На самом деле, серьезно говорить о жизнедеятельности клеток на этом уроке не приходится. То, что клетка питается, дышит, делится, а также для чего происходят эти процессы, учащиеся знают еще с пятого-шестого классов. Естественно, проговорить это нужно, но углубляться в детали излишне.
Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Разработка предыдущего урока «Ткани организма человека» здесь.
Итак, по порядку.
Начинаю с тестирования, обещанного на предыдущем уроке. Поскольку дети у меня сидят по 4 человека в группах, тесты у меня тоже разложены по 4 штуки — по набору разных вариантов на каждый стол. Я прохожу по середине класса и кладу на каждый стол один набор. Времени занимает — реально 10 секунд. После чего засекаю время по настенным часам и объявляю, во сколько начну собирать работы.
У каждого ведь свои часы и могут быть расхождения. Настенные — для всех.
Кстати, вы не замечали, что современные дети частенько не умеют определять время по часам с циферблатом? Привыкли к электронным. Ну вот как раз и научатся. Еще они любят песочные часы, но у меня нет таких, которые отмеряли бы 5 минут.
Второй этап— повторение материала по опорным конспектам номер 1 (Место человека в системе природы и науки о человеке - здесь), номер 2 (Клетка человека - здесь) и номер 3 (Ткани - здесь). Классический устный опрос, чтобы говорить не разучились. Но не затягивать. Максимум 10 минут, причем с участием класса.
Полезно предлагать детям рецензировать ответ: что понравилось, что можно было бы добавить. Очень хорошо, когда дети хвалят друг друга (в обычной жизни они этого почти не делают). Например: «Мне понравилось, что Саша привел примеры, не запинался, рассказывал с огоньком».
Терпеть не могу формулировку «А еще он не сказал». Прошу детей формулировать иначе: «Я бы добавил, что...».
После устного опроса дети заслуживают «сладенького». У меня сегодня игра «Пятью пять». В принципе, это обычное задание «Найди верные и ошибочные высказывания». Но у меня оно обставлено как игра.
Суть игры в том, что я озвучиваю эти высказывания под номерами, а дети записывают на полях тетради номера верных высказываний. Потом суммируют записанные числа и тоже фиксируют на полях.
Затем я даю одному ученику список класса, где все фамилии под номерами (как в любом нумерованном списке). Я наугад и не порядку называю номер, ученик по ведомости называет фамилию под этим номером. Владелец фамилии озвучивает получившуюся у него сумму. И так пять раз.
Я себе тоже на бумажке фиксирую, кому повезло ответить и кто какую сумму назвал. Потом озвучиваю «Контрольное число» - правильную сумму, которую получила я сама. Все ученики, чьи ответы совпали с контрольным числом, получают по пятерке.
Почему игра называется «Пятью пять»? Потому что у пятерых учеников есть шанс получить пятерку.
На фото ниже вы видите два варианта этой игры с перемешанными высказываниями и разными контрольными числами. Это сделано для параллели. Ученики условного класса «А», выйдя с урока, поделятся контрольным числом с учениками класса «Б». А вот не тут-то было!
Следующий этап— собственно жизнедеятельность клетки. Здесь полезно повторить, что такое дыхание, питание, выделение, размножение. А потом обязательно — зачем мы дышим, питаемся и т. д. На беседу не более 5 минут — материал известный.
Дальше переходим на этап, где ученикам придется не вспоминать, а думать. Задаю следующие вопросы для обсуждения (есть время — в группах, нет времени — фронтально):
В какой ткани могут работать мертвые клетки? (Ответ — в эпителиальной)
Почему клетки могут функционировать только во влажной среде?(Получают кислород и питание исключительно в растворенном виде)
А как же поверхностные клетки кожи — вокруг них воздух?(Отправляю детей к первому пункту)
Особое внимание уделяем следующему вопросу. Я люблю его за то, что он заставляет ученика начать рисовать схему.
Маленькое отступление. Если у вас есть дети младшего или среднего школьного возраста, вы могли видеть такую картину. Сидит дитё перед задачей по математике и… просто сидит. «Я не понимаю». - «А ты схему нарисовал?» - «Нет, а зачем?»
Визуализация условия задачи, на мой взгляд, непременная составляющая успешной учебы.
Так вот, вопрос:
Представьте, что клетка кожи человека поделилась три раза подряд. Сколько всего станет дочерних клеток?
Вот пока не нарисуют, будет у них то шесть, то девять!
А чтобы дети запомнили, сколько в клетке человека хромосом, даю такой вопрос: «Сколько всего хромосом будет у них у всех вместе?»
Если останется время (в гимназическом классе и такое бывает), можно добавить материал о функциональных системах организма и обсудить их на примере следующего вопроса:
Человек бежит кросс. Какие системы органов усиленно работают, а какие притормаживают свою деятельность?
На следующем уроке предполагается еще одно тестирование, поэтому предлагаю качественно повторить опорные конспекты 1, 2 и 3.
Следующий материал будет посвящен заключительному уроку темы «Введение. Общий обзор организма человека». Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!