства, построить 10 крейсеров водоизмещением 6500 тонн, денег хватило, только на постройку семи единиц к 1904г.
Стоимость крейсеров с бронепоясом и достаточно тяжёлым вооружением не удалось снизить до 70-ти процентной, относительно «Рюрика». Последний стоил 8,273 млн. руб., а средняя стоимость серийных крейсеров-рейдеров составляла несколько более 7млн.руб.
К февралю 1904г, два крейсера находилось во Владивостоке (вместе с «Рюриком»), три в Порт-Артуре и ещё два в Джибути, готовясь перекрыть пути контрабанды в Красном море.
Весовая сводка (англ.т.) :
- Корпус, — 2590т.
- МКУ, — 1266т.
- Уголь, — 800т.
- Минное вооружение и сети, — 93т.
- Снабжение, команда, багаж, шлюпки, якоря и цепи, — 400т.
- Бронепалуба, — 430.
- Рубка и колодец приводов, — 48т.
- Котельные кожухи и элеваторы, — 125т.
- Бронепояс, — 430т.
- Казематы с 38мм переборками, — 102т.
- Вооружение и б/з, — 446т.
- Итого: 6730т
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/bayan-ne-nuzhen-tak-zhe-kak-i-rossiya/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉