Тема «Опорно-двигательная система» в курсе восьмого класса — моя любимая. Не знаю, почему, но питаю к ней слабость. Может быть, потому, что для нее существует замечательное учебное пособие — скелет Стёпа.
Раньше его именовали Семен Семенычем, но с тех пор, когда в школу пришел мальчик с именем Семен, пришлось переименовать. А судя по моде на старинные имена, скоро и Степана превратим, к примеру, в Алкивиада.
Я преподаю биологию по «Линии жизни» Пасечника, но с некоторыми оговорками в чередовании тем. Как составлено мое календарно-тематическое планирование для 8 класса, рассказываю здесь.
Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Я уже писала ранее, что предпочитаю, как это было в типовой программе прошлого века, сразу после введения давать нервную систему, чтобы потом на разном материале в течение года ее закреплять. Но нынешняя администрация настаивает на соответствии с учебником.
Не знаю, с каких пор учебник стал главнее программы. Наверное, с тех самых, когда в образование вместо педагогов пришли менеджеры. Однако эти менеджеры считают, что если я после условно пятого параграфа задам условно сороковой, то дети запутаются. А ничего, что детям по 14-15 лет? А потом мы о каких-то регулятивных УУД говорим, ага.
Итак, вторая тема в моем планировании называется «Опора и движение». Я намеренно отхожу от анатомии в сторону физиологии: не «Опорно-двигательная система», а «Опора и движение». Считаю важным, чтобы ребенок знал, не только «как устроено», но и «как работает».
Тема «Опора и движение» занимает восемь часов, распределенных следующим образом:
1. Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей
2. Соединения костей
3. Скелет человека
4. Практическая работа «Изучение осанки и свода стопы»
5. Строение и функции скелетных мышц
6. Работа мышц и ее регуляция
7. Формирование опорно-двигательной системы. Травматизм
8. Подведение итогов по теме «Опора и движение»
Как и к прошлой теме, к «Опоре и движению» прилагается «Карта темы», которая позволяет ученику видеть, что именно мы будем изучать и в каком порядке. К каждому уроку прилагается специальный опорный конспект, и его номер записан рядом. Здесь же домашнее задание (на фото старая карта: домашние задания даны по учебнику Батуева; кроме того, сейчас я заменила букву «Ч» (человек) на номер параллели (8).
Начиная с темы «Опора и движение», я практикую письменные зачеты. Вопросы к ним ученики видят на первом же уроке изучения темы: они напечатаны в «Карте темы».
Вопросы разделены на три блока:
1 уровень — вопросы на воспроизведение, которые начинаются словами «кто, что, где, когда». Справился — получи несгораемую тройку и двигайся дальше.
2 уровень — вопросы на понимание, они начинается словами «почему» и «зачем». Четверка.
3 уровень — применение знаний в новой ситуации. Сравните, докажите, раскройте взаимосвязь. Отлично.
Слева от номеров вопросов первого и второго уровней стоят квадратики. Они предназначены для фиксации изученного. Обычно дети подходят к зачету с полным пониманием того, что ничего не знают. А поскольку времени мало, то никто ничего не учит и даже не повторяет.
С квадратиками мы работаем на уроках. Изучили сегодня соединения костей, повторили, закрепили — поставили галочку в квадратике напротив вопроса № 8. К концу изучения темы у детей есть видение того, что они изучили, а что — нет.
Если применять карты тем, то первый урок, посвященный опоре и движению, нужно начинать с рассмотрения самой карты темы. Но поскольку карты используются с седьмого класса, в восьмом на эту работу затрачивается пара минут.
Далее по плану работа с учебником. Читаем пункт 1 на стр. 32 (Пасечник, учебник с аммонитом на обложке) и отвечаем на следующие вопросы:
- из каких двух частей состоит опорно-двигательная система? Почему они так называются?
- какие функции выполняет ОДС? Каким образом она их выполняет?
- назовите четвертую функцию ОДС.
Пояснения по второму вопросу. Его лучше разбирать прямо на скелете. Опорная: каркас («представьте слона без костей»). Потом я прямо рукой на скелете показываю, как мозг опирается на кость, органы брюшной полости — на тазовые кости. Если есть изображение (а лучше модель) животного, покажите, как органы брюшной полости опираются на мышцы.
Двигательная: показываю, где на плече бицепс и трицепс, где они закреплены и как будет двигаться предплечье при сокращении этих мышц. Защитная: ну, здесь можно без комментариев.
А вот четвертая функция ставит детей в тупик. Кровь мы не изучали, но иногда находятся эрудиты, которым известен красный костный мозг. Если же эрудита нет, предлагаю поискать ответ на «Карте темы». Бывает, что и сами догадываются посмотреть.
Далее работаем с опорным конспектом, причем начинаем с вопроса костной ткани, ибо что бы мы дальше ни рассматривали, везде в нее упремся. Хотя костная ткань — это такой предмет, который при отсутствии воображения ребенку понять невозможно. Я обычно пользуюсь анимационным роликом, но все равно вижу, что большинство не понимает. Но что поделать — будем считать, что это материал повышенной сложности.
Во всяком случае, хоть какие-то крупицы можно сформировать при помощи следующих вопросов:
К какому типу тканей относят кость?
Почему кость твердая?
В чем заключается разница между компактным и губчатым веществом?
По поводу компактного вещества можно посмотреть фото Эйфелевой башни, архитектура которой отдаленно его напоминает. Буду благодарна читателям, которые поделятся ссылкой на авторитетный источник, указывающий на то, что Эйфель действительно вдохновился исследованиями Германа фон Майера в области внутренней структуры головки бедренной кости.
Виды костей удобно найти в учебнике на стр. 33. Почему я сначала рассматриваю виды костей, а потом только строение (в учебнике наоборот) — мне так удобнее, потому что для объяснения строения я беру длинную трубчатую кость. Просто снимаю со скелета Стёпы конечность (лучше верхнюю — она легче) и прошу учеников определить ее вид. После чего приступаем к строению.
Внешнее строение и рост изучаем при помощи модели плечевой кости и рисунка (либо в учебнике, либо на опорном конспекте). Я указываю на какую-либо деталь кости, ученики ищут название и произносят его. Сразу упоминаем функции. Если ранее изучали эндокринную систему, можно вспомнить, какая железа отвечает за правильный рост костей.
Внутреннее строение,к сожалению, только по рисункам. Никто из тех, кто обеспечивает школы пособиями, пока не догадался сделать модель кости с частичным разрезом. Я бы таких моделек сразу 15 штук заказала — на каждую пару учеников.
Пришло время заявленного в заголовке эксперимента. Спрашиваю учеников: какая кость выдерживает бОльшие нагрузки, трубчатая или плоская? Записываем на доске обе гипотезы и возможные аргументы к ним. Затем переходим к самому эксперименту. Для него понадобится:
- 2 стопки любых учебников (стопки должны быть одинаковой высоты);
- чашка весов;
- разновесы (можно взять в аренду в кабинете физики, но у меня есть свои);
- два листа бумаги А4;
- узкий скотч.
На глазах у детей из одинаковых листов писчей бумаги делаю две модели костей. Один лист сворачиваю тугим роликом (диаметр около 3 см), второй складываю гармошкой. Чтобы не разворачивались, на концах трубки и гармошки закрепляю бумагу скотчем.
Начинаю испытывать плоскую кость (гармошку). Кладу ее плоско между стопками книг (их можно придвинуть поближе друг к другу — дать косточке фору), подвешиваю на нее чашку весов так, чтобы чашка висела свободно, не касаясь книг. И начинаю давать нагрузку в виде разновесов. Дети с удовольствием считают, сколько гирек какого веса я положила на весы и в какой момент гармошка сломалась.
Повторяю эксперимент с трубкой, причем раздвигаю стопки, предварительно обсудив это детьми: понятно, что чем меньше площадь опоры, те бумаге труднее выдержать нагрузку. Засекаем максимальный вес. Дети в восторге. Для полноты картины разворачиваю трубку и показываю, что вот эта небольшая тоненькая бумажка выдержала 300 граммов металла вместе с коробочкой, в которой лежат гирьки.
Следовательно, на построение трубчатой кости материала требуется немного, а прочность ее довольно высока.
Иногда находится наблюдательный ребенок, который заявляет:
- Но вы же плоскую кость плашмя положили! А если ребром?
Ставлю этому ребенку пятерку и прошу рассмотреть, какой стороной повернуты к нагрузке плоские кости нашего организма. Все-таки «плашмя».
Химический состав костей я, как правило, не успеваю на этом уроке и переношу его на следующий. Может быть, это методически неверно, но мне близок принцип «лучше меньше, да лучше».
В следующий раз рассмотрим урок на тему «Соединения костей», захватим и их химический состав.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.