Я редко выкладываю полные сценарии уроков, потому что каждый учитель все равно проводит их в соответствии с собственным, наработанным годами методическим почерком. А вот отдельными идеями, которые можно встроить в урок любого стиля, делюсь с удовольствием.
Например, урок по теме "Жизнедеятельность клетки" я начинаю с устной фронтальной работы, имеющей целью актуализировать имеющиеся у школьников знаний по теме строения клетки. Поскольку нам непременно нужно понимать термины, которыми будем оперировать на уроке.
Задание 1. Повторите термины, относящиеся к клетке. Я называю некоторые термины, а класс хором повторяет только те, которые относятся к клетке. Выборочно можно попросить учеников разъяснения термина, его определение.
- Кожица
- Оболочка
- Вакуоль
- Ядро
- Почка
- Пластида
- Лейкопласт
- Хлоропласт
Задание 2. Посложнее и поинтереснее. Я зачитываю список терминов, а ученики должны выбрать лишний. И главное - пояснить выбор. Причем часто в качестве лишнего могут выступать разные термины одного списка. И вот тут-то и начинается самое интересное, ведь ученик должен объяснить свой вариант.
Жирным шрифтом выделены задуманные термины. Но в последнем списке это могут быть разные термины в зависимости от того, что взять за основу классификации. Например, оболочка снаружи, остальное - внутри. Кроме того, оболочка состоит из двух слоев, которые по-разному устроены и выполняют разные функции. Еще вариант: после гибели клетки от нее останется только оболочка.
Но можно выбрать и ядро - оно управляет всем остальным. А можно пластиду - это общее название трех достаточно разных объектов. Вакуоли могут расти и сливаться. Все это изучалось на предыдущем уроке.
- Зеркало, микропрепарат, объектив, окуляр
- Оранжевые, зеленые, синие, белые
- Вакуоль, ядро, пластида, оболочка
Задание 3. Объясните разницу между хлоропластом и хлорофиллом.
Это вопрос для персонального ответа. Технически - чтобы "разбавить" хоровую работу.
Задание 4. Закончите фразу. Я читаю фразу, останавливаюсь в том месте, где в тексте стоят многоточия, а класс хором заканчивает фразу.
- Гук и Левенгук - изобретатели ... микроскопа
- Свет проходит от зеркала через отверстие в предметном столике, объектив и окуляр к ... глазу
- Для прохождения света микропрепарат обязательно должен быть ... прозрачным
- Для наведения резкости у микроскопа существуют ... винты
- Единицей строения организма является ... клетка
- Для защиты от микроорганизмов и потери воды клетка покрыта ... оболочкой
- Запасы жидких питательных веществ находятся в ... вакуоли
- У плодов арбуза в вакуоли накапливается ... сахар
- А у плодов лимона ... кислота
- Зеленые пластиды иначе называются ... хлоропластами
- Главными среди трех типов пластид являются ... хлоропласты
- Управляет жизнедеятельностью клетки ... ядро
На уроке, посвященном жизнедеятельности клетки, мы обычно смотрим микропрепараты, на которых хорошо видно движение цитоплазмы. К этой работе есть несколько примечаний в отношении того, какие выбрать объекты.
Наиболее распространенные - элодея и валлиснерия. Элодея обитает в каждом первом водоеме, можно специально держать ее в аквариуме. Валлиснерия - аквариумное растение, одно из наиболее дешевых и выносливых.
Так вот, если смотреть элодею, то у нее наиболее выражено движение цитоплазмы в клетках вблизи края листа, они такие узкие, вытянутые, хорошо заметны. И еще хорошо смотреть клетки около средней жилки. Листочек у элодеи в принципе мелкий, поэтому искать долго не придется.
У валлиснерии движение цитоплазмы наиболее заметно в клетках у основания листа. Там лист наименее толстый.
Можно еще прорастить заранее семена тыквы, огурца или кабачков и посмотреть движение цитоплазмы в корневых волосках. У разных плавающих растений типа ряски или папоротника сальвинии тоже можно на эту тему посмотреть корневые волоски.
А если дело происходит летом в учебном лагере, то можно озадачиться еще и такими объектами:
- тычиночные нити традесканции
- эпидермис листа капусты, особенно краснокочанной
- жгучие волоски крапивы
На ура у школьников идет рассматривание процесса плазмолиза. Для этого нужно подготовить микроперепарат кожицы лука (сами приготовят, особенно если уже умеют), насыщенный раствор соли, фильтровальную бумагу и пипетки.
После выполненного своими руками опыта по плазмолизу 100 % учеников заявляют, что круче биологии нет предмета!
Ну, и напоследок. Поскольку не за горами тема "Семя", пора закладывать опыты.
Опыт по влиянию количества запасенных питательных веществ на прорастание семени. Берем три одинаковых семени фасоли - она крупная, легко работать, а потом видеть результаты без приборов. Намачиваем их в воде. С набухших снимаем кожуру. У первого семени семядоли оставляем целыми, у второго отрезаем половинку одной семядоли, у третьего оставляем только половинку одной семядоли (ну, и зародыш, естественно).
Всех троих инвалидов помещаем во влажную камеру. Это стеклянный стакан, по стенкам которого изнутри выложена фильтровальная бумага. На дно стакана наливаем немного воды так, чтобы бумага касалась ее и, соответственно, намокла. Семена помещаем между стенкой сосуда и фильтровальной бумагой.
При закладке опыта имеем в виду количество часов (1 или 2 в неделю) и температурные условия в школе. Готово будет через полторы-две недели.
А вы проводите на уроках опыты и наблюдения? Если да, то какие? Делитесь в комментариях! Вместе сделаем биологию лучшим предметом в школе!
Еще лабораторные работы и нестандартные опросы (на номера параллелей не смотрите - я работала по концентрической программе):