Ошеломительный успех «Брата» (1997) заставил Алексея Балабанова, не любившего сиквелы, сделать исключение. Вслед за камерным и атмосферным Петербургом первой части зрителей ждало масштабное, зрелищное и нарочито комедийное кино. Бюджет картины составил 1,5 млн долларов, что казалось чем-то фантастическим. А сами лента стали уникальным сплавом авторского видения и хорошего зрительского кино. Так как же создавалось продолжение истории Данилы Багрова, расскажу в этой статье!
Напоминаю, если нравится контент, то подписывайтесь на канал Киноборт, рассказывайте друзьями и делайте репосты в свои социальные сети — это здорово меня мотивирует делать новый контент! Также, читайте другие статьи:
Трилогия - Дилогия
Планы на продолжение строились еще до релиза первой части. Балабанов и продюсер фильма Сергей Сельянов видели трилогию: Петербург – Москва – Америка. Однако режиссер при разработке второй части, решил сделать её более динамичную и объединил две последние истории в одну. Так родился «Брат 2» — дерзкий гибрид криминальной драмы и острой комедии, где Данила Багров проделал путь из русской «деревни» в американский «мегаполис». А сама история из трилогия сначала превратилась в дилогию, а после смерти Бодрова и вовсе лишилась смысла в продолжении.
Партизанские съемки. Везде
Съемочный период в столице совпал с одной из самых мрачных глав в ее истории — чередой терактов и взрывов жилых домов в конце 1999 года. В этих условиях любая работа с оружием, даже бутафорским, была чревата серьезными последствиями.
Оружейный реквизит, включая знаменитый «Шмайсер», тщательно маскировали в автомобилях. Сцены со стрельбой репетировали до автоматизма, понимая, что на второй дубль времени не будет, ведь на выстрелы немедленно отреагировали бы милицейские наряды, и о продолжении съемок пришлось бы забыть. Сняв сцену, группа мгновенно грузила реквизит и покидала место.
Реализм
Для Алексея Балабанова понятие «настоящее» было ключевым. Оно и понятно, ведь всегда не хватало бюджета. Да и зачем строить декорации, если можно было снять в реальной квартире Ирины Салтыковой или в подлинной тюрьме. Эпизоды за решёткой снимали в стенах дореволюционной гауптвахты, где до этого побывали исторические фигуры вроде Троцкого и Берии, а также… рядовой Сергей Сельянов, будущий продюсер «Брата 2».
Этот документальный подход Балабанов пронёс через весь фильм. В Чикаго полицейских играли настоящие офицеры. Но самый яркий пример — сцена в баре для чернокожих. Она родилась из случайного визита Балабанова и Сельянова в подобное заведение во время поиска натуры. Напряжённая тишина, воцарившаяся при появлении двух белых мужчин, и тяжёлые, изучающие взгляды произвели на режиссёра столь сильное впечатление, что он буквально воспроизвёл этот пугающий и аутентичный опыт в своём фильме.
«Чёрной» квартал
Продолжая тему реализма: съемки в неблагополучном районе Чикаго прошли на удивление гладко – местные жители охотно участвовали в массовке и даже учили съемочную группу местному сленгу. Плюс ко всему, один из местных жителей оказался поклонником первого «Брата» и Сергея Бодрова! Оказалось, что впервые он увидел российский фильм на фестивале, а затем купил кассету на английском языке. Его пригласили сняться в сцене драки, где он, не рассчитав силу, сломал Сергею Бодрову-младшему два ребра. Любопытно, что режиссер Алексей Балабанов не был расстроен, а напротив – считал, что такая подлинная боль сделает сцену убедительнее.
Провал в прокате
Как писал в самом начале, общий бюджет картины составил 1,5 млн долларов, что было огромной суммой по меркам российского кинематографа того времени. Для сравнения: первый «Брат» был снят за 100 000 долларов. При этом в момент съемок «Брата 2» финансирование было крайне не стабильным: по признанию Сергея Сельянова, на момент съемок в Америке денег катастрофически не хватало и он сам до конца не понимал, как им удалось найти необходимые средства.
При всех чудесах, «Брат 2» в кинотеатрах собрал всего 1,7 млн долларов, что считалось провалом. Однако фильм стал абсолютным лидером по продажам на видеокассетах, что и принесло ему настоящую, народную славу и – в конечном итоге – окупаемость.
Бонус - вы знаете, что герой Бодрова ходит в том же самом свитаре?
Знаменитый свитер Данилы Багрова после съемок первой части бережно сохранила Надежда Васильева – художник по костюмам и жена Балабанова. И вот, когда через несколько лет начались съемки сиквела, она предложила режиссеру снова надеть его на героя.
Напишите в комментариях, какая часть вам больше нравиться?
Подписывайтесь на канал Киноборт и на другие соц.сети: Телеграмм | YouTube |
Другие стать и на канале: